Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Тракторы и суда должны вытянуть Вологодчину из долговой ямы

 Власти Вологодской области обнародовали планы по созданию крупного машиностроительного кластера. Этот проект призван расширить налогооблагаемую базу и уйти от узкоспециализированной экономики. Детали программы диверсификации производства выяснял «Общественный контроль»

Упрочить тракторное лидерство

Многие годы производственная мощь Вологодчины держится на двух основных опорах - черной металлургии и предприятиях химического комплекса. Обе эти отрасли во многом ориентированы на экспорт и сильно зависят от конъюнктуры на мировых рынках. Финансово-экономический кризис 2008 года тяжелым катком проехался по местным промышленникам: бывший регион-донор едва ли не в одночасье превратился тогда в глубоко дотационную территорию, в статусе которой пребывает и поныне.

Начатая же еще прежними региональными властями работа по диверсификации экономики немного запоздала. И даже несмотря на то, что прошлый год сложился для вологодской экономики удачно (рост производства отмечен в перерабатывающей, строительной, сельскохозяйственной и многих других отраслях) наполнение региональной казны по-прежнему идет очень непросто.

Многие инвестпроекты по созданию новых предприятий по разным причинам переносятся собственниками на более поздний срок. В этих условиях региональные власти решили развивать производственную базу с максимальной привязкой к уже действующим мощностям, пытаясь найти партнеров для новых производств в лице все тех же металлургов, химиков и машиностроителей.

Во многом именно по такому сценарию будет создаваться и машиностроительный кластер, который должен появиться на территории череповецкой промышленной площадки. Центром такого кластера должен стать Череповецкий литейно-механический завод, которого поддержит стратегический партнер из Белоруссии - Минский тракторный завод.

Предполагается, что новый кластер будет тесно сотрудничать с создаваемыми сейчас в Череповце Индустриальным парком и Парком высоких технологий

Успешное сотрудничество двух предприятий началось еще пять лет назад, когда в Череповце стартовала сборка различной техники на базе сельскохозяйственного трактора «Беларусь». За последующие годы из сборочных цехов череповецкого предприятия вышло уже более 6000 машин, что позволило Вологодской области возглавить общероссийский рейтинг регионов по производству тракторов.

Но останавливаться на достигнутом стороны не собираются, что и было подтверждено недавним соглашением о создании машиностроительного кластера.

- Подписав это соглашение, мы получили надежного партнера не только в лице Минского тракторного завода, но и всей республики Беларусь, - подчеркнул вологодский губернатор Олег Кувшинников. - Мы готовы и дальше наращивать объемы производства сельхозтехники, предоставив череповецкому заводу меры государственной поддержки в виде новых земельных участков для расширения площадей.

Предполагается, что новый кластер будет тесно сотрудничать с создаваемыми сейчас в Череповце Индустриальным парком и Парком высоких технологий. На базе последнего, в свою очередь, по договору с местным университетом, будут готовиться востребованные для машиностроительной отрасли инженерные кадры.

Технологии в обмен на судовую сталь?

Но белорусы - не единственные иностранные партнеры, во взаимодействии с которыми Вологодская область намерена модернизировать свою экономику. В том же машиностроительном сегменте начался выпуск специализированной техники по технологиям крупной канадской корпорации. А недавно было объявлено, что с помощью финских партнеров Череповец намерен вернуть себе былую славу крупного центра российского судостроения.

Кстати, история череповецкого судостроения насчитывает более двух веков. В XIX столетии здесь спускали со стапелей различные баржи, на которых по Шексне и Волге перевозились миллионы тонн всевозможных грузов. А уже в советский период череповецкие корабелы строили теплоходы и суда класса «река-море». Но после того как в конце 90-х местный судоремонтный завод ушел в небытие, лишь несколько небольших фирм продолжают принимать заказы на маломерные катера и пластиковые лодки.

О планах возродить судоремонтное производство мэр Череповца Юрий Кузин публично заявил еще в ноябре, отметив, что это направление производственной деятельности город будет развивать совместно с машиностроением и металлообработкой. А недавно эти планы обрели конкретику: во время мартовского визита в Финляндию официальная делегация Череповца посетила хельсинкскую судоверфь, где провела переговоры о сотрудничестве череповецких предприятий с крупной судостроительной компанией.

Финская сторона готова оказать технологическую, а возможно, и инвестиционную поддержку по возрождению череповецкой судоремонтной базы. Кроме того, представители Страны Суоми высказали заинтересованность в организации поставок судовой стали с предприятий «Северстали»

Финская сторона готова оказать технологическую, а возможно, и инвестиционную поддержку по возрождению череповецкой судоремонтной базы. Кроме того, представители Страны Суоми высказали заинтересованность в организации поставок судовой стали с предприятий «Северстали».

- На первом этапе нам хотелось бы восстановить судоремонтную базу для судов класса «река-море», - заявил, комментируя итоги переговоров, Юрий Кузин. - Длина таких судов может превышать 100 метров, а ширина - 18. При этом город мог бы проводить полный цикл их ремонта. Недостатка в заказах, уверен, не будет. На участке от Петербурга до Москвы таких судов на обслуживании более 2 тысяч, всего по России - около 9000. Финские партнеры проявляют заинтересованность, а наш город может стать площадкой для регионального развития этого направления.

По словам мэра, возрождать череповецкое судостроение планируют с помощью частных инвестиций и небольшой доли собственных бюджетных средств, которые будут направлены на строительство подводящей инфраструктуры. Возможно и частичное финансирование проекта из федеральной казны, особенно на втором этапе, когда кроме ремонтной базы город надеется развернуть на своей территории и судостроительные мощности.

В новом генплане Череповца уже предусмотрены два участка под строительство судоремонтной базы и судостроительных доков. Одна из зарезервированных площадок находится на берегу Рыбинского водохранилища за территорией существующей промзоны, вторая - в акватории Шексны в Заягорбском районе.

Через призму выборов

- На все громкие заявления местных политиков о модернизации местной экономики нужно смотреть через призму предстоящих в сентябре выборов, - уверен руководитель Вологодского центра региональной проблематики Андрей Ворошнин. - Тем более что этой осенью на Вологодчине будут выбирать депутатов не только в Госдуму, но и в региональный парламент.

Вместе с тем нельзя не признать, что если планы по созданию машиностроительного кластера и возрождению череповецкого судостроения действительно будут реализованы, это станет для области большим и несомненным плюсом. Вместе с новым целлюлозно-бумажным комбинатом, который также планируется построить в окрестностях Череповца, дополнительные производственные мощности могут дать региону минимум 20 тысяч новых рабочих мест. С учетом того, что в обозримой перспективе население региона будет расти (по разным демографическим прогнозам - от 60 до 250 тысяч человек за 15 ближайших лет) это становится особенно важным.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, владелец небольшого салона красоты, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии