Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.37
Евро 99.53
Юань 1.27

Теперь власть в курсе главных настроений общества

 Фото: Максим Богодвид/РИА Новости Фото: Максим Богодвид/РИА Новости «Общественный контроль» продолжает обсуждение вчерашней прямой линии с президентом. Сегодня своим мнением с изданием поделились политолог Дмитрий Солонников и Алексей Арбатов, глава Центра международной безопасности ИМЭМО РАН

Дмитрий Солонников:

- Первый момент: еще до начала прямой линии много говорили о том, что основное внимание будет уделено социальным вопросам, проблемам ЖКХ, стоимости продуктов в магазинах, нехватке детских садов, больниц и т. д. Безусловно, все эти темы так или иначе прозвучали, однако был соблюден баланс между ними и внешнеполитической повесткой дня. Путин и его слушатели обсудили и Нагорный Карабах, и Украину, и Турцию с Египтом, и взаимоотношения с США. Из этого видно, что «Гондурас продолжает беспокоить» и россиян, и российскую власть. Население не может перейти только на внутреннюю повестку.

Тем не менее социальные вопросы все же преобладали, и это хороший знак. Еще год назад наше общество находилось в состоянии мобилизации, даже определенной экзальтации - мол, «враг у ворот, нужно готовиться дать отпор, чистить пулемет и т. д.» Сейчас это состояние общества в основном прошло. Россияне привыкли жить в нынешних условиях, они понимают, что в сегодняшнем состоянии стране, скорее всего, придется жить достаточно долго. Поэтому обыденные вопросы устройства повседневного быта стали занимать их значительно больше, чем, допустим, смена правительства на Украине. Наше общество начинает жить нормальной жизнью.

Похоже, это чуть ли не первое в новейшей истории общения Владимира Путина с россиянами, в ходе которого он не выступал с какими-то программными заявлениями, яркими эпитетами, никого не клеймил и не обличал. Это такой новый формат общения

Еще один момент - раньше вопрос противостояния с Западом рассматривался исключительно в негативной коннотации - мол, вот, «они душат нас санкциями, а мы им чем ответим?» Сейчас санкции начали рассматриваться, пожалуй, даже в позитивном ключе - это проиллюстрировал вопрос от фермера, попросившего президента «не отменять “продуктовое эмбарго”». На что президент успокаивает - мол, те меры, которые действуют против нас сейчас, будут действовать еще долго - в обществе есть понимание, что экономическая «холодная война» - это не временная ситуация, и россияне в целом с этим даже смирились. И даже смотрят на это позитивно.

Кроме того, прямая линия показала, что сейчас в российском обществе нет каких-то ярко выраженных конфликтов. Никто не просил кого-либо посадить, покарать, разгромить и т. д.

Обычно в таких выступлениях Путина всегда есть некий акцент, «реперная точка», на которую потом все обращают особенное внимание. На этот раз ничего подобного не прозвучало - все прошло достаточно ровно и спокойно. И даже политические вопросы - о «Единой России», о том, как будут голосовать и считать голоса - обсуждались в обычном режиме. Никаких сенсаций и «горячих тем» в целом не возникло.

Может быть, в этом и есть главная новость, связанная с прямой линией. Похоже, это чуть ли не первое в новейшей истории общения Владимира Путина с россиянами, в ходе которого он не выступал с какими-то программными заявлениями, яркими эпитетами, никого не клеймил и не обличал. Это такой новый формат общения.

Нынешняя прямая линия - четкий показатель состояния российского общества. Многие россияне получили ответы на волновавшие их вопросы и решили свои частные проблемы. При этом никакого напряжения или агрессии не возникло. Россияне устали и от украинской темы, и от темы войны на Донбассе - время говорить о мирных темах. Это само по себе очень важно.

В целом прямая линия практически не оставила таких проблем, про которые народ мог бы сказать - мол, вот беда, «царь-то не знает!» Между президентом и гражданами состоялся вполне содержательный разговор по всему кругу основных тем, которые сейчас волнуют россиян. И теперь власть вполне в курсе главных настроений общества - по крайней мере, на полгода, до традиционной декабрьской пресс-конференции президента.

Алексей Арбатов:

- Заявления президента Владимира Путина, сделанные им в ходе прямой линии с россиянами, могут говорить о желании Москвы улучшать отношения с Западом, в первую очередь - с Соединенными Штатами. У президента на этот раз был более спокойный, доброжелательный тон в отношении США. Допустим, если сравнить с его речью в ООН, с Мюнхенской речью в 2007-м или с другими предыдущими выступлениями после того, как он вернулся на пост президента.

Заявления президента Владимира Путина, сделанные им в ходе прямой линии с россиянами, могут говорить о желании Москвы улучшать отношения с Западом, в первую очередь - с Соединенными Штатами

Путин заявил: в последнее время Москве и Вашингтону удалось выстроить работу по Сирии в позитивном ключе. Он отметил, что у нас и по военной линии, и по линии спецслужб, и по линии МИД идет интенсивная совместная работа по поиску решения для сирийского урегулирования. И выразил надежду, что «эта совместная работа так же, как в недавнем прошлом, приведет нас к позитивному результату».

Сегодня в отношениях России и США необходимо достичь прогресса в тех сферах, где Москва выступает действительно равноправным партнером Вашингтона. Кто может быть против равноправия? Вот только трудно измерить это равноправие - оно предполагает все-таки примерно равные ресурсы, равные возможности. У нас сейчас с США есть одна сфера, где у нас абсолютное равноправие - это ядерный потенциал. И здесь мы могли бы вести переговоры и подписывать соглашения на стопроцентно равной основе.

Но именно в этой сфере двусторонних отношений сейчас возникла затяжная пауза. Никаких переговоров не ведется, и после 2020 года, когда истечет срок нового договора СНВ, мы рискуем втянуться в большую, дорогостоящую, многоканальную гонку вооружений, которая опасна и в экономическом плане будет для России чрезвычайно тяжким бременем. Поэтому за равноправие правильно выступать, требовать его, но сфера, где есть равноправие, к сожалению, загнана в угол. Надо бы эту идею равноправия применить там, где у нас есть для этого объективные возможности.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга Павловна Барсукова, работник культуры, 56 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии