Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Территорию Коми превращают в нефтяную помойку

 Фото: Валерий Торлопов Фото: Валерий Торлопов Очередной крупномасштабный разлив нефти, обнаруженный в районе Ухты, вновь поставил вопрос об экологической безопасности в Республике Коми - подобные аварии происходят с пугающей регулярностью. От этого страдает не только природа, но и местное население, а ущерб каждый раз оценивается в десятки миллионов рублей. «Общественный контроль» попробовал разобраться в ситуации

Никто не виноват?

При каждой такой экологической катастрофе власти Коми старательно делают хорошую мину при плохой игре. Вот и на этот раз врио главы республики Сергей Гапликов публично заявил, что положительно оценивает проводимые работы по ликвидации нефтеразлива в Ухтинском районе.

Напомним, утечку нефти случайно обнаружили рыбаки в начале апреля на реке Ярега. По официальным данным, в ее ликвидации приняли участие около трехсот человек и десятки единиц техники. Выставлены гидрозатворы, в дополнение к ним в ближайшее время планируется оборудовать еще десять боновых заграждений, загрязняющие вещества собирают с помощью специальных адсорбентов. Нефть в Ярегу попала с ручья Малый Войвож, по предварительным данным, из трех старых углеводородных скважин.

Заместитель председателя республиканского правительства Константин Лазарев бодро отрапортовал, что угрозы неконтролируемого выброса нефтесодержащей жидкости из старых скважин и появления новых источников загрязнения нет, они загерметизированы специальными бетонными тумбами. В течение следующей недели концентрация нефтесодержащей жидкости в реке снизится до нормальных значений. Сергей Гапликов пообещал максимально открыто информировать жителей Ухты и близлежащих районов о предпринимаемых мерах.

Версия, что разлив произошел из старых скважин, выгодна и «ЛУКОЙЛ-Коми», и республиканской власти

Между тем нефтесодержащая жидкость достигла реки Ухты (из-за чего водоканал одноименного города был вынужден переключиться на альтернативный подземный источник) и вместе с ледоходом дошла до речки Ижмы. Тогда экологи выразили сомнение, что такой нефтеразлив мог произойти из трех старых законсервированных скважин.

- Пятьдесят лет они стояли, некоторые из них иногда понемногу изливались, но не в таких объемах, как сейчас, - заявила корреспонденту ОК-информ активист крупнейшей в республике экологической организации «Комитет спасения Печоры» Валентина Семяшкина. - На моей памяти это первый случай, когда в таких объемах нефть шла из старых скважин просто так, ни с того ни с сего. Если они и стали причиной, то эту аварию что-то спровоцировало.

Экологи внимательно обследовали наиболее загрязненный район и предположили, что источник нефтеразлива, вероятно, находится на площадке нефтешахтного управления «Яреганефть», принадлежащего ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Во всяком случае, до промзоны ручей Малый Войвож не содержал в себе видимых загрязнений, зато нефтесодержащая жидкость обнаружена на участке после выхода из нее.

Чтобы проверить эту версию, общественники попытались попасть в промзону, но их туда не пустили. Версия, что разлив произошел из старых скважин, выгодна и «ЛУКОЙЛ-Коми», и республиканской власти. Ведь в таком случае виноватых нет.

Повторение пройденного

Аналогичная экологическая катастрофа произошла три года назад в Усинском районе. Нефтесодержащая жидкость поначалу попала в ручей Возей-шор, далее - в русло рек Колва и Уса и, растянувшись на 220 км, достигла реки Печоры. Как позднее установила Печорская природоохранная межрайонная прокуратура, это стало следствием аварийного разлива нефти, произошедшего в результате разгерметизации межпромыслового нефтепровода «Дожимная насосная станция “Мусюшор - Временный пункт сброса нефти ‘Головные сооружения’”». Эксплуатацией этого нефтепровода занималась российско-вьетнамская компания ООО «СК “РусьВьетПетро”».

Власти и сама нефтяная компания в этой ситуации показали себя не с лучшей стороны, и в этот раз обнаружили нефтяные пятна уже местные жители. Они же сообщили об этом в региональное подразделение МЧС. Но работы по ликвидации разлива нефти начались только на третий день, нефтеограждающие боны установили еще позже. По мнению экологов, именно запоздалая реакция властей позволила нефтяному пятну разлиться на столь обширную территорию.

Аварийный разлив же случился вообще на полгода раньше! Но этот факт руководство СК «РусьВьетПетро» скрыло от органов государственного контроля, попытавшись ликвидировать порыв своими силами. Что-то им сделать удалось, но очень большой объем нефтесодержащей жидкости скопился в пазухах подо льдом. В середине мая начался ледоход, и нефть проступила на поверхности воды…

По мнению экологов, именно запоздалая реакция властей позволила нефтяному пятну разлиться на столь обширную территорию

Аварии же меньшего масштаба происходят десятки раз в году. Как правило, первыми начинают бить тревогу местные жители, затем подключаются экологи и только после них власти начинают предпринимать какие-то меры и бодро отчитываться. Нефтяные компании изо всех сил стараются про них умолчать или, как минимум, занизить масштабы бедствий.

Такое положение дел население, проживающее в опасных зонах, естественно, не устраивает. Особую активность проявляют жители Ижемского района, крайне недовольные тем, что места, богатые рыбой и грибами, ягодами и пушниной, подвергаются загрязнению. Поначалу они проводили мирные акции протеста со вполне разумными требованиями: проводить общественные слушания по проектам строительства нефтяной инфраструктуры рядом с населенными пунктами, прекратить сбросы пластовых вод и увеличить скорость замены старых трубопроводов. Но когда жители Краснобора буквально на границе своего села обнаружили отсыпанные буровые площадки нефтяников, причем все это началось без проведения необходимых согласований, без оповещения местных жителей и администраций, ижемцы заявили прямо: «”ЛУКОЙЛ”, уходи!»

Народ не безмолвствует

Успокоительные информационные пассажи властей и на этот раз не возымели действия. Рыбаки Печорского бассейна направили президенту Владимиру Путину и главе следственного комитета Александру Бастрыкину письмо с просьбой расследовать причины катастрофы и привлечь виновных. А жители Ижмы и Ухты, как сообщил активист Комитета спасения Печоры Николай Братенков, подали в свои муниципалитеты заявки о проведении 5 и 6 мая митингов протеста против произвола нефтедобытчиков. Не исключено, что они вновь потребуют прекращения работы нефтяных компаний в регионе.

Тяжелая ярегская нефть добывается путем нагнетания пара, и при применении такой технологии заброшенные источники могут начать фонтанировать

Впрочем, экологи смотрят на проблему более здраво, а потому не выдвигают утопические требования. Валентина Семяшкина рассказала корреспонденту ОК-информ, что Комитет спасения Печоры совместно с Гринпис России еще два года назад подготовил доклад «Нефтяное загрязнение: проблемы и возможные решения», содержащий вполне разумные рекомендации. В частности, предлагалось внести изменения в федеральные законы и другие нормативно-правовые акты с тем, чтобы стимулировать нефтяные компании своевременно заменять изношенные трубы.

- Пока у них такой мотивации нет, - подчеркнула эколог. - Авария произошла, нефть пролилась, заплатили минимальный штраф (или не заплатили вовсе), и все продолжается.

Кроме того, как отмечают ухтинские экологи, проекты по развитию Ярегского нефтяного месторождения ООО «Лукойл-Коми», как правило, весьма сырые и не учитывают, что на этой территории имеется около 300 старых скважин. А тяжелая ярегская нефть добывается путем нагнетания пара, и при применении такой технологии заброшенные источники могут начать фонтанировать.

Сколько еще должно пролиться нефти, до какой точки кипения следует довести местное население, чтобы власти и нефтяные компании наконец прислушались к здравым предложениям экологов? Ижемец Николай Братенков как-то публично заявил, что район, в котором он живет, стал канализационной трубой для «ЛУКОЙЛа». Однако и другие части территории Коми, где производится добыча и транспортировка нефти, постепенно превращаются в нефтяную помойку.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Лера, дизайнер, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии