Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Самый гуманный суд в мире

 Фото: pixabay.com Фото: pixabay.com Городской суд Петербурга лишил семью с четырьмя детьми законно приобретенной квартиры

Как рассказал «Общественному контролю» глава семейства Игорь Бобов, суд второй инстанции оставил без изменений решение Петроградского районного суда Петербурга о том, что приобретенная им квартира у ЗАО «Фирма “Петротрест”», впоследствии переименованного в АО «Орион», принадлежит другому собственнику, который купил ее раньше. Сейчас семья Бобовых готовит жалобу в суд кассационной инстанции, но особой надежды на то, что городское правосудие встанет на сторону многодетной семьи, не питает.

- В нашем деле все произошло очень странным образом, - говорит Игорь Бобов. - Истец, некто Геннадий Папазян, зарегистрированный в Краснодарском крае, которого, к слову, не видели ни судьи, ни застройщик «Петротрест», продавший ему квартиру, демонстрирует невероятные способности, действуя через своих поверенных лиц. При этом одним из его представителей выступает Андраник Бурнусузян, гендиректор ЗАО «Ника-Строй», которое было подрядчиком у «Петротреста». И это наводит на мысль, что истец и застройщик имеют давние неоконченные или законченные на негативной ноте отношения, но пострадавшим оказался я и моя семья, несмотря на то, что все наши документы в порядке и все наши действия шли в строгом соответствии с законом.

Дело в том, что Игорь Бобов давно мечтал о большой квартире для своей семьи и к осуществлению своей мечты подошел более чем серьезно. Его выбор пал на пятикомнатную в новом доме на Морском проспекте, 15. Это квартира правильной формы, с возможностью перепланировки. Дом введен в эксплуатацию. Еще больше успокаивал тот факт, что продавец согласился оформить сделку с привлечением банковского кредита, то есть был готов пройти дополнительную проверку юристов банка.

В конце февраля 2014 года Игорь Бобов внес обеспечительный платеж за квартиру и принялся собирать документы на ипотечный кредит. Банк «Уралсиб» проверил права продавца, коим выступала фирма «Петротрест», распоряжаться этой квартирой, и ничего подозрительного не нашел. В апреле был заключен договор купли-продажи по форме банка и кредитный договор. Регистрацию сделки в органах ФРС взял на себя Петротрест. А в начале мая Игорь Бобов получил документы, согласно которым право собственности на квартиру зарегистрировано на него и никаких обременений по объекту недвижимости нет.

- 13 мая 2014 года сделка была закрыта, я получил документы, ключи от квартиры, подписал договор с управляющей компанией, поменял замки, завез первые вещи. 10 сентября 2014 года вся моя семья получила регистрацию в новой квартире, 30 октября администрация Петроградского района выдала разрешение на переустройство и перепланировку квартиры. В декабре мы приступили к ремонту, - рассказывает Игорь Бобов.

В начале мая Игорь Бобов получил документы, согласно которым право собственности на квартиру зарегистрировано на него и никаких обременений по объекту недвижимости нет

Первый сигнал о том, что с квартирой не все в порядке, поступил 13 февраля 2015 года. Работник, делавший ремонт в квартире Бобовых, позвонил Игорю и сообщил, что некий мужчина желает с ним поговорить.

- Работник передал мне трубку, и неизвестный голос спросил, как я мог купить квартиру без согласия собственника. Я ответил, что сделка была оформлена по всем правилам с Петротрестом. Услышав это название, незнакомец повесил трубку. Но этим непонятным звонком история не закончилась, - говорит Игорь Бобов.

Звонок был в пятницу, а в понедельник в дом явились двое мужчин, которые, как рассказывали Игорю работники, проводившие у него ремонт, пытались выломать дверь, громко ругались и обещали проблемы всем подряд. Тогда впервые прозвучала фамилия Папазян. Но продавец квартиры на просьбу Игоря Бобова объяснить, откуда взялся другой собственник, ответил, что его быть не может, квартира чистая. «Может он и мечтал о ней, но не купил», - сказали в Петротресте.

- Далее история развивалась стремительно. За две недели ГСУ СК РФ по Петербургу завело уголовное дело по признакам мошенничества, а 6 марта 2015 года я получил повестку к следователю на допрос, который был назначен почему-то на вечер 8 марта. Я пришел, но никого не застал, потому что праздник. 10 марта на квартиру наложили судебный арест, а 13 апреля был подан иск в Петроградский районный суд, - рассказал Игорь Бобов.

Продавец квартиры на просьбу Игоря Бобова объяснить, откуда взялся другой собственник, ответил, что его быть не может, квартира чистая

Истец Геннадий Папазян требовал признать его право собственности на квартиру и истребовать ее из незаконного владения. Помимо семьи Бобовых ответчиками выступили ЗАО «Трейдсервис» (ранее - ЗАО «Фирма “Петротрест”», застройщик, с которым Папазян заключил предварительный договор купли-продажи квартиры в октябре 2007 года) и АО «Орион» (ранее - ЗАО «Фирма “Петротрест”», компания, продавшая квартиру Игорю Бобову). В качестве третьей стороны к делу привлечен банк «Уралсиб», в залоге у которого находится спорная квартира.

- Несмотря на то, что Папазян не заключил основной договор купли-продажи с Петротрестом и за заключением не обращался, а полученные от Папазяна деньги в размере 22,5 млн рублей Петротрест вернул в депозит нотариуса в 2014 году, мотивируя это тем, что Папазяна не найти, Петроградский районный суд признал этого гражданина законным собственником. И это при том, что имущественные ограничения предварительный договор не накладывает, и все сроки давности истекли. Но суд признал предварительный договор Папазяна одновременно основным и инвестиционным, а мою добросовестность не рассматривал вообще. Решение районного суда о признании права собственности за Папазяном и выселении семьи с четырьмя детьми без предоставления другого жилого помещения оставил без изменений и Городской суд, - объяснил Игорь Бобов. - Надежды на кассационную инстанцию мало. Это тот же Городской суд Санкт-Петербурга, а следовательно, судьи опять не будут слушать ответчика. Пойдем дальше, в Верховный суд. Верим, что внимание общественности позволит добиться добросовестного рассмотрения нашего дела, потому что на нашем месте может оказаться любая другая семья.

Игорь Бобов приобрел квартиру за 35 млн рублей, 15 млн из которых он взял у банка, часть - у работодателя. Ремонт в квартире остановился, однако то, что было сделано до судов - черновой ремонт в рамках перепланировки - обошлось в немалые деньги.

Решение районного суда о признании права собственности за Папазяном и выселении семьи с четырьмя детьми без предоставления другого жилого помещения оставил без изменений и Городской суд

- Я планировал, что закончу ремонт к сентябрю 2015 года, перееду в новую квартиру и продам старую, чтобы вернуть долг компании, в которой работаю. Но планам не суждено было сбыться. Новую квартиру отбирают, а вернуть уплаченные за нее 35 млн рублей представляется нереальным, поскольку Петротрест с 2015 года находится в стадии банкротства. А вот продать старую квартиру, чтобы отдать долг, все же пришлось. Фактически наша многодетная семья осталась без собственного жилья в Петербурге, зато с неоплаченной ипотекой, - сказал Игорь Бобов, добавив, что и на средства Папазяна, которые хранятся в депозите у нотариуса, рассчитывать не приходится, поскольку он заключил договор с одним Петротрестом, а семья Бобовых - с другим. У компаний разные ИНН.

История семьи Бобовых не является классическим примером двойных продаж, которые наиболее характерны для первичного рынка жилья, тем не менее репутация продавца в этом плане однажды уже была подмочена. Как рассказал руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры», ему приходилось защищать права дольщиков в Петербурге, обманутых застройщиком ЗАО «Фирма «Петротрест-Монолит».

- Предпосылки двойных продаж возникают еще на стадии оформления документов при покупке квартиры, - говорит Андрей Комиссаров. - В случаях с приобретением жилья в новостройках спорные ситуации возможны при заключении предварительных договоров купли-продажи, договоров уступки права требования (инвестирования) на квартиру, а также договоров об участии в ЖСК. Также бывают непреднамеренные двойные продажи квартир из-за халатности компаний-застройщиков.

Но и на вторичном рынке не исключены двойные продажи, потенциальный покупатель должен досконально проверить всю информацию о квартире и правильно составить договор купли-продажи, советует адвокат.

- Все разумные средства проверки, и даже больше, я выполнил. Привлек юриста, привлек банк, сделал оценку стоимости, покупал готовое жилье с зарегистрированным правом собственности, которым владел продавец более двух лет, и никаких споров или требований по квартире никогда не предъявлялось. Запросил выписки ЕГРП. Я лично не представляю, что еще можно было сделать для проверки сделки. Закон и разумная осмотрительность были соблюдены. И еще год после сделки не было никаких проблем. Я платил квартплату, участвовал в собраниях жильцов, избирал ТСЖ, государство начисляло мне налоги и т.д. Само получение разрешения на перепланировку это долгий и сложный процесс, в котором задействованы все: и управляющая компания, и застройщик, и архитектор, и администрация района и всевозможные службы (МЧС и т.д.). И всюду я приходил как собственник, никаких намеков на проблемность квартиры не было. Мне оставалось только к гадалке сходить или заглянуть в гороскоп. Все остальное я сделал, - говорит Игорь Бобов.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Николай, преподаватель в университете, 62 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии