Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Форт «Риф»

 Фото: Всеволод Пежемский Фото: Всеволод Пежемский На самой западной точке Котлина, в противоположной от Кронштадта части острова, находится удивительный памятник истории и фортификации - форт «Риф». Недавно он стал доступным для осмотра, и «Общественный контроль» нанес туда визит

Форт «Риф» получил свое название по месту, на котором находится (оно носит название «Риф Котлинской косы»). В XIX веке здесь была построена деревоземляная батарея 11-дюймовых пушек. В 1890 году она была разобрана - и на окончании косы фактически появился полигон. Здесь возводились и испытывались новые виды фортификационных укреплений, пробовались на прочность, обстреливались артиллерией новые виды бетона. В дальнейшем нововведения, испытанные на полигоне, становились стандартом для сооружения крепостей по всей Российской империи.

Форт «Риф» получил свое название по месту, на котором находится (оно носит название «Риф Котлинской косы»).

В начале XX века, как мы уже рассказывали, стала сооружаться «Морская крепость Петра Великого», в которой Кронштадтская крепость замыкала и завершала всю систему обороны Балтийского моря, защищая столицу от нападения противника. С юга и севера прикрывали фарватеры форты «Красная Горка» и «Ино». Не хватало одного: форта, который бы поддержал огнем и «Красную Горку», и «Ино» из центра залива.

Таким (по терминологии архитектуры - «ключевым камнем») и стал новый форт «Риф». Его сформировали из уже проверенных и испытанных построек, дополнив новыми.

Строительство началось в 1909 году и длилось шесть лет. Была построена батарея для 10-дюймовых пушек Бринка и 6-дюймовых пушек Канэ. Батареи заняли даже больше места, чем было на косе, - пришлось насыпать дополнительно некоторую площадку, и теперь кажется, что форт построен на острове или искусственной насыпи, пристроенной к берегу. Но это не так: в его основе - окончание косы.

В тылу форта находилась большая казематированная казарма (она была построена раньше, для испытаний). В одном из помещений располагались прожекторные шахты, а в в них - прожектора производства завода Сименс - Шуккерт. Диаметр их зеркал составлял 2 метра. Для питания прожекторов были установлены специальные генераторы.

В 1915 году по завершении строительства форт получил название «Александровский»  («Ино» тогда назывался «Николаевским», а «Красная Горка» - «Алексеевским»).

Также на форту была расположена уникальная система подъема 57-мм противодесантного орудия. При помощи рычагов и противовесов, без пара или электричества конструкция могла быть быстро поднята и использована для отражения внезапного десанта. Подъем и спуск производились с использованием энергии отдачи орудия.

В 1915 году по завершении строительства форт получил название «Александровский»  («Ино» тогда назывался «Николаевским», а «Красная Горка» - «Алексеевским»). Но названия не прижились, так и остался он с прежним, «географическим» именем.

В первой мировой войне форт участия не принимал, как, впрочем, и вся Кронштадтская крепость. В 1921 году перед уходом в Финляндию на форту собрались участники Кронштадтского восстания.  В Великую Отечественную он тоже остался не у дел. Собственно, батареи и не сооружались для ведения огня по берегу - они должны были поддерживать «Ино» (с 1918 года он находился на территории Финляндии, был взорван) и «Красную Горку» в случае атаки с моря. Часть орудий была перевезена на южный берег острова Котлин,  они участвовали в артиллерийской поддержке войск Ораниенбаумского плацдарма.

После Великой Отечественной войны форт использовался как место дислокации радиочасти и для хранения (а позже и утилизации) боеприпасов.

После Великой Отечественной войны форт использовался как место дислокации радиочасти и для хранения (а позже и утилизации) боеприпасов. Разграбление форта, видимо, началось задолго до ухода оттуда военных. К сожалению, большая часть уникальных металлических конструкций (прожектора, системы подъема и пр.) были разрезаны и сданы в металлолом.  Такая судьба постигла все кронштадтские форты. Но что касается «Рифа» - ситуация оказалась не столь удручающей. Сохранились многие детали, которые рассказывают о быте (например, кронштейны для матросских шконок), крышки прожекторных шахт и кое-что другое. Разграбление было, но его нельзя назвать тотальным.

Вся западная часть острова Котлин относительно недавно перешла в ведение дирекции особо охраняемых природных территорий. Фактически тут создан природный заказник: на косе гнездятся или отдыхают во время перелета птицы. В охраняемую территорию попали два форта – «Шанц» (уже к сожалению основательно разграбленный) и менее пострадавший «Риф». У памятников истории появилась надежда на сохранение.

«Шанц» полностью подготовлен для осмотра туристами, подобная же работа ждет и «Риф». Правда, не вполне понятным остается вопрос о возможности создания музея или какой-либо интерактивной площадки на «Рифе» - режим ООПТ сильно ограничивает возможности подобного использования. Но консервация и подготовка для осмотра туристами, как на «Шанце», явно будут проведены.

Форты Кронштадта ожидает не вполне ясное будущее, но попадание на заповедную территорию, скорее всего, можно считать удачей. По крайней мере - для обычных людей с декабря 2013 года туда есть доступ, а въезд разнообразным бригадам по распилке и сдаче в металлолом оборудования фортов сейчас закрыт. Это однозначный шаг вперед.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Олег, музыкант, 29 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии