Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

«Даже слепая белка может вдруг найти орех»

 Фото: newamerica.org Фото: newamerica.org В ходе поездки в Нью-Йорк в составе делегации российских журналистов корреспонденту «ОК-информ» удалось поговорить с лауреатом Пулитцеровской премии Джесси Айзингером

Обладатель самой престижной журналистской награды рассказал о превратностях занятий журналистскими расследованиями в США, отношении американских властей к прессе и даже открыто посочувствовал российским коллегам, которые, по его мнению, «работают, как на фронте».

Джесси Айзингер известен тем, что был одним из первых финансовых аналитиков, который загодя предсказал неизбежность финансово-экономического обвала в Штатах, случившегося в 2008-м.

Пулитцеровский лауреат Джесси Айзингер ныне трудится в «Про паблика» - крупнейшем агентстве, занимающемся журналистскими расследованиями. В Америке и отчасти в Европе он известен тем, что был одним из первых финансовых аналитиков, который загодя предсказал неизбежность финансово-экономического обвала в Штатах, случившегося в 2008-м. Этот веселый, ухоженный и полный оптимизма человек поначалу не производит впечатления «грозы финансовых махинаторов». Весь его облик излучает добродушие, он сыплет емкими, мгновенно запоминающимися фразами. А о своем крупнейшем профессиональном успехе выражается саркастически: мол, рано или поздно даже слепая белка может-таки найти орех.

Айзингер открыто признает: на рынке американской прессы давно уже царит кризис, крупнейшие региональные и даже федеральные издания либо закрываются, либо «уходят в онлайн», либо вовсе теряют лицо. Впрочем, дело здесь, по его словам, вовсе не в злокозненных намерениях власти - таковы законы американского рынка в век Интернета и взрывного развития онлайн-технологий.

По его словам, и в Госдепе, и в Белом доме, и даже в Конгрессе работу «Про паблика» всячески приветствуют: мол, нужное дело делаете, ребята. Необходимой считают работу агентства и крупные частные фонды, поэтому больших проблем с финансированием у журналистов нет. Ежегодная сумма перечислений в фонд агентства превышает 12,5 млн долларов. На эти деньги финансируется штат из примерно четырех десятков сотрудников, пишущих на самые острые социальные, экономические и политические темы.

- В США за занятие журналистикой не последует убийств и политических преследований, журналистские расследования здесь только поощряются. Нам дают различные премии и награды.

Во время беседы Айзингер постоянно помнил о том, что перед ним - коллеги из России, поэтому был необычно (для наших СМИ) откровенен и порой даже прямолинеен.

- В США за занятие журналистикой не последует убийств и политических преследований, журналистские расследования здесь только поощряются. Нам дают различные премии и награды. Если говорить о том, насколько мы нужны государству, то это - палка о двух концах. На публику представители власти скажут, что это очень важно, и никто из них никогда не скажет: мол, стране нужно поменьше журналистских расследований. Но на деле администрация Обамы нанесла серьезный урон журналистам, спровоцировав большое внутреннее расследование на предмет поиска источников сливов в прессу. В итоге многие чиновники тут же «закрылись», боясь увольнения - и лишив прессу важнейшей инсайдерской информации.

При этом, считает Айзингер, власти Америки не стесняются открыто и остро критиковать прессу, и не без причин. Порой многие американские издания ведут себя крайне безответственно и продают читателям искаженную информацию о том или ином чиновнике или чрезвычайном происшествии.

Мнение Айзингера о российской расследовательской журналистике - уважительное, но какое-то обостренно сочувственное.

Среди героев публикаций «Про паблика» российских чиновников пока не было. Но не потому, что они святые - просто не доходили руки, ведь в США масса собственных социальных и экономических проблем.

- Занятие журналистскими расследованиями в России - дело неблагодарное, а порой и смертельно опасное. Вы, ребята, делаете намного более опасную и рискованную работу, чем мы. Все мы помним, например, дело Анны Политковской, и оно очень внятно говорит об общем отношении власти к журналистам, - говорит расследователь.

При этом Айзингер уточняет: среди героев публикаций «Про паблика» российских чиновников пока не было. Но не потому, что они святые - просто не доходили руки, ведь в США масса собственных социальных и экономических проблем. Он признает: агентству хотелось бы сотрудничать с журналистами из РФ, поскольку в России, мягко говоря, есть о чем писать в этом контексте. Например, в Америке многих экспертов тревожит тот факт, что ежегодно десятки богатых россиян и китайцев покупают апартаменты на Манхэттене стоимостью в десятки миллионов долларов - отмывая таким образом деньги, украденные в своих странах.

- К сожалению, США сегодня стали самым популярным направлением для подобных махинаций. Поэтому постепенно появляется общественный запрос на расследование таких случаев, а также на принятие законодательства, которое это ограничивало бы. Например, сегодня в Нью-Йорке и Калифорнии - двух самых популярных местах «шопинга недвижимости» для россиян - приняты законы, согласно которым покупатель дорогой недвижимости уже не имеет права скрываться за «офшорной ширмой». Он должен в обязательном порядке ставить свое реальное имя в документах на квартиры, виллы, яхты или земельные участки. И это само по себе может заставить многих коррупционеров крепко задуматься. Но в то же время в законах все равно остаются лазейки, которые дают возможность госорганам США скрывать определенную информацию, особенно если об этом их настоятельно попросят, - говорит главный финансовый аналитик «Про паблика».

Сегодня агентство вполне успешно действует по внутриамериканскому алгоритму - скрупулезно исследуя проблему, а затем продавая готовый материал крупным изданиям и агентствам: «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон Пост», журналам «Тайм», «Ньюсуик» и т.д. Россиянам же, которые вдруг выйдут на след какого-либо нечистого на руку американского чиновника, в «Про паблика» всегда будут только рады - и, как говорится, помогут чем могут.

Россиянам, которые вдруг выйдут на след какого-либо нечистого на руку американского чиновника, в «Про паблика» всегда будут только рады - и, как говорится, помогут чем могут.

Айзингер признает: кризис 2008-го вряд ли будет последним столь масштабным потрясением для мировой экономики, за ним обязательно последуют другие. Возможно, еще более мощные.

- Причин для этого несколько, и самая очевидная из них - это всемирная коррупция, выращенная на почве тесных, почти семейных отношений и связей между политиками и корпоративным миром. Если политик или регулятор принимает негласные правила игры и становится удобен для корпораций, то он может рассчитывать на финансовую карьеру в крупном бизнесе после того, как уйдет в отставку. Недаром многие политики в США и Европе, выходя на пенсию, становятся лоббистами.

Коррупция имеет и иное объяснение: как видно из финансовых отчетов корпораций, по крайней мере две трети сенаторов США, разрабатывающих новые финансовые положения, сами держат акции в крупных банках, фондах или трастовых компаниях. Но главное объяснение коррупции - в том, что в последние годы политики в США приобрели автоматическую привычку «падать ниц» перед обладателями огромных сумм денег.

Это - еще одно из многих уродливых последствий растущего неравенства в благосостоянии общества. Чувство общности у многих жителей Америки все чаще сводится на нет вместе с моральными ценностями, которые являются основой нашего общества. По сути, сегодня в США сформировались два противоположных класса, которые живут в противоположных мирах. Их столкновение неизбежно, и чем позже это произойдет, тем лучше, считает Айзингер.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, финансовый аналитик, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии