Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

На безрыбье и рынок - «Океан»

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform В Петербурге предпринимают очередную попытку увеличить розничные продажи рыбной продукции. Предыдущие проекты такого рода громко анонсировались и тихо умирали

На Хасанском рынке планируется создать специализированный рыбный рынок, сообщил корреспонденту «Общественного контроля» первый заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Александр Герман. «Сейчас вопрос в проработке находится», - отметил он и почему-то скромно не стал раскрывать подробности проекта.

В 2015 году петербуржцы употребили 365 тысяч тонн мяса и мясной продуктами, 1,63 млн тонн молока, 380 тысяч тонн картофеля и лишь 180 - 200 тысяч тонн рыбной продукции.

Употребление рыбы населением необходимо увеличивать, говорят чиновники, и в этом видится что-то здоровое. Александр Герман привел следующую статистику: в 2015 году петербуржцы употребили 365 тысяч тонн мяса и мясной продуктами, 1,63 млн тонн молока, 380 тысяч тонн картофеля и лишь 180 - 200 тысяч тонн рыбной продукции.

Между тем любой специалист скажет, что рыба гораздо полезнее мяса. А любая домохозяйка добавит: и дороже.

По идее, Петербург и Ленобласть, как морские ворота России, являются и крупными рыбопромысловыми центрами. В городе за прошлый год было выловлено 83 тысяч тонн биоресурсов, в соседнем регионе - 19,5 тысячи тонн. «Конечно, этими объемами город не накормишь», - признает главный специалист отдела развития рыбохозяйственного комплекса комитета по агропромышленному и сельскохозяйственному комплексу Ленинградской области Владимир Сергеев. Однако ловить больше не позволяют квоты, которые рассчитывали исходя из необходимости восстановления биоресурсов.

Растет рыбка большая

Что нельзя поймать - можно вырастить. В Ленинградской области за прошлый год выращено 7,2 тысячи тонн рыбы, из которой 3,5 тысячи тонн направлено на реализацию. «В этом году мы ставим себе задачу перевалить планку в 7 600 тонн товарной рыбы, из которой на реализацию отдать 3 900 тонн», - говорит Владимир Сергеев. План на 2020 год - 11 тысяч и 8 тысяч тонн соответственно.

До 95% этих объемов приходится на форель. После введения продуктовых санкций именно красная рыба из Ленобласти заменила на петербургских прилавках норвежского лосося. Регион вышел на третье место в России по производству форели. Вот только цена на отечественную продукцию почему-то оказалась ничуть не ниже, чем была на импортную. Парадокс санкций?

«Составляющая себестоимости рыбы - это в первую очередь корма, - объясняет помощник руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Андрей Яковлев. - У нас, к сожалению, корма все заграничные. Это все зависит от курса евро. Это раз. Второе - посадочников (посадочного материала. - Ред.) сейчас нигде не выращивается. Сейчас в Карелии большое государственное предприятие будет строиться по обеспечению рыбопосадочными материалами. Посадочник сейчас берем тоже из-за границы, что тоже завязано на курс евро».

В Ленинградской области за прошлый год выращено 7,2 тысячи тонн рыбы, из которой 3,5 тысячи тонн направлено на реализацию.

По данным Владимира Сергеева, зарубежные корма занимают три четверти рынка в Ленобласти. И это несмотря на то что в регионе есть собственный производитель - Гатчинский комбикормовый завод. Но рыбные хозяйства считают, что зарубежные качественнее. 

«Мы на сегодняшний день используем французские корма», - говорит ведущий специалист крупнейшего рыбоводческого хозяйства Ленобласти «СПХ Кузнечное» Мария Стряпкова. «Если бы у компаний, производящих рыбу, была возможность использовать корма отечественного производства - это бы дало, конечно, значительное снижение себестоимости рыбы и отпускной цены для потребителя», - признает она. 

Но есть еще один нюанс. В условиях дефицита рыбу покупают и по этой цене. «У нас вопрос с реализацией не стоит, - говорит Мария Стряпкова. - Мы реализуем нашу продукцию в полном объеме». Причем объемы постоянно наращиваются.

«Чем больший объем рыбы мы производим, тем более она становится доступной для населения, - рассуждает Владимир Сергеев. – Но в любом случае мы не уйдем от того, что красная рыба - это премиальная рыба».

Пока же повышением доступности и не пахнет. За прошлый год замороженная рыба подрожала на 12,8%, живая и охлажденная - на 8,8%, приводит данные Александр Герман. Значительная доля добавленной стоимости оседает в торговых сетях, наценки которых составляют 15 - 20%. Возможно, именно здесь есть ресурс для снижения цен, ведь городские и областные власти в состоянии организовать торговлю важным продуктом питания с минимальной наценкой. Более того, такие попытки уже делались.

Как пересохли «Океаны»

В начале 2009 года Федеральное агентство по рыболовству объявило об амбициозном проекте - создании федеральной сети магазинов рыбной продукции «Океан». Первый такой магазин в Петербурге открывала, напомним, тогдашний губернатор города Валентина Матвиенко. «Сюда будет поставляться рыба напрямую от производителей, что, естественно, будет сказываться на ее цене, - говорила она. - Город готов предоставить и помещение, и льготы. Главное условие - чтобы рыба была доступной». Анонсировалось открытие десяти «Океанов» по всему городу. Прямо как в воду глядела, казалось бы.

Но не прошло и года, как первый магазин закрылся. «Рыба, которая была представлена в этом магазине (я его посещал) - она была дороже, чем в наших торговых сетях и даже на сельхозрынках», - говорит Александр Герман. А потом, по его словам, сократился и ассортимент. Бывший губернатор тем временем потихоньку перебралась в Москву.

Перспектив развития сети было не видно, а стратегические приоритеты частного инвестора сместились в сторону мясопереработки в Воронежской области.

Тем не менее в 2010 году открывать новый «Океан» на проспекте Маршала Жукова приехал лично глава Росрыболовства Андрей Крайний. Этот и еще два магазина открыло российское подразделение датского рыбного холдинга Talex. Сейчас на странице «Сеть магазинов “Океан”» в социальной сети «ВКонтакте» висит лаконичное объявление «С сожалением сообщаем, что работа магазинов ОКЕАН по адресам: пр. Маршала Жукова, д. 36 / Ленинский пр., д. 104, ул. Сестрорецкая, д. 5,Советский пр., д. 42, приостановлена на неопределенный срок». Трагедия, как и положено, обернулась фарсом?

Сеть закрылась по целому ряду причин, рассказала «Общественному контролю» бывший генеральный директор сети Тамара Орехова. Среди основных она указывает отсутствие заявленной поддержки от государства: «ни финансовой, ни помещений, ни продвижения, ни помощи в урегулировании проблемных вопросах, ни поставщиков». «Сеть была заявлена как государственная, однако все риски лежали на плечах частного инвестора», - сетует бывшая гендиректор. Куда делось Росрыболовство вместе с Матвиенко, осталось за кадром.

Кроме того, по ее словам, старый советский бренд «Океан» оказался не самым оптимальным. «Ассоциации с советским “Океаном”, к сожалению, отталкивали половину целевой группы клиентов», - продолжает Тамара Орехова. «Таким образом, перспектив развития сети было не видно, а стратегические приоритеты частного инвестора сместились в сторону мясопереработки в Воронежской области», - резюмирует она. То есть иметь дело с мясом оказалось проще, чем с рыбой.

Больше наполеоновских планов по обеспечению населения доступной рыбой от чиновников не слышно. Ленинградская область создает передвижные сельскохозяйственные рынки, где могут быть представлены и производители рыбной продукции. Смольный тоже решил делать ставку на рыночный формат торговли. Такой если и не оправдает себя, так, по крайней мере, лопнет не так громко.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Николай, преподаватель в университете, 62 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии