Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Паранойя или бдительность: Брюссель и Париж - в каждой сумке

 Только за следующие после брюссельского теракта сутки в спецслужбы разных стран поступило сообщений о подозрительных предметах больше, чем бывает за несколько месяцев

Только один день, только одни факты

Серия терактов в столице Бельгии произошла 22 марта. Напомним, в результате взрывов в аэропорту и в метрополитене Брюсселя погибли 34 человека, ранено более 300.

Уже утром следующего дня, 23 марта, из-за угрозы безопасности эвакуировали аэропорт французской Тулузы. Как сообщает издание The Local, эвакуация началась около семи утра по местному времени. Людей вывели из аэропорта на дорогу, было задержано несколько рейсов. По некоторым данным, в службу безопасности поступило сообщение о подозрительном предмете.

Один из пассажиров рейса внезапно отказался лететь и сообщил об этом членам экипажа, капитан воздушного лайнера решил вывести всех пассажиров из самолета и потребовал проверить борт на наличие взрывного устройства

В этот же день в России были эвакуированы пассажиры рейса Краснодар - Москва компании «ЮТэйр». Один из пассажиров рейса внезапно отказался лететь и сообщил об этом членам экипажа, капитан воздушного лайнера решил вывести всех пассажиров из самолета и потребовал проверить борт на наличие взрывного устройства. Вылет задержался на несколько часов.

Буквально через час в Санкт-Петербурге поступило сообщение о бесхозной сумке в световом зале Московского вокзала. Сотрудники транспортной полиции эвакуировали посетителей и персонал из здания, помещение проверили взрывотехники с собаками. Позже выяснилось, что в забытой сумке оказались продукты.

В это же время в Москве произошла эвакуация Курского вокзала. По информации журналистов Лайфньюс, в здании вокзала был найден некий подозрительный предмет, представляющий опасность. Из-за угрозы теракта полиция объявила тревогу. На место происшествия стянуты сотрудники экстренных служб и полиция.

Параллельно в Северной столице - очередное сообщение о подозрительном предмете, на этот раз - в жилом доме на Васильевском острове. 17 жильцов дома 49 на 6-й линии эвакуированы, работали полиция и взрывотехники. «Бомбой» оказалась металлическая труба, не представляющая опасности, сообщили ТАСС в правоохранительных органах, однако затем появились уточнения, что это была не просто труба, а нижняя часть корпуса некой ракеты. Но тоже безопасной.

Также в этот день сообщалось, что в Ростове-на-Дону эвакуируют три вокзала из-за угрозы взрыва

В совсем уж дальнем Владивостоке подозрительный предмет якобы заложен на детской площадке. В этот же день, 23 марта, саперы и полиция оцепили горки и карусели на площадке у дома 86 по проспекту Красного Знамени. Об этом сообщили очевидцы в WhatsApp новостей местного портала VL.ru. Тревога оказалась ложной.

Когда в России уже наступал вечер 23 марта, поступили сообщения из США: Северный и Южный терминалы международного аэропорта Атланты эвакуируют в связи с обнаружением подозрительного пакета. По неподтвержденным данным, возле одного из терминалов была слышна стрельба.

Также вечером 23 марта поступило сообщение об эвакуации в аэропорту Ростова-на-Дону.

«В здании аэропорта была обнаружена бесхозная сумка, которая вызвала подозрение у полицейских, на место немедленно вызвано усиление для проверки объекта», - сообщил Интерфаксу источник в службе безопасности.

Также в этот день сообщалось, что в Ростове-на-Дону эвакуируют три вокзала из-за угрозы взрыва.

Не до шуток: позвонил - в тюрьму

23 марта белорусские СМИ сообщили, что двое россиян и один гражданин Белоруссии стали фигурантами уголовного дела за ложные сообщения об обнаружении взрывного устройства. В первом случае россиянин, вылетавший из Минска в Москву, заявил контролерам, что у него «в штанах находится бомба». Шутника задержали.

Нынешние лже-террористы манипулируют спецслужбами, отрывая их от действительно важных дел, а также сеют страх и панику среди населения. Кроме того, при многочисленных «разминированиях» несуществующих бомб вполне реальные террористы изучают действия силовиков, наличие средств и сил

Так же глупо пошутил белорус, сообщивший о бомбе в багажном отделении.

Аналогичное сообщение поступило от россиянина, заявившего инспекторам авиационной безопасности о взрывном устройстве в картонной коробке, которая якобы находилась в багажном отделении. Уголовное законодательство республики предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы за ложные сообщения, касающиеся безопасности полетов.

Между тем весной 2016 года готовится к рассмотрению в российской Госдуме законопроект, подготовленный депутатом Михаилом Дегтяревым о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, предусматривающих ужесточение наказания по ст. 207 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». Законодатель предлагает удвоить штрафы и сроки наказания, предусмотренные ст. 207. С аналогичным предложением к главе МВД Владимиру Колокольцеву обратился и член Общественной палаты Владимир Слепак. По их мнению, нынешнее наказание за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, угрожающих гибелью людей или причинением ущерба, в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей, обязательных работ на срок до 480 часов, исправительных работ на срок от 1 года до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет, не слишком пугает потенциальных «террористов».

Предлагается удвоить все санкции. Авторы аргументируют это тем, что нынешние лже-террористы манипулируют спецслужбами, отрывая их от действительно важных дел, а также сеют страх и панику среди населения. Кроме того, при многочисленных «разминированиях» несуществующих бомб вполне реальные террористы изучают действия силовиков, наличие средств и сил. В последующем это может использоваться уже во вполне реальных преступлениях.

Не верь, не бойся, не паникуй

Видимо, скоро у психологов и психиатров уже появится новый диагноз - посттеррористический синдром. Это когда напуганные люди в каждой сумке будут видеть бомбу, в каждом смуглом гражданине - смертника, в каждом самолете - летающий гроб. По оценкам специалистов, пока подобные страхи все-таки не слишком долговечны и держатся неделю-две после очередной трагедии - до тех пор, пока их не сменят другие шокирующие события.

Опаснее те, кто поддается панике и с криком «Мы все умрем» начинает вытаптывать социальные сети якобы конфиденциальной информацией о предстоящем конце света или делится «страшными тайнами» по смс-рассылке

Однако специалисты по психологии терроризма просят уделять внимание не конкретным страхам - например, аэрофобии после взрывов самолетов или агорафобии после терактов в общественном транспорте. Таких людей не очень много и они, в конечном счете, вредят только себе, меняя собственный образ жизни. Опаснее те, кто поддается панике и с криком «Мы все умрем» начинает вытаптывать социальные сети якобы конфиденциальной информацией о предстоящем конце света или делится «страшными тайнами» по смс-рассылке.

«Не поддавайтесь сетевым троллям, не позволяйте сделать из вас героев информационных войн, действуйте исходя из реальных, а не виртуальных опасностей, - считает военный психолог Игорь Алябьев. - Не отвечайте и тем более не распространяйте панические сообщения, каким бы информированным источник вам ни показался. Поймите: если будет реальная опасность, сообщения поступят совсем по иным каналам, а не по системе ОБС (одна бабка сказала). Подумайте о том, как живут люди, например, в Израиле, где угроза терактов нависает над каждым с первой минуты рождения. Они не паникуют и не истерят - они просто очень четко знают, что и как должны делать в случае реальной опасности».

При этом психолог замечает, что полностью избавиться от системы паникующих кликуш не удавалось ни одной стране мира.

«Важнее всего осознать то, что любая истерика на тему «нас всех взорвет ИГИЛ» (или другие реальные или мифические враги) оказывается просто бальзамом на душу этих самых врагов. Кровавые душманы с бомбами в столичном метро не страшнее тех самых крыс-мутантов, которыми пугали народ в 1990-е. И что с ними стало? Крысы сдохли - а мы-то остались.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, инженер-программист, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии