Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Прямолинейный Путин в вопросах и ответах

 Фото: kremlin.ru Фото: kremlin.ru Эксперты ОК-информ, как и многие россияне, внимательно смотрели «Прямую линию с Владимиром Путиным» и анализировали наиболее важные моменты эфира и те сигналы, которые президент послал политическим элитам как внутри России, так и вне ее

Своими впечатлениями с «Общественным контролем» поделился политолог Дмитрий Гавра.

- Меня удивило то, что никакой принципиально новой информации мы на этот раз от президента не получили. По существу, констатировано, что, с точки зрения президента, страна находится в «рабочем режиме», все происходящие в ней процессы находятся под контролем и внутренних сомнений в правильности того курса, которым следует Россия во главе с Путиным, в общем-то, нет. Сколь-нибудь серьезных угроз, требующих особенного, сфокусированного внимания главы государства (как это было с Украиной после победы Майдана и год спустя после нее) также пока нет.

Серьезных огрехов со стороны власти, которые бы требовали срочной и немедленной «работы над ошибками» со стороны президента, тоже обозначено не было. Ни о каких кадровых решениях (за исключением сахалинского прокурора, который объявил о том, что он уже возбудил уголовное дело против директора рыбокомбината), не прозвучало. По факту, главным лейтмотивом нынешнего выступления Путина перед страной, было: «Все идет в штатном режиме, корабль под названием “Россия” следует своим курсом, и капитан, который находится на мостике, контролирует работу всех систем корабля».

Капитану понятны и направления движения судна, и даже, по всей видимости, порт, в который это судно необходимо привести к 2018-му году. Центробанк РФ и правительство не получили со стороны Путина какой-либо серьезной критики и даже пожеланий (за исключением, пожалуй, темы ОСАГО). Одним из главных планируемых эффектов от очередного общения главы государства с народом был терапевтический. Никаких «резких перекладываний руля» в ближайшее время, судя по всему, в политике власти не будет.

Похоже, не будет в политике РФ и серьезных внешнеполитических подвижек. В адрес Украины прозвучала более или менее традиционная критика, связанная с Минским процессом. Президент сравнил экономическую ситуацию в РФ и на Украине - явно не в пользу последней. Он приводил массу цифр и статистики. О новом правительстве Гройсмана он, как и ожидалось, не сказал ничего - ведь оно только-только сформировано.

Одним из главных планируемых эффектов от очередного общения главы государства с народом был терапевтический. Никаких «резких перекладываний руля» в ближайшее время, судя по всему, в политике власти не будет

Одним из ярких моментов был вопрос девочки о тонущих Эрдогане и Порошенко: кому из них Путин первым протянул бы руку? Ответ главы государства прозвучал таким образом, что вполне можно было понять - ни тому ни другому Путин руки бы не протянул, потому что и того и другого он уже считает, по сути, «политическими утопленниками».

Вообще, в ходе этой прямой линии практически не было традиционных «путинских шуток» и острословий. На мой взгляд, это означает, что не время показывать стране этакого «веселого Путина». В конце концов, экономические санкции Запада против РФ продолжают действовать, и наша экономика еще довольно далека от выхода из рецессии.

Не прозвучало в высказываниях Владимира Путина никакого оптимизма и по поводу усиления взаимодействия с Соединенными Штатами. Он сообщил: да, мы сотрудничаем по Сирии, по атомному оружию, по Украине, процесс идет, но он вряд ли в ближайшее время может быть активизирован. Правда, при этом глава государства все же вскользь выразил свое отношение к возможным итогам президентских выборов в Штатах - мол, «муж и жена Клинтон - одна сатана». И, в отличие от Штатов, в России все же есть реальная политическая конкуренция. Потенциально именно эта часть выступления президента может вызвать острую критику на Западе - по понятным причинам.

При этом президент дал максимально осторожный, аккуратный ответ по Карабахскому конфликту - чтобы не задеть ни одну из сторон.

В ходе общения с россиянами Владимир Путин послал и ряд важных внутренних сигналов - в духе «заштопывания зияющих дыр» в режиме ручного управления. Это и маркировка продуктов, содержащих пальмовое масло, вопрос об ОСАГО, корректировка схемы оценки кадастровой оценки российской недвижимости и т. д. Все это показало, что нынешняя прямая линия - хорошо спланированный эвент, перед которым ведущие примерно проинформировали организаторов о приблизительной тематике вопросов. То есть темы, которые могли быть решены быстро и в ручном режиме, прозвучали все без исключения.

Одним из ярких моментов был вопрос девочки о тонущих Эрдогане и Порошенко: кому из них Путин первым протянул бы руку? Ответ главы государства прозвучал таким образом, что вполне можно было понять - ни тому ни другому Путин руки бы не протянул, потому что и того и другого он уже считает, по сути, «политическими утопленниками»

В плане внутренней политики президент живо среагировал на вопрос Сергея Доренко о «границах допустимого» для региональных политиков. Он дал понять, что за самостийностью некоторых лидеров и губернаторов, прежде всего в выборных делах на Северном Кавказе, на этот раз будут пристально наблюдать из Кремля. Понятно, что вопрос напрямую касался главы Чечни Рамзана Кадырова, которому Путин послал вполне четкий и ясный сигнал.

При этом не «отбил подачу», когда его спросили о возможном отсутствии политической конкуренции на будущих выборах в Госдуму. Он дал понять - да, выборы будут честными, прозрачными и т. д., он привел в пример Ройзмана и других, дав понять, что оппозиционные кандидаты на них вполне избираемы и, на его взгляд, в этом нет ничего плохого. Это понятный сигнал региональным элитам - на сентябрьских выборах никому из местных «баронов» лучше не «душить» оппозицию, все должно быть строго по закону.

Не менее важный сигнал был послан и членам «Единой России» - президент дал понять, что на нее в Кремле и дальше будут делать ставку, она продолжит играть роль «партии власти». При этом Путин не сказал ни слова о необходимости муниципальной реформы - значит, в Кремле такой необходимости просто не видят. Как не видят и необходимости возвращать Алексея Кудрина в кресло главы Минфина.

Интересно, что в ходе нынешней прямой линии президент несколько раз игнорировал «подброшенные ему мячи». Так, один из фермеров прямо попросил его не отменять «продуктовое эмбарго» РФ в отношении Запада - мол, «мы набрали кредитов, и если вы их отмените, то всем нам хана». Президент его не услышал - он прямо заявил: «Россия - член ВТО, и если США и ЕС отменят санкции, то мы свои тоже отменим, а сельскому хозяйству будем помогать каким-то другим способом». Получается, президент не позволил себе совсем уж «махрового популизма», и его желание слушать и слышать россиян вовсе не означает, что он хочет всем нравиться. В речи президента не прозвучало также ни одного сигнала о возможных кадровых изменениях, а также о том, что в экономике страны не все в порядке.

Здесь есть определенный парадокс - с одной стороны, Путин за почти четыре часа общения не сообщает ничего нового, с другой - страна сидит и очень внимательно смотрит за ходом этого общения

Конечно, здесь есть определенный парадокс - с одной стороны, Путин за почти четыре часа общения не сообщает ничего нового, с другой - страна сидит и очень внимательно смотрит за ходом этого общения, теле- и интернет-рейтинг «Прямой линии» буквально зашкаливают, а вопросы сыплются как из рога изобилия. Все это говорит о том, что в России твердо установилась такая система управления, при которой право принятия всех важных решений принадлежит только одному человеку - президенту.

Это значит, что Россия уже привыкла к тому, что у нее есть лидер, обладающий всей полнотой власти и способный решить все основные проблемы - при выборе между личностью и институтами управления наша страна однозначно сделала выбор в пользу конкретной личности. При этом президент и не подталкивает общество к изменению системы - он вполне комфортно чувствует себя в существующей схеме устройства власти. Важно и то, что Путин не играет роль вождя - это скорее история про наемного менеджера, который взял на себя всю полноту ответственности и «работает, как раб на галерах».

Однако это - тяжелая ноша. Ведь любые системные сбои, вызванные либо собственными ошибками Путина, либо внешним давлением, либо изменением общемировой конъюнктуры, будут связаны с повышением спроса именно с этой личности. Я думаю, что Путин прекрасно понимает все эти риски. И даже привык к ним. Сегодня он вполне удовлетворяет тот запрос, который идет от общества к власти - при том, что этот запрос он сам во многом и сформировал.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, руководитель проектов СПБООИ «На коляске без барьеров», 37 лет Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии