Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.32
Евро 100.28
Юань 1.3

Лечение сносом

 OK-inform побывал на месте резонансного строительства нового корпуса Мариинской больницы, который вызвал возмущение и протесты градозащитников из-за сноса старых корпусов дореволюционной постройки

Руководство Мариинской больницы уверено, что сможет повысить качество оказания медицинских услуг в стационаре, благодаря строительству нового корпуса на месте трех старых, относящихся к дореволюционной постройке. Градозащитники же считают, что культурное наследие нельзя приносить в жертву высоким стандартам медицины.

- Основная проблема Мариинской больницы заключается в том, что ее 15 корпусов разбросаны более чем на 5 гектаров территории, - пояснил OK-inform главврач Мариинской больницы Олег Емельянов. - Большинство зданий никак не соединены между собой, что создает трудности при передвижении больных в диагностические и лечебные кабинеты.

Администрация лечебного заведения была вынуждена приобрести трактор, чтобы расчищать дорогу между корпусами от снега и наледи. Иначе «каталки» просто не проходили.

Из одного корпуса в другой тяжелых больных приходится возить на каталках. Причем, в любую погоду. Прошлой зимой администрация лечебного заведения была вынуждена приобрести трактор, чтобы расчищать дорогу между корпусами от снега и наледи. Иначе «каталки» просто не проходили.

- Если не решать эту структурную проблему, то о развитии больницы, заметьте, единственной в центре Петербурга, не может идти речь, - считает Олег Емельянов. - Площадь больницы составляет 40 кв. м. и это очень мало. Увеличив площади, мы сможем двигаться вперед. Значит, нам надо строить новый корпус.

Когда в 2008 году была окончена реставрация главного корпуса Мариинской больницы, ее руководство задумалось, в какой части территории больницы можно было бы построить современный медицинский корпус. В той, что слева от здания Кваренги, строить нельзя, поскольку новодел будет виден с Литейного проспекта. В той, что находится за зданием Кваренги, как раз и расположены три корпуса литер Л, Н и О, построенные до революции. На них и остановили выбор в больнице.

- В корпусе литер Н был пищеблок, но он три года не работает, поскольку был признан аварийным, а питание для больных с тех пор привозное, - объясняет OK-inform главврач Мариинской больницы. - В корпусе литер О была кочегарка, где осуществлялась стерилизация с помощью пара. Такой метод ушел в прошлое, и мы спокойно можем обойтись без кочегарки. Наконец, корпус литер Л является самым проблемным, с градозащитной точки зрения. Этот корпус имеет определенное архитектурное лицо, как говорят специалисты. В документах он значится как двухэтажное здание площадью 1800 кв. м. и записан под обозначением «барак». Историческое это здание только потому, что построено до 1917 года.

Благодаря 5-этажному зданию с шестым техническим этажом, больничная площадь увеличится примерно на 19 тыс. кв. м.

Новый корпус, в жертву которому хотят принести три исторических, но бесполезных с точки зрения медицины, здания, будет почти 25 м. в высоту, что отвечает высотному регламенту. Благодаря 5-этажному зданию с шестым техническим этажом, больничная площадь увеличится примерно на 19 тыс. кв. м. Здесь разместится отделение центральной стерилизации, а также отделение радионуклидной диагностики, приемное отделение, 6 экстренных операционных, расширенное отделение реанимации, отделение сердечно-сосудистой хирургии и отделение неотложной кардиологии, травматология, ортопедия, эндопротезирование, гинекология.

Проект по заказу комитета по строительству разработало ООО «Интарсия». Он прошел экспертизу. Стоимость строительства оценивают в 1 млрд рублей. Новый корпус хотят ввести в 2016 году.           

- Когда в 1803-1805 годах Кваренги строил главный корпус Мариинской больницы, а потом и два флигеля по сторонам от главного здания, он руководствовался принципом симметрии, - сказал OK-inform директор больницы Юрий Деркач. - Постройки, на месте которых мы сейчас хотим возвести новый корпус, асимметричны, в силу того, что они много раз надстраивались, переделывались. К тому же эти здания нельзя приспособить под лечебные нужды, потому что они не отвечают СанПинам, а территория, на которой они стоят, единственная в нашем квартале, где можно построить здание, которое бы решило наши проблемы с площадями. К тому же, сам Кваренги запланировал данный участок как зону развития больницы.

Представители градозащитного движения Петербурга уверены, что нельзя лечить одно, а другое - калечить.

Однако представители градозащитного движения Петербурга уверены, что нельзя лечить одно, а другое - калечить. Александр Марголис, председатель городского отделения Всероссийского общества охраны памятников, сейчас сам находится в больнице. Правда, не в Мариинской. Он говорит, что любые сносы в историческом центре города, чем бы они не оправдывались, являются варварскими действиями. В «сердце Петербурга» нужна щадящая реконструкция, а то, что называется «реконструкцией корпусов литеры Л, Н, О с надстройкой и объединением», Марголиc называет стиранием с лица земли зданий, чья культурная ценность может быть доказана при более независимой экспертизе.  

Спор градозащитников и застройщиков исторического центра обещает быть вечным, ведь в сердце Петербурга еще есть множество территорий, теоретически пригодных для развития.

Справка OK-inform

Выписка из акта по результатам государственной историко-культурной экспертизы документации по проекту реконструкции корпусов литеры Л, Н, О с надстройкой и объединением для размещения многофункционального медицинского центра СПб ГУЗ «Городская Мариинская больница», расположенного по адресу : Санкт-Петербург, Центральный район, Литейный проспект, 56 литеры Л, Н, О, подписанного Б. М. Кириковым, Э. Л. Иониди и М. С. Штиглиц 27 июня 2012 года:

«Из всего больничного комплекса под государственной охраной состоят: главный корпус (лит. А), боковые корпуса (лит. Б и В), ограда между боковыми корпусами и сад. Они составляют единый объект культурного наследия федерального значения «Больница Мариинская». Границы территории объекта утверждены КГИОП 16.09.2010.

Корпус прачечной (лит. О) появился в 1844 г., но в 1884 г. был перестроен и расширен. Здание двухэтажное с повышенным трехэтажным объемом (общая площадь – 1100 м2, строительный объем – 7608 м3). Прачечная является примером рядовой хозяйственной постройки. Она состоит их разных, малоувязанных между собой звеньев. Корпус литер О расположен в периферийной зоне и полностью закрыт от основной территории больницы семиэтажным корпусом из силикатного кирпича (лит. Я), построенным в 1971 году.

Кухонный корпус, или пищеблок (лит. Н) датируется 1904 г. Это 1-2-этажное здание, связанное переходом на уровне второго этажа с северным ризалитом главного здания (общая площадь лит. Н - 565,40 м2, строительный объем – 4109 м3). Корпус, вытянутый вдоль северной межевой линии больничной территории, представляет собой сугубо утилитарную постройку, диссонирующую с окружением своими грубо примитивными формами.

Барак (изоляторный корпус) построен в 1902-1904 гг. (лит. Л). Двухэтажное здание впоследствии было расширено двумя одноэтажными пристройками с северной стороны (общая площадь – 1865, 5 м2, строительный объем – 9627 м3).

В отличие от корпусов лит. Н и О, отодвинутых на периферию территории больницы, корпус лит. Л находится в визуально активной зоне. Он расположен вблизи главного здания и ориентирован перпендикулярно ему. Барак замыкает с северной стороны западный участок сада. Центр его главного южного фасада выделен ризалитом в три оси с треугольным фронтом.

Здание Барака не лишено признаков архитектурной композиции. Этим оно несколько отличается от корпусов лит. Н и О. Тем не менее, Барак относится к разряду рядовой внутриквартальной застройки и не представляет историко-архитектурной ценности. По композиции и стилистике он дисгармонирует с соседним главным зданием Д.Кваренги. Кроме того, Барак частично перекрыл сектор обзора главного здания со стороны больничного сада».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, студент курса программирования компьютерных систем, 16 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии