Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.25
Евро 99.36
Юань 1.28

Электротранспорт ниже нуля

 Фото: Валентин Беликов/OK-inform Фото: Валентин Беликов/OK-inform «Горэлектротранс» оказался единственным транспортным предприятием Петербурга, завершившим год с убытком выше запланированного. Предприятие оправдывалось перекрытыми улицами, дублирующими маршрутами и подорожавшими запчастями. «Общественный контроль» разбирался в экономике «Горэлектротранса»

«Общественный контроль» изучил отчет за 2015 год очередного транспортного предприятия Санкт-Петербурга - «Горэлектротранса». Документ был представлен на балансовой комиссии Комитета по транспорту в среду, 27 апреля. Ранее таким же образом обсуждались отчеты «Пасажиравтотранса» и «Петербургского метрополитена».

В среднем, за день СПб ГУП «Горэлектротранс» перевозит 876 тысяч пассажиров

«За 2015 год наземным электротранспортом перевезено 319,9 млн пассажиров, из них 178,6 млн пассажиров (55,8%) - трамваем и 141,3 млн (44,2%) - троллейбусом. В среднем, за день СПб ГУП «Горэлектротранс» перевозит 876 тысяч пассажиров», - говорится в отчете. Общий пассажиропоток предприятия снижается все последние годы. Вместе с тем количество пассажиров троллейбуса за 2015 год несколько выросло в связи с появлением нового маршрута № 32.

План перевозок пассажиров на 2015 год выполнен на 95,9%. «Горэлектротранс» объясняет невыполнение плана следующим образом: «По объективным причинам, связанным с крупными закрытиями трамвайного движения (на пр. Косыгина - с осени 2014 по 22.08.2015 года, пр. Культуры - с 11.07.2015 г. по 22.08.2015 года, на ул. Ленсовета - с 28.03.2015 года), снижением реализации проездных билетов, неповышением тарифов с начала 2015 года на коммерческом транспорте, появлением новых автобусных социальных и коммерческих маршрутов, дублирующих маршруты трамвая и троллейбуса, план по перевозке пассажиров не был выполнен полностью», - сообщают авторы отчета. Сами же троллейбусы и трамваи плановый пробег «намотали» и даже превысили его на 1,2%.

Что заработали

В 2015 году доходы от перевозки пассажиров составили 4,8 млрд рублей, что на 10,5% выше показателя 2014 года. Это неудивительно, учитывая, что стоимость проезда в 2015 году выросла с 25 до 28 рублей. «Средний доход, полученный с одного перевезенного пассажира, за 2015 год составил 15,1 рубля, при себестоимости перевозки 1 пассажира - 31,6 рубля», - говорится в отчете.

В 2015 году доходы от перевозки пассажиров составили 4,8 млрд рублей, что на 10,5% выше показателя 2014 года

Общий доход оказался также ниже запланированного. «Горэлектротранс» недосчитался 169,6 млн рублей. Кроме перечисленных выше причин, предприятие признало и собственные потери. «Из-за недокомплекта водительских и кондукторских кадров в отчетном году было недополучено 1,9 млн рублей доходов, по техническим неисправностям подвижного состава - 8,4 млн рублей, из-за состояния путевого и энергохозяйства - 1,1 млн рублей. Но анализ показывает, что по сравнению с 2012 годом собственные потери сократились по всем позициям», - сообщает документ.

К доходам необходимо отнести и городскую субсидию, которая составила в 2015 году более 4,7 млрд рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 6,6%.

Что потратили

Расходы на перевозку пассажиров составили чуть более 10 млрд рублей, что на 9,3% выше позапрошлогодних. «В структуре расходов основную долю - 61,8% - составляют расходы на заработную плату с начислениями страховых взносов.

«Абсолютное превышение планового показателя по статье "Материалы и запасные части" говорит лишь о том, что плановый показатель был искусственно занижен в связи с дефицитом финансирования и не отражает реальной потребности предприятия», - заявил «Горэлектротранс»

Амортизация основных средств предприятия составляет 12,9% в общей сумме расходов на перевозку; электроэнергия - 9,3%; материалы, запасные части, бензин и ГСМ - 8,3%; прочие расходы (прочие работы, услуги, страхование, налоги) - 4,5%; капитальные ремонты - 1,9%; материальные затраты (теплоэнергия, газ, вода) - 1,3%», - перечисляют составители отчета.

Выше плановых на 15% оказались расходы на материалы и запасные части. У «Горэлектротранса» есть объяснение и этому: «Темпы роста цен на основные запчасти и материалы в 2015 году во много раз превышали индекс инфляции в размере 6%, учтенный в расчетах на 2015 год. Рост цен по номенклатурным группам материалов и запчастей для ремонта составили: контактно-кабельной сети - 70%; подвижного состава - 46%; трамвайных путей - 6%».

Но сильнее всего (на 80 - 95%) ожидаемо подорожали импортные запчасти. «Например, мосты для низкопольных троллейбусов марки ZF производства Германии и RABA Венгрии, компрессора пневмо-системы троллейбусов ATMOS пр-ва Чехии. Российская промышленность подобных аналогов не выпускает», - сетуют в ГУПе, подчеркивая, что в плане на 2015 год этого предусмотрено не было.

«Абсолютное превышение планового показателя по статье "Материалы и запасные части" говорит лишь о том, что плановый показатель был искусственно занижен в связи с дефицитом финансирования и не отражает реальной потребности предприятия», - заявил «Горэлектротранс».

Что в итоге

По плану, в 2015 году «Горэлектротранс» должен был отработать в ноль, но по факту - получил убыток в размере 227,6 млн рублей. ГУП объясняет его недовыполнением плана доходов от перевозки пассажиров и существенным ростом расходов на материалы и запчасти. Вместе с тем «Горэлектротранс» заявил, что дополнительных бюджетных средств на погашение убытка по текущей деятельности за 2015 год не потребуется. «На предприятии было найдено решение для самостоятельного погашения полученного убытка. С этой целью были сокращены расходы по разделам Адресно-инвестиционной программы, финансируемой за счет собственных средств, и сформирован резервный фонд», - сообщил «Горэлектротранс».

По плану, в 2015 году «Горэлектротранс» должен был отработать в ноль, но по факту - получил убыток в размере 227,6 млн рублей

Стоит отметить, что в убытке по итогам года находятся и два других основных транспортных ГУПа Петербурга - «Пассажиравтотранс» и «Петербургский метрополитен». Но у них убыток, во-первых, плановый, во-вторых, - меньше запланированного. С другой стороны, никто, кроме «Горэлектротранса», не озвучил планов по его покрытию. Продолжая сравнения, можно обратить внимание и на то, что «Горэлектротранс», получая самую маленькую субсидию от города, перевозит несколько больше пассажиров, чем «Пассажиравтотранс». Правда, у последнего пассажиропоток растет, так что этот расклад в ближайшее время может измениться.

«Неким лукавством» считает ссылку на дублирование маршрутов, которой «Горэлектротранс» отчасти оправдал свои потери, присутствовавший на заседании главный помощник депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Бориса Вишневского Борис Коваленко. «В советское время тоже было дублирование, - говорит он. - Если что-то происходило с трамваем, автобус помогал. От этой системы уходить не надо». Кроме того, по словам Бориса Коваленко, маршруты перекрываются лишь частично. Только маршруты 20-ый трамвая и 86-ой автобуса перекрывают друг друга на 74%. В остальных случаях этот показатель не превышает 33%. «Эти жалобы несколько надуманные», - делает вывод помощник депутата.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Игорь, музыкант, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии