Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Суд вступился за деловую репутацию

 Фото: РИА «Новости» Фото: РИА «Новости» Комиссии УФАС в тандеме с «профессиональными жалобщиками» не удалось сорвать конкурсы на проектирование газопроводов в Ленинградской области стоимостью 300 млн рублей. Антимонопольщики поддержали претензии к наличию в конкурсной документации критерия оценки деловой репутации участника закупки, но суд в этом вопросе встал на сторону Росстандарта и муниципальных заказчиков

Региональная подпрограмма газификации Ленинградской области на период 2014 - 2018 годов была утверждена постановлением областного правительства в 2013 году. Документ предполагал, что к 2018 году в регионе будет полностью газифицировано 49 населенных пунктов, а также получена техническая возможность для подключения к сетям газоснабжения 13 тысяч домовладений и 18 тысяч квартир в многоквартирных домах, по факту к газу получат доступ более 3 тысяч домовладений. На момент утверждения программы, по данным консолидированных отчетов ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» и ОАО «Гатчинагаз», уровень газификации жилищного фонда природным газом на территории Ленинградской области составлял 59,5%. А к началу 2016 года достиг отметки в 68,8%, превысив средний по России. Общий объем финансирования программы, согласно документу, - около 40,8 млрд рублей, в том числе объем субсидий из областного бюджета муниципалам на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства объектов газификации (в том числе проектно-изыскательские работы) в 2015 году составил 6,9 млрд рублей.

Муниципальные заказчики разыграли 25 конкурсов на право заключения контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ по строительству газопроводов на подотчетных территориях на сумму около 300 млн рублей.

Летом 2015-го муниципалитеты начали постепенное освоение этих средств: муниципальные заказчики разыграли 25 конкурсов на право заключения контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ по строительству газопроводов на подотчетных территориях на сумму около 300 млн рублей. Но столь необходимую жителям области программу вдруг остановило Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, принявшая к рассмотрению около 50 жалоб.

Суть в том, что, согласно постановлению кабмина от 28 ноября 2013 года № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в качестве профессионального фильтра в конкурсной документации был применен показатель нестоимостного критерия оценки «Деловая репутация участника закупки», определяемый в соответствии с системой добровольной сертификации «Системы оценки российского бизнеса» и системой добровольной сертификации «Оценка опыта и деловой репутации». И заявители прежде всего пытались обжаловать порядок оценки заявок, который, по их мнению, не позволял выявить лучшие условия исполнения контрактов.

Отметим, что в качестве одного из жалобщиков выступила компания ОАО «Гипрониигаз», а интересы разных организаций-жалобщиков на рассмотрении в УФАС представляли одни и те же лица: Денис Евдокимов (которого СМИ связывают с еще одним известным  городским «жалобщиком» - ООО «Проектно-строительная компания Лидер») и М.Н. Коугия (человек с такими же инициалами когда-то был ведущим специалистом отдела развития и координации многоуровневой системы профилактики правонарушений комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, работал в комиссии по вопросам функционирования специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств в Петербурге, а затем - в администрации Выборгского района города).

Представители комитета подтвердили возможность применения ГОСТ Р 56002-2014 при оценке деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование или инженерные изыскания.

В итоге комиссия УФАС пошла навстречу жалобщикам и признала их претензии обоснованными и нарушающими положения 44 ФЗ. Муниципалам были выданы предписания об устранении допущенных нарушений.

Несмотря на то что заказчики, отредактировав документацию, более подробно раскрыли содержание показателя, жалобы были направлены повторно. Кроме того, на заседании по их рассмотрению муниципалы позвали представителей НП «Специальный ресурс» и Технического комитета 066 (ТК 066), являющихся разработчиками систем добровольной сертификации «Системы оценки российского бизнеса» и «Оценка опыта и деловой репутации». Представители комитета, в свою очередь, подтвердили возможность применения ГОСТ Р 56002-2014 при оценке деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование или инженерные изыскания. В комитете также рассказали, что при начале внедрения стандарта от заказчиков стали поступать запросы о возможности использования указанного ГОСТа. Тогда федеральная ФАС разъяснила, что если предложенные критерии оценки носят счетный и предсказуемый для участника закупки характер, то конкуренция не может быть ограничена. При этом в конкурсах с участием ОАО «Гипрониигаз» сертификаты оценки опыта и деловой репутации предъявили как минимум пять участников конкурса.

Также на рассмотрение жалоб было предоставлено письмо Росстандарта от августа 2015-го, в котором была наглядно представлена эффективность применения в ряде конкурсных процедур порядка оценки заявок, установленного заказчиками при оценке деловой репутации претендентов. Тем не менее разъяснения Росстандарта о порядке использования добровольной сертификации областных антимонопольщиков не впечатлили. А программа газификации тем временем отставала от утвержденных графиков, и муниципалам решения комиссии пришлось оспаривать в суде.

В Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области заказчики обратились с заявлением о признании недействительными 53 решений и предписаний УФАС. Арбитраж иск удовлетворил и принял решение о признании недействительными решений и предписаний службы.  Апелляция УФАС Тринадцатым арбитражным апелляционным судом удовлетворена не была. В настоящее время судебное заседание по делу завершено, решение первой инстанции оспорено не было, с 9 февраля 2016 года решения и предписания УФАС признаны недействительными. То есть сейчас на руках у муниципальных заказчиков есть уже два положительных решения апелляционной инстанции, еще 51 дело по решениям УФАС - на подходе.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Настя, помощник бухгалтера, 27 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии