Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Скандальное наследие

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform В 2016 году Минкультуры РФ втрое увеличило финансирование реконструкции объектов культурного наследия в Петербурге по ФЦП «Культура России». Но большая часть работ выполняется подрядчиками на фоне громких скандалов с участием правоохранительных органов. Главным фигурантом событий выступает АО «Балтстрой», которое взяло на себя половину госзаказа по федеральной программе

1 марта 2016 года стартовала заявочная кампания на участие в федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)» на 2017 год, и до 20 апреля должны были быть поданы соответствующие заявки на федеральную субсидию.

Средства из федерального бюджета на мероприятия по сохранению объектов культурного наследия Петербурга выделяются Минкультом через ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», а также в виде субсидий подведомственным Минкультуры России государственным учреждениям (ГМЗ «Петергоф», «Царское Село», Русский музей, Эрмитаж и др.). Кроме того, рядовые пользователи объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, тоже могут подавать заявки на участие в программе.

Средства на сохранение объектов культурного наследия Петербурга выделяются Минкультом через ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», а также в виде субсидий госучреждениям.

Как рассказали в КГИОП, непосредственно сам комитет внес в заявку на 2017 год только один объект - реставрацию церкви Преображения Господня на Инструментальной улице, 3. В комитете отметили, что церковь хотели внести еще в заявку на 2016 год, но в итоге в план объект не попал. А вот федеральные учреждения в Петербурге проявили большую активность: ФГБУ «Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук» заявило о необходимости сразу четырех конкурсов. Обсерватория просит провести дополнительные работы по ремонту главного здания, отремонтировать фасады павильона 26-дюймового рефрактора, разработать проект реконструкции Башни Астрографа и отреставрировать кабинет директора ГАО РАН (кабинет № 73).

А ФГБУ «Государственный музей-заповедник “Петергоф”» подало заявку на реставрационный ремонт каменной стены с Морскими, Никольскими и Зверинскими воротами на границе Нижнего парка и Александрии. Отличился в этот раз комитет по культуре Ленинградской области, который подал в общей сложности около трех десятков заявок.

Впрочем, Минкульт может и развернуть документы, отправив на переоформление. Скорректированные заявки в министерстве ждут до 28 апреля. А пока они лежат на премодерации, «Общественный контроль» присмотрелся к объектам, работы на которых предстоит выполнить подрядчикам в «строительный сезон» 2016 года.

Отметим, что Минкультуры в текущем году увеличило объем федеральной субсидии втрое. Если в 2015 году на проектирование, надзор, реставрацию и работы по сохранению петербургских памятников федеральный бюджет выделил 222 млн рублей, то на 2016 год объем капвложений вырос почти втрое - до 603,5 млн.  Объем целевой программы по Петербургу насчитывает 23 конкурса, но объектов там не так много - чаще всего по одному объекту идет 3 - 4 конкурса, включая проектирование, авторский и технический надзор и непосредственно выполнение работ.

Культурный распил

Самый большой кусок петербургской части целевой программы ожидаемо забрал лидер рынка реставрации России - АО «Балтстрой», входящий в холдинг «Форум» петербургского миллиардера Дмитрия Михальченко.

Самый большой кусок петербургской части целевой программы ожидаемо забрал лидер рынка реставрации России - АО «Балтстрой», входящий в холдинг «Форум» петербургского миллиардера Дмитрия Михальченко.

«Балтстрой» для страны - знаковая организация. Компания реконструировала московский Кремль и Морской собор в Кронштадте, реставрировало здание БДТ, Адмиралтейство, усыпальницу Петропавловского собора, запасный дом Эрмитажа, восстанавливала кронштадтский Морской собор. Из последний крупных проектов - реконструкция Цирка на Фонтанке.

Но блестящая история закончилась в марте 2016 года, когда Дмитрий Михальченко был задержан по подозрению в контрабанде алкоголя и на два месяца и помещен в Лефортово. А чуть ранее в офис к нему приходили силовики совсем по другому поводу - в середине марта ФСБ проводила мероприятия по делу о пропаже средств федерального бюджета при реставрации крепости в Изборске Псковской области. Следствие установило, что в 2012 году при выполнении «Балтстроем» работ из 297 выделенных миллионов реально освоены только 111 млн, 186 млн рублей - пропали. 

Более того, 2012 году «Балтстрой» получил в Пскове еще один контракт - на реконструкцию Псковского академического театра. По данным ведомства, на этом объекте не были выполнены работы на 73 млн рублей.

Машина правосудия затем раскрутилась довольно быстро - в данный момент задержан генеральный директор ЗАО «Балтстрой» Дмитрий Сергеев, а вместе с ним и ряд высокопоставленных сотрудников Минкультуры РФ: заместитель министра культуры Григорий Пирумов, директор департамента управления имуществом и инвестиционной политики Борис Мазо, его заместители Вадим Мурадян и Олег Иванов.

На руинах

А затем обезглавленный реставрационный холдинг начал схлопываться как карточный домик.

Так, ФГКУ «Центрреставрация» заключило с глубоко замешанным в коррупционном скандале «Балтстроем» несколько контрактов на проведение реставрационных работ в Соловецком монастыре (реставрация Успенской, Никольской и Архангельской башен) уже в апреле 2015 года, после ареста всех главных действующих лиц коррупционного спектакля. Победителя выбирали как раз задержанные Пирумов и Мазо, а подписывали контракты - их заместители. Согласно ссылкам СМИ на источники в следственных органах, не исключено, что эти конкурсы также могут стать предметом для разбирательств.

Счетная палата в ходе проверки деятельности петербургской Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации обнаружила множество нарушений.

В центре скандала оказался и Петербург. Так, Счетная палата в ходе проверки деятельности петербургской Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации обнаружила множество нарушений - например, фактическое отсутствие закупленной техники, невыполненные, но принятые по бумагам работы, дважды выдававшиеся авансы. Фигурирует в документах проверки и «Балтстрой».

В частности - при работах на петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова подрядчик ЗАО «СтройФасад» (его также принято связывать с «Балтстроем») получило аванс 585 млн рублей (30% стоимости проекта в 1,9 млрд рублей), но затем заявило, что оставшийся объем работ выполнить не сможет. Тогда стоимость контракта сократили до размера аванса, а оставшуюся часть (реконструкция главного здания и инженерных сетей на сумму 1,4 млрд) отдали «Балтстрою», выплатив аванс еще раз.

В итоге стоимость работ выросла на 37 млн рублей, срок их исполнения - на 300 дней. 

Работы должны быть завершены до 27 сентября 2017 года. Кроме того, аудиторы не нашли в здании закупленного в декабре 2015 года вентиляционного оборудования на 231 млн рублей и плитки на 90 млн.

Тем не менее обязательств по контрактам по ФЦП, которые были заключены еще в сентябре-октябре 2015 года, с компании никто не снимал. Так, в рамках программы «Балтстрой» должен до августа 2016 года провести ремонтно-реставрационные работы на Воскресенском Новодевичьем монастыре на Московский проспекте за 69,8 млн рублей (в 2015 году у компании здесь было еще два контракта на 440 млн), предстоит продолжить реставрацию здания Двенадцати коллегий для СПбГУ (общая стоимость работ 254 млн рублей) и провести первоочередные ремонтно-реставрационные работы в «Павильоне Шапель» в Александровском парке за 16,3 млн рублей. Наконец, по заказу АО «Главное управление обустройства войск» компания проведет реконструкцию зданий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» на Ушаковской набережной. Работы нужно закончить к 10 декабря 2016 года.

Сначала в министерстве заявляли, что на 2016 год выделят около 290 млн рублей на работы, но в официальном плане финансирования программы стоит еще меньшая сумма - 180 млн рублей.

Попытки «Общественного контроля» узнать в компании статус текущих контрактов и судьбу городских проектов успехом не увенчались. От комментариев в «Балтстрое» отказались.

Отметим, что «Балтстрой» осенью 2015 года достаточно активно участвовал в конкурсах Минкультуры. Компания также претендовала на право разработать проект реставрации Церкви иконы Божией Матери «Милующей» на Большом проспекте, 102 за 80 млн рублей. Но опальную компанию на конкурсе обошло ООО «Город». Эта же компания, к слову, разработала проект реставрации и приспособления для современного использования здания «Биржи» на стрелке В.О. Проект, напомним, уже прошел Главгосэкспертизу со сметной стоимостью в 2 млрд рублей.

После этого в пресс-службе Эрмитажа заявили, что Минкультуры России планирует-таки обеспечить необходимый объем финансирования по объекту в рамках ФЦП «Культура России». Сначала в министерстве заявляли, что на 2016 год выделят около 290 млн рублей на работы, но в официальном плане финансирования программы стоит еще меньшая сумма - 180 млн рублей. Между тем здание стремительно ветшает: осыпается штукатурка, части барельефов, а ступени Биржи зарастают травой.

Новый лидер?

Пока «Балтстрой» терпит бедствие, его место на олимпе городской реставрации готовится занять достойный конкурент. Это петербургская компания «Ренессанс-Реставрация», которой удалось существенно увеличить портфель заказов в 2015 году. Она образовалась в 2005 году и на данный момент в равных долях принадлежит Алексею Герасимову и Константину Соловьеву.

Например, в 2015 году компании удалось взять крупный заказ в Сергиевом посаде (проектирование и реконструкция в Музее-заповеднике Абрамцево) на 78,8 млн рублей, а также стать основным подрядчиком реконструкции новгородского Кремля (205 млн).

Пока «Балтстрой» терпит бедствие, его место на олимпе городской реставрации готовится занять достойный конкурент. Это петербургская компания «Ренессанс-Реставрация».

Но основные объемы у компании все-таки дома. Так, реставраторы смогли выиграть конкурсы (в том числе и у «Балтстроя») на проектирование восстановления форта «Александр I» в Кронштадте за 19 млн рублей. Предстоят инженерно-геодезические и геологические изыскания, а также разработка проекта реставрации и обеспечения доступности форта для инвалидов. Почти 150 млн рублей компания освоит при комплексе работ по реставрации Российской Академии Художеств на Университетской набережной (4 конкурса, включающие технический и авторский надзор). Здесь до сентября 2016 года должен быть отреставрирован лицевой фасад, укреплена кладка стен, ремонт труб и карнизов и реставрация цоколя.

Кроме того, компании удалось взять крупный контракт на ремонтно-реставрационные работы на Пулковской обсерватории на общую сумму более 167 млн рублей. Здесь также предстоит ремонт фасадов, оконных и дверных заполнений и крыши. Эти работы, как рассказали в обсерватории, начались уже прошлой осенью. «Мы закрыты лесами, зеленой сеткой уже с прошлой осени. Дышать нам нечем, но до следующей осени потерпим!» - говорят в научном учреждении.

В портфеле компании есть и еще пара знаковых для города объектов, не проходящих по программе Минкультуры. Так, «Ренессанс-Реставрация» разработала концепцию приспособления под современные нужды Дворцовых конюшен в Петергофе. Как уже писал «Общественный контроль», подконтрольное Минкультуры РФ ФГУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» намерено вернуть конюшням их исходную функцию - для этого будут реконструированы и накрыты куполами два манежа, остальной комплекс займет апарт-отель, музей и гостевые дома для владельцев 80 лошадей. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юля, сотрудник офиса, 22 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии