Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Серые зарплаты: возможен ли выход из порочного круга?

 Фото из архива ok-inform Фото из архива ok-inform Эксперты критически отнеслись к инициативе главы Минфина строго карать работодателей, которые выдают сотрудникам зарплату в конверте: сначала нужно организовать честную и прозрачную систему налогообложения, а потом требовать чего-либо от бизнеса

Компании, практикующие «серые» зарплаты, существуют во всех отраслях бизнеса. Подобный вид ухода от налогообложения особенно часто встречается в маленьких организациях. На днях в своем выступлении на парламентских слушаниях в Совете Федерации министр финансов РФ Антон Силуанов поднял этот вопрос. Глава Минфина сообщил, что его ведомство готовит предложения по ужесточению санкций для работодателей, выплачивающих зарплаты в конвертах. Впрочем, эксперты полагают, что для начала нужно создать условия для комфортной и прозрачной работы работодателей. 

- Мы считаем, что нужно ужесточить наказание для тех организаций, которые своим работникам выплачивают зарплату в конвертах и, по сути дела, нелегально, - сказал Силуанов.

Предложение можно было бы назвать справедливым, если учитывать, что доля серых зарплат в экономике России пока держится на высоком уровне, что крайне негативно влияет на доходы региональных бюджетов. Однако, учитывая общеэкономическую ситуацию в стране, а также нынешнее шаткое положение бизнесменов, подобные меры могут иметь обратные последствия.

Проблема «серых» зарплат возникла еще в 90-е годы, когда бизнесмены уходили от непомерных налогов. Налоговая реформа так и не смогла полностью изменить ситуацию.

Павел Усанов, экономист, директор института Фридриха фон Хайека, доцент кафедры экономической теории Высшей школы экономики, считает, что причина «серости» наших зарплат по-прежнему связана с налогообложением: бизнес сегодня не в состоянии выдерживать налоговую нагрузку.

20% себестоимости продукции – это издержки на работу с бумагами для отчетов.

-  Если взять наши социальные налоги, они составляют более 30 % на заработную плату, - рассуждает он. - В огромном количестве обрабатывающих отраслей, прежде всего, в сфере услуг, заплатить все налоги значит получить убытки. Высокое налогообложение естественно приводит к желанию минимизировать его легальными и нелегальными способами. Так как легальных способов становится меньше, для бизнеса выгодно платить зарплаты в конвертах. Естественно, страдает сам работник, поскольку ПФР и прочие фонды не получают отчислений.

Но это неизбежное следствие довольно высокого налогообложения и низкой инвестиционной привлекательности нашей среды. А если мы возьмем издержки кроме налогообложения, которые характерны для нашего бизнеса...

По подсчетам Высшей школы экономики, до 20% времени сотрудников предприятий уходит на работу по подготовке отчетности для государственных органов. То есть 20% себестоимости продукции – это издержки на работу с бумагами для отчетов. И если можно вложить в стоимость продукции издержки подобного рода, то возникает желание минимизировать налоговые платежи. Именно потому и существуют «серые» зарплаты.

По мнению многих экспертов, есть два возможных варианта развития сценария в случае ужесточения законодательства в отношении «серых» зарплат: либо это стимулирование бизнеса еще больше «уходить в тень», либо уничтожение бизнеса как такового.

Если совсем «прижать» предпринимателя, то можно остаться и без налогов и без предпринимателей.

- Будет происходить удорожание всего, что связано с уклонением, - прогнозирует Павел Усанов. - И стимул  укрываться от налогов с помощью «серых» зарплат будет сохраняться. Если вдруг чудесным образом удастся полностью нейтрализовать это явление, то негативным последствием может стать закрытие бизнесов. Когда в 2010 году увеличили налоги на малый бизнес, например, социальные взносы, стало активно сокращаться количество предпринимателей. За последний год у нас количество зарегистрированных предпринимателей сократилось на 400 тыс. Если совсем «прижать» предпринимателя, то можно остаться и без налогов и без предпринимателей. Надо вспомнить, что было 10 лет назад, и как удалось сделать нашу экономику более открытой в плане налоговых платежей. Я вспоминаю 90-е годы, когда люди вообще налоги не платили, а налоговые ставки «зашкаливали» иногда до такой степени, что на 100 руб. доходов нужно было заплатить 101 руб. налогов. Потом провели налоговую реформу, в первый период правления Путина. Ввели подоходный налог 13 %, что способствовало открытию доходов…

Правительству сейчас кажется, что чем больше налоговая нагрузка и чем активнее «придавливается» бизнес, тем больше с него можно получить.

- Нужно думать о том, чтобы сделать бизнес более привлекательным за счет налоговой политики, но не репрессивной, а стимулирующей, - говорит Усанов. - Сейчас у нас  довольно низкое налогообложение в сравнении с другими странами. Но если мы начнем прессинг еще здесь, то отток капитала станет еще выше, он и так уже составил 70 млрд долларов в этом году, в том числе, из-за налогообложения.

Как сообщила OK-inform  руководитель пресс-службы по СЗФО рекрутингово портала HeadHunter Мила Головченко, высокий риск возникновения налоговых претензий вынудил крупные предприятия к достаточно быстрому переходу на «белые» выплаты. Малый и средний бизнес также начал движение в сторону легализации доходов сотрудников, но делал это постепенно, снижая процент от зарплаты, который выплачивался не по официальной ведомости.

- Рынок труда стал цивилизованнее, и значительное количество крупных компаний в Петербурге полностью перешли на «белую» заработную плату, но, с другой стороны, в некоторых отраслях и формах бизнеса ситуация с зарплатой в конвертах снова начала возвращаться к тому, что было в кризисное время, - говорит Головченко. - Петербург и Ленинградская область - передовики России по количеству мигрантов в компаниях. Труд иностранных граждан используется в строительстве, ЖКХ, на рабочих должностях. И в части подобных работодателей, вероятно, говорить об официальной выплате заработной платы сотрудникам не приходится.

Работодатели платят в конвертах, а работники соглашаются на подобные условия, порой не очень-то задумываясь о нарушении своих прав и закона. Возможно и по той причине, что граждане не видят реальных результатов «работы» социальных отчислений: социальные услуги, как ни старались чиновники, «хромают на обе ноги», и пенсии по-прежнему оставляют желать лучшего, особенно сейчас, когда накопительная часть находится под серьезной угрозой. Государство «латает дыры» в бюджете, и ему явно не до «социалки» в данной ситуации.

Экономика последние восемь месяцев стоит на месте. Темпы роста промышленного производства составляют 0%.

По какой причине налогоплательщики не видят достойного качества жизни? Это связано с дефицитом бюджета. Глобальные проблемы: инвестиционная среда для создания богатства довольно проблематична. Президент поставил задачу со 120 места подняться до 20-го. Россия поднялась, конечно, но кардинальных улучшений для ведения бизнеса не видно. Прессинг увеличивается, и будет увеличиваться. Сейчас социальные расходы страна финансирует за счет нефти, но если этот источник будет исчерпан, рано или поздно денег будет не хватать.

Рациональнее всего было бы получать доход с обрабатывающего бизнеса, если бы не одно «Но»: сложная ситуация в сфере продаж и в конкурентоспособности: постоянно увеличиваются издержки, да и зарплаты растут значительно быстрее производительности труда.

- Последние 20-30 лет в европейских странах наметилась тенденция к выполнению социальных услуг за счет более цивилизованных форм, - говорит Усанов. - Та же пенсионная реформа: весь мир шел к накопительной пенсии. Мы же сейчас начали возвращаться назад. Угрожающие тенденции существуют. Экономика последние восемь месяцев стоит на месте. Темпы роста промышленного производства составляют 0%.  Впервые после кризиса, и, заметьте, сейчас кризиса нет, а промышленность стоит.

Все налоговые  отчисления могли бы стать источником социальных нужд и дел, но для этого требуются совсем другие «правила игры».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 19 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии