Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.25
Евро 99.36
Юань 1.28

Прогулки по Александрино

 Фото: Юрий Бондарев/wikimedia.org Фото: Юрий Бондарев/wikimedia.org Мы уже писали о Петергофской дороге как о своеобразном историко-культурном феномене. Уникальный комплекс памятников сильно пострадал, фактически исчез в годы Второй мировой войны. Остались лишь единичные постройки, иногда - только парки, уже без усадеб. А иногда усадьбам везло. Из таких - Александрино, усадьба в стиле классицизма, с яркой историей

В наши дни на историю покушаются уже не оккупанты, а застройщики, планирующие возведение многоэтажных домов. В Александрино развернулась самая настоящая война. Наверное, стоит обратиться к истории, чтобы выяснить детали, понять, почему петербуржцы вышли на защиту усадьбы.

В первой четверти XVIII века земли вдоль южного берега Финского залива раздавались приближенным Петра I. Один из участков получила сестра царя Наталья Алексеевна. Этот участок и стал прообразом будущего парка при усадьбе. Напомним, что участки, которые раздавались вельможам были несколько необычной формы: 100 на 1 000 саженей. Узкой своей стороной они упирались в Петергофскую дорогу, а парк располагался дальше от залива, постепенно переходя в лес.

После нескольких смен владельцев обладать им стал Иван Григорьевич Чернышев, дипломат, вельможа елизаветинской и екатерининской эпохи. Именно он поручил Ж.Б. Валлен Деламоту строительство здесь загородной усадьбы, которую иногда называют Таврическим дворцом в миниатюре. Впрочем, классицизм, в котором построены оба здания, - стиль строгий, требующий придерживаться правил, что предопределяло сходство многих построек, созданных в этом стиле.

Имение называлось «Чернышевой дачей», а нынешнее свое название получило уже в XIX веке. Его и соседнее имение «Ульянка» купил граф Дмитрий Шереметьев. А по имени последнего владельца Александра Дмитриевича усадьба и получила свое название.

В советское время дворец стал обычным домом. Флигели разделили на маленькие клетушки, а в центральном зале держали свиней. Парк оставался незастроенным. В годы Великой Отечественной войны усадьба серьезно пострадала. Она находилась фактически на линии фронта: до немецких позиций от нее было не более километра. После войны здание представляло собой руины. Центральный купол и флигели сохранились лишь частично из-за прямых попаданий снарядов.

В 1960 годы усадьба была восстановлена по проекту М.М. Плотникова. Как и многие другие усадьбы Петергофской дороги, она восстанавливалась без воссоздания внутренних интерьеров и исторической планировки. В эти годы радикально изменилась судьба парка и усадебного дома. По новому генеральному плану развития вдоль берега Финского залива должны были возникнуть новые районы.

Мало того - рядом, за Петергофским шоссе должны были намыть грандиозные новые территории, включавшие завершение Дуговой магистрали (некого подобия кольца, до конца не построенного, ныне ее часть - Ленинский проспект), административный центр нового района и масса новых кварталов. Бывшие усадебные парки пересекал проспект Ветеранов.

Работы коренным образом меняли ландшафт. Город становился мегаполисом, и одним из спальных районов стала Ульянка. Сохранившиеся усадьбы должны были стать зелеными островками в царстве бетона. Иногда сохранялись пруды, планировка парков, а где были здания - их вписывали в новый ландшафт. Впрочем, лишь частично.

Более или менее сохранилась планировка усадьбы «Лигово» - Полежаевского парка, но там еще в 20-х годах был разрушен усадебный дом. В Новознаменке восстановлена усадьба, но парк сохранялся лишь в части вдоль Петергофского шоссе, а в верхнем парке строились жилые дома и учебные корпуса (ныне там Университет МВД).

Таким образом, Александрино стало фактические единственным относительно неплохо сохранившимся усадебно-парковым комплексом, включающим в себя усадебный дом, часть нижнего парка и часть верхнего. Для новых жителей парк становился местом отдыха, прогулок, а в усадьбе заработала художественная школа.

С начала XXI века не утихают споры вокруг усадьбы. Ее постепенно окружают новые многоэтажные дома. При этом сильно искажается общий вид, а также значительно усиливается антропогенное давление на парк. Площадь зеленых насаждений уменьшается, а количество людей, живущих в новостройках увеличивается. Фактически существование такого цельного комплекса находится под угрозой. Тянутся бесконечные суды, а строительство продолжается.

Хочется надеяться, что длительное противостояние закончится победой здравого смысла, и парк не погибнет. Правда, учитывая множество случаев, когда голос общественности не был услышан, в этом есть определенные сомнения.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Людмила, пенсионерка, 60 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии