Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Из Франции Петербург привез мечты

 Фото: Пресс-служба Комитета по градостроительству и архитектуре Фото: Пресс-служба Комитета по градостроительству и архитектуре На минувшей неделе в Каннах завершилась международная выставка MIPIM 2016. Для Петербурга она прошла триумфально - не вложив ни копейки бюджетных средств, город получил потенциальных инвесторов на строительство гостиниц, транспортных объектов, «умное» домостроение, а также намек на проведение в городе выставки «Экспо» в 2022 году

Отправлялась в Канны Петербургская делегация не в самом лучшем настроении. На дворе - кризис, объем иностранных инвестиций в городскую экономику падает последние 2 года, да и, как подробно писал «Общественный контроль», деньги на саму поездку комитету срезали в результате секвестра бюджета. В результате главу Комитета по инвестициям Ирину Бабюк, говорят, буквально заставили в оперативном порядке задействовать все свои связи в бизнес-среде, чтобы найти спонсоров не просто на городское представительство, а на целый павильон, посвященный исключительно Петербургу. Правда, площадь его составила скромные 600 кв. метров, а не 3 тысячи «квадратов», как говорилось в официальном релизе Смольного.

Любопытно, что главный вдохновитель поездки на MIPIM в расширенном составе и с царским размахом - вице-губернатор Игорь Албин - в итоге на выставку как раз не поехал, делегировав полномочия руководителям подотчетных комитетов.

И руководители не подвели - главы КГА, КРТИ, КГИОП и Комитета по инвестициям солировали практически на всех круглых столах и пленарках, прошедших в петербургском павильоне, став, по сути, главными ньюсмейкерами этих трех дней.

Освоить к мундиалю

Так, председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин рассказал, что КРТИ на сегодняшний день имеет объем подписанных контрактов на сумму 150 млрд рублей. У города, по его словам, есть ряд масштабных проектов, например, широтная магистраль в створе ул. Фаянсовая - Зольная (объем инвестиций - порядка 2 млрд евро). Он также отметил, что в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в транспортную инфраструктуру Санкт-Петербурга до 2018 года будет вложено более 60 млрд рублей. Именно для освоения этих средств, возможно, КРТИ подписал соглашение о сотрудничестве с немецкой компанией «Херренкнехт АГ», которая производит тоннелепроходческую технику. Немецкая компания заявила о намерении поработать на инфраструктурных проектах в Петербурге и даже сама согласна искать инвестора под них.

Еще одно перспективное направление - строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). ОК-информ уже рассказывал своим читателям об этом мега-проекте. По заказу КРТИ силами ОАО «Метрогипротранс» уже завершены предпроектные работы по трем транспортно-пересадочным узлам: «Удельная», «Балтийская жемчужина» и «Путиловская», они могут стать предметом дальнейших переговоров с инвесторами.

По-другому, впрочем, и не получится - ни одного из 60 заявленных ранее ТПУ нет в адресной программе КРТИ до 2018 года. Кстати, в рамках тематической дискуссии о своем интересе к этому предложению уже заявили представители ГК «Пионер». Компания буквально в дни МИПИМ выиграла конкурс на строительство ТПУ в Москве и готова войти в аналогичный сегмент северной столицы. Еще одним претендентом на строительство городских ТПУ стала компания The Far East & Pacific Investments Inc. А точнее, компания выступит брокером - она будет искать инвесторов на транспортные узлы за рубежом. Первым станет пилотный проект строительства пассажирского ТПУ в «Девяткино» с объемом инвестиций 37 млрд рублей.

Господин Харлашкин также напомнил, что через 2 года платное парковочное пространство Петербурга будет насчитывать 60 тысяч мест, но при этом его развитие тесно увязано с созданием недорогих перехватывающих парковок за пределами центральной части города. Проект этот будет реализован с привлечением частных инвесторов, скорее всего, вкладывать средства в транспортное опустошение исторического центра будет банк ВТБ.

Активно поработал на выставке и «Пассажиравтотранс». Директор ГУПа Андрей Лызин презентовал проекты строительства двух автобусных вокзалов - «Парнас» и «Купчино», а также автобусного парка в Каменке. Он также сообщил о достигнутых предварительных договоренностях с компанией Skoda по передаче электробуса на подконтрольную эксплуатацию в Петербург, в ближайшее время будет подписано соглашение с компанией. Испытания могут начаться уже в первом полугодии 2016 года.

Через 2 года платное парковочное пространство Петербурга будет насчитывать 60 тысяч мест, но при этом его развитие тесно увязано с созданием недорогих перехватывающих парковок за пределами центральной части города

Всколыхнул информационный океан и глава КГА Владимир Григорьев. Чиновник анонсировал на площадке МИПИМ новые конкурсы, которые будут объявлены в 2016 году. Во-первых, будет проведен закрытый конкурс на редевелопмент промтерриторий, которые возникли вдоль рек и Обводного канала в XIX веке в период промышленного роста. Его закрытый формат предполагает участие конкурсантов по приглашениям (с предквалификацией участников). Конкурс будет затрагивать три локальные площадки, а его основная задача - «увидеть возможные варианты трансформации территории в соответствии с существующей нормативно-правовой базой». В рамках второго конкурса власти будут искать петербургский стиль для новостроек. Его планируется провести осенью, и в нем смогут принять участие все желающие.

Но если покопаться в памяти и новостях, становится понятно, что нового в заявлениях чиновников - совсем чуть-чуть. Проблему промзон в историческом центре власти пытаются решить уже несколько десятилетий, но каждый раз дело тормозит либо принципиальная позиция собственников территорий (а большую часть бывших промплощадок в Петербурге до сих пор держат физлица, сдающие площадки в аренду и не заинтересованные в редевелопменте), либо осторожная политика самих властей - в рамках поправок в Генплан в 2014 году далеко не все заявки по переводу промзон под иные цели были одобрены. Почему - застройщики могут только гадать.

О создании единого стиля для спальных районов губернатор Георгий Полтавченко вообще говорил еще в 2013 году - с тех пор, правда, никто так и не понял, как это будет выглядеть и за что девелоперам будут навязывать единые нормы проектирования. Засветился на выставке и изрядно критикуемый в последнее время глава КГИОП Сергей Макаров, который, по данным СМИ, вообще приехал в Канны из отпуска. Чиновник, как говорит официальный релиз, представил «проекты, которые не только добавляют новые функции и оживляют исторические здания и комплексы Санкт-Петербурга, но и усиливают его идентичность как научной и культурной столицы России». В частности, иностранцам были представлены проекты реконструкции Большого Гостиного Двора и комплекса «Петровский док» в Кронштадте, который, если найдутся деньги, станет центром подводной археологии и новых технологий для подводных исследований.

Еще больше гостиниц

Но главной звездой петербургского павильона ожидаемо стала глава Комитета по инвестициям Ирина Бабюк - именно она поставила больше всего подписей под меморандумами и декларациями добрых намерений. Обо всех встречах и переговорах, с позволения читателей, «Общественный контроль» писать не будет, ведь общение с инвестором - это и есть «черновая» работа инвестиционного блока на выставке. Но ряд конкретных предложений выделить можно.

Главной звездой петербургского павильона ожидаемо стала глава Комитета по инвестициям Ирина Бабюк - именно она поставила больше всего подписей под меморандумами и декларациями добрых намерений

Так, госпожа Бабюк сумела заинтересовать инвесторов проектами строительства гостиниц к ЧМ-2018. Сейчас Смольному очень важно закрыть эту инфраструктурную «дырку» - классификация существующих гостиниц идет намного медленнее, чем хотелось бы властям. Поэтому отельерам в последнее время не только предоставили налоговые льготы, но и предложили целый набор площадок для строительства недорогих гостиниц. На это предложение в Каннах, в частности, клюнули группа Accor и австрийская Warimpex, чья «дочка» «Авиелен» реализует в Санкт-Петербурге проект многофункционального комплекса «Аэропортсити».

Кроме того, Смольный и шведский девелопер NCC договорились о внедрении передовых технологий «умного дома» при строительстве жилых объектов в Петербурге. Пилотный проект, предусматривающий внедрение передовых технологий в строительстве «умного» жилья, в Петербурге будет реализован на Магнитогорской улице, 11. Это будет первый «нулевой» дом в городе - здание не будет потреблять электроэнергию за счет возобновляемых источников - мини-ветрогенераторов, солнечных панелей, тепловой энергии реки Охты. Также в проекте будут использованы новейшие инженерные технологии и системы - рекуперация, единый инженерный узел, VDC и другие. Предполагаемый объем инвестиций в пилотный проект - 18,5 млрд рублей, построить дом планируется до 2022 года.

К этому году, к слову, в Петербурге может пройти самое масштабное событие для всего просвещенного мира - Всемирная выставка Expo. Символ индустриализации и технического прогресса, которая еще ни разу в своей истории (с 1851 года) не проводилась в России. В этом году, заметим, выставка поедет в Турцию. О возможности проведения Expo-2022 в Петербурге рассказал торговый представитель России во Франции Александр Туров. По его словам, «в Петербурге есть хорошие возможности и потенциал для проведения мероприятий самого высокого уровня, в том числе Expo-2022». Но для этого городу нужно всего лишь 7 раз не провалиться при проведении ПМЭФ и не ударить в грязь лицом на чемпионате мира по футболу.

Мнение

Александр Матеша, управляющий партнер компании «Еврострой-Развитие»:

- MIPIM в очередной раз подтвердил звание самой масштабной выставки в сфере недвижимости, но, кроме этого, и одной из самых эффективных деловых площадок международного уровня. Что касается России, то в 2016 в Канны приехало немногим более 200 компаний. В 2015-м мы могли видеть около 250 российских компаний, еще годом ранее - порядка 500. Может создаться впечатление, что интерес к выставке снизился, но это не так. Вероятнее всего, незначительная часть компаний отказалась от поездки ввиду ухудшения экономического положения.

В этом году на выставке нет компаний, для которых недвижимость является непрофильным бизнесом. Основная доля участников - игроки, которые действительно заинтересованы в расширении деловых связей, обмене опытом, изучении опыта зарубежных коллег, перенятии эффективных технологий и новшеств

Однако стоит отметить, что данный фактор сыграл положительно - в этом году на выставке нет компаний, для которых недвижимость является непрофильным бизнесом. Основная доля участников - игроки, которые действительно заинтересованы в расширении деловых связей, обмене опытом, изучении опыта зарубежных коллег, перенятии эффективных технологий и новшеств. Примечательно, что в подобных условиях выставка действительно стала рабочей площадкой.

Экспонентами на выставке в этом году стали около полусотни российских компаний, которые выставились на 13 стендах. Конечно, основную долю составляли представители двух столиц, но и региональные игроки заняли свое место - это положительный момент, который говорит о том, что региональный бизнес стремится к развитию. При этом у игроков столичного и региональных рынков была уникальная возможность совместного обсуждения профессиональных вопросов на международном уровне с участием иностранных экспертов.

Примечательно, что с каждым годом растет уровень проектов российских компаний, представленных на выставке. Более того, если ранее участники приезжали на MIPIM, как говорится, на других посмотреть и себя показать, то в этом году основной задачей стала презентация проектов с целью привлечения инвестиций.

Не исключением в данном случае стал и стенд Санкт-Петербурга. Коллеги представили порядка 30 проектов в сфере комплексного освоения территорий, развития транспортной инфраструктуры и другие. Из особенного - презентация концепции большого Гостиного двора, которую презентовал Fort Group, или архитектурно-градостроительная концепция развития намывных территорий на Васильевском острове от Glorax Group.

Многие ожидали, что в связи с экономическими и геополитическими отношениями России с другими странами интерес к отечественным проектам со стороны иностранных инвесторов будет минимальным, но прогнозы не оправдались.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена, домохозяйка, 45 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии