Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Светлана Нерушай: «Хотелось бы улучшить имидж малого и среднего бизнеса»

 Фото: Сергей Куликов/«Интерпресс» Фото: Сергей Куликов/«Интерпресс» Председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Светлана Нерушай рассказала «Общественному контролю» о том, какой результат область планирует получить от каждого рубля, направленного на поддержку предпринимателей

Светлана Нерушай возглавила комитет в октябре 2015 года. При прежнем главе часть средств, выделенных на поддержку малого бизнеса, была потрачена, как заявил в ходе своего годового отчета губернатор региона Александр Дрозденко, «в суматохе и суете». «Общественный контроль» решил узнать, что изменилось с приходом нового руководителя.

- Светлана Ивановна, вы находитесь в должности председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка полгода. Какие успехи на этом посту вы могли бы записать себе в актив?

- Все, что можно записать в актив, - это результат совместной работы всех сотрудников комитета и государственного казенного учреждения «Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства». Если анализировать работу комитета за последние полгода, то самым важным, безусловно, является реализация программы поддержки малого и среднего бизнеса, ее формирование на 2016 год. Первое направление этой работы - финансовая составляющая. У нас в 2014-м, 2015 годах преобладала доля федерального бюджета в софинансировании мероприятий поддержки. К сожалению, на 2016 год нас уведомили о сокращении федеральных средств. Но по решению губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко мы вместе с комитетом финансов нашли возможность компенсировать недополученные средства из областного бюджета. И нам практически удалось сохранить уровень финансирования, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

Также Ленинградская область признана победителем в конкурсе Минэкономразвития, одобрены наши заявки на выделение из федерального бюджета 119,5 млн рублей финансирования госпрограммы поддержки малого и среднего бизнеса в регионе и 38 млн рублей сверхлимитных средств. Эти деньги пойдут на реализацию мер финансовой поддержки и на софинансирование муниципальных программ поддержки малого бизнеса в моногородах.

Второе направление - это повышение эффективности использования средств. Даже сохранив объем в денежной массе, очень важно получить результат от каждого вложенного из бюджета рубля. Достаточно много времени в конце 2015-го и начале 2016 года мы посвятили анализу эффективности мер поддержки, чтобы в нынешний год перешли только самые результативные и востребованные. Мы анализировали программы по экономическим показателям, а также учитывали мнение предпринимателей всех районов области. Собирали отзывы и рекомендации как на личных встречах с предпринимателями в районах, так и на сайте 813.ru.

В результате неэффективные меры были сокращены, а упор сделан на программах, которые действительно двигают бизнес вперед. Также пересмотрели механизм предоставления субсидий, отказались от избыточных отчетов, убрали ряд административных барьеров.

В силу специфики Ленинградской области органы местного самоуправления и 35 организаций муниципальной инфраструктуры поддержки играют большую роль в развитии малого бизнеса в районах. Поэтому в 2016 году будет реализован проект повышения профессионального уровня сотрудников этих организаций. Для них мы проведем тренинговую программу по аналогии с проектом бизнес-акселерации для предпринимателей, которая очень хорошо себя зарекомендовала.

Кроме того, мы приступили к разработке Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, которая должна стать продолжением Стратегии социально-экономического развития области до 2030 года. В документе будет содержаться аналитика состояния сферы малого и среднего предпринимательства, будут четко прописаны цели, задачи, механизмы поддержки субъектов малого бизнеса. Стратегия должна быть сформирована в краткие сроки. Ведь уже в октябре 2016 года мы планируем провести форум предпринимателей Ленинградской области, где обсудим ее материалы.

Отмечу, что в 47-м регионе уже начался процесс выдачи агентством поддержки малого и среднего предпринимательства микрозаймов из средств областного бюджета. Это большой шаг, ведь до этого агентство выдавало только поручительства для получения кредита, с которым предприниматель должен был идти в банк. Теперь же микрозайм можно получить непосредственно из бюджета области. Конечно, процедура выдачи кредита у агентства гораздо проще, чем в банке. Разумеется, и ставка для предприятий малого, среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей существенно ниже - всего 8 - 10% годовых в зависимости от вида деятельности. До 3 млн рублей увеличен и максимальный размер займа.

Но, к сожалению, число отказов по заявкам на получение микрозаймов достаточно велико.

- Почему?

- Основные причины - плохие финансовые показатели, административные и уголовные правонарушения и недостоверность данных. Обращается много лиц, у которых и так уже немало кредитов. Представляете, был случай, когда учредитель, имея 20 кредитов, пришел к нам брать 21-й. Таким «деятелям» мы однозначно вынуждены отказывать. Мы работаем с бюджетными средствами и должны очень ответственно к ним относиться. Уровень возврата у нас должен стремиться к 100%, именно поэтому так тщательно рассматриваются кредитные истории.

- А какими характеристиками должно обладать предприятие для того, чтобы вы дали ему микрозайм?

- Предприятие должно быть зарегистрировано в Ленинградской области, иметь положительные финансовые показатели за последний период и иметь залог. Рассматривается также бизнес-план, чтобы понять возможность возврата этих средств.

- Не могли бы вы конкретизировать, от каких неэффективных мер поддержки было решено отказаться и какие, наоборот, признаны наиболее эффективными?

- По итогам опроса предпринимателей и по количеству заявок об участии лидируют такие программы, как компенсация затрат по договорам лизинга на приобретение оборудования и затрат на модернизацию оборудования. Эти виды субсидий, безусловно, сохранены. Также решено вдвое увеличить объем финансирования мероприятий, направленных на компенсацию процентной ставки за пользование кредитными ресурсами. Отказались мы от поддержки франчайзинга. Мы проанализировали программу с точки зрения импортозамещения и увидели, что большинство предлагаемых к развитию брендов, к сожалению, не российские.

Пришлось отказаться от финансовой поддержки организации детских дошкольных групп. Во-первых, в области снята проблема нехватки детских садов, из-за которой изначально и задумывалась программа, а во-вторых, анализ количества созданных в этой сфере рабочих мест и объемы оборота говорят о неэффективности затрат на этом направлении.

По некоторым программам финансирование снижено, но вместе с тем введены новые меры поддержки. К сожалению, 2015 год показал снижение оборота продажи продукции на ярмарках и рынках. Мы однозначно приветствуем крупные сетевые компании, которые все больше и больше приходят в Ленинградскую область. Но, с учетом опять же специфики Ленинградской области, большого количества труднодоступных отдаленных населенных пунктов, высокой доли сельского населения, привыкшего к ярмарочной торговле, мы считаем, что малоформатная торговля должна быть в приоритете.

Поэтому в 2016 году решено ввести два новых вида поддержки. Мы будем поддерживать производителей региона в приобретении мобильного торгового оборудования. Будем компенсировать до 70% его стоимости с той целью, чтобы производители продукции могли участвовать в ярмарках на территории Ленинградской области.

Второе мероприятие в этом направлении - компенсация затрат на приобретения оборудования для организации ярмарок. Мы рассчитываем, что это поднимет общий уровень их проведения, позволит привлечь к участию в них производителей товаров на более выгодных условиях. А это, в свою очередь, возродит интерес населения к ярмаркам.

- Как вы в настоящий момент оцениваете ситуацию с малым бизнесом в Ленинградской области? Каков его вклад в экономику региона?

- Есть статистические данные, показатели отрасли. Мы анализируем количество субъектов малого и среднего предпринимательства в динамике, совокупный оборот, объем налоговых платежей. Все это контрольные цифры, которые находятся под нашим наблюдением. Также контрольными показателями являются доля малого бизнеса в обороте предприятий области и доля занятых в малом и среднем бизнесе.

Что касается количества субъектов малого и среднего предпринимательства, то здесь у нас за последние три года хорошая динамика. Но мы не скрываем, что пока даже при такой положительной динамике нам не удалось достичь уровня 2012 года, когда количество было гораздо больше - почти 63 тысяч, а сейчас только 61 с небольшим. Это связано с изменениями налогового законодательства с 2013 года.

Что касается оборота, динамика тоже положительная, но если пересчитать с учетом инфляционных процессов, то в сопоставимых ценах по всем направлениям идет если не снижение, то только-только сохранение прежнего уровня. Реальное увеличение, даже в сопоставимых ценах, наблюдается только в сфере услуг потребительского рынка. Но по показателям общего оборота о реальном росте пока говорить не приходится. Хотя налоговые платежи неуклонно растут, об этом говорит даже пятилетняя динамика.

Доля малого бизнеса в обороте предприятий области держится на уровне 20-22%, как и было в последние три года. Доля занятых в этой сфере по итогам 2015 года - 20,5%. Я думаю, что в этом большую роль играет проведение на территории области мероприятий по обеспечению занятости.

Исходя из требований стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и, конечно, в сравнении с долей малого бизнеса в мировых экономиках это недостаточный уровень. Поэтому в стратегии мы хотим дать реальные цифры. Некоторые экономисты называют, например, оптимальной долю малого бизнеса в экономике 50%. За сколько лет мы сможем достичь такого уровня? Это как раз предмет научных аналитических исследований.

В нынешних экономических условиях даже для того, чтобы сохранить стабильность, нам нужно реализовать много проектов. Самый первый - это увеличение доли малого и среднего бизнеса в госзакупках, причем с точки зрения не только государственных и муниципальных нужд, но и планов госкорпораций.

- А можно ли подсчитать финансовую отдачу от мер поддержки? То есть на один вложенный рубль сколько вернется в итоге в экономику?

- Конечно, можно. Например, количество поступивших налогов. Все мероприятия, которые мы проводим, эффективны, потому что объем налоговых поступлений от малого бизнеса ежегодно растет. Еще один критерий эффективности - количество созданных рабочих мест в результате поддержки конкретного хозяйствующего субъекта. Каждое предприятие, которое стало успешным, воспользовавшись мерами поддержки, - это тоже результат, который отражается в общих значениях.

- Как бы вы объяснили то, что, хотя в 2013 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленобласти снизилось из-за увеличения страховых отчислений, налоговые платежи выросли? Чем бы вы объяснили такую разнонаправленную динамику?

- Снижение произошло только в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Это было связано с изменением системы налогообложения. Получается, что закрылись те предприятия, которые были неэффективны, нерезультативны.

- Сами предприниматели часто говорят, что создать малое предприятие зачастую проще, чем его ликвидировать. Насколько точны ваши данные о количестве субъектов малого предпринимательства? Много ли в официальных цифрах «мертвых душ»?

- Ведением реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей занимается налоговая служба. И надо отметить, что в последние годы этот процесс организован более тщательно. С каждым годом число «мертвых душ», как вы говорите, однозначно уменьшается.

Хотя здесь нужно понимать, что такое «мертвые души». Потому что есть возможность затормозить деятельность предприятия и предоставлять нулевые отчеты, то есть фактически предприятие есть, но оно прекратило активную деятельность на данный период. Мониторит эту ситуацию, как я уже сказала, налоговая инспекция. Если предприятие не предоставляет никаких отчетов в определенный период времени, то налоговая обязана разыскать учредителя и спросить, в чем дело. И только в случае, если компания не выплачивает налоги, имеет задолженность, то опять же обязанность налоговой инспекции - включить механизм банкротства и исключения предприятия из ЕГРЮЛа или ЕГРИПа.

Сказать, какова сейчас доля реально работающих предприятий, достаточно сложно. В этом поможет сплошное статистическое наблюдение МСП, которое проводится один раз в пять лет и проходит как раз в этом году по итогам 2015 года. До 1 апреля все субъекты малого предпринимательства должны были сдать опросный лист в органы статистики и засвидетельствовать цифры своей экономической активности. Конечно, культура предоставления документов среди субъектов малого предпринимательства развита недостаточно хорошо. Поэтому по итогам исследования небольшая погрешность в данных все же будет.

- Давайте вернемся к механизмам поддержки малого бизнеса. В прошлом году 465 малых предприятий получили субсидии на общую сумму более 377 млн рублей. По какому принципу раздавались субсидии? Что за предприятия их получили?

- Реестр получателей субсидий размещен на сайте 813.ru. Принцип распределения всегда один - конкурсный отбор. По каждой мере поддержки уже разработаны порядки предоставления субсидий в 2016 году, сейчас идет процесс их утверждения. В каждом порядке прописано, на что выдается субсидия, какие понесенные затраты компенсируются и прочее. Однозначное требование - предприятие должно быть зарегистрировано и осуществлять деятельность на территории Ленинградской области. В установленном порядке соискатели подают документы, заявляют свои затраты, а потом проходят конкурсный отбор.

В конкурсную комиссию обязательно входят представители общественных организаций, контролирующих структур. Существует система баллов, которые дают преференции. Преимущества даются организациям, деятельность которых сегодня отнесена к приоритетной: экспортно-ориентированным, компаниям, осуществляющим деятельность на депрессивных территориях, предприятиям, привлекающим к работе инвалидов и другим.

В реестре получателей поддержки, в том числе, есть сведения и о тех хозяйствующих субъектах, кто позволил себе, к сожалению, нарушение условий договора. Это непредоставление отчетности, недостижение показателей, потому что однозначным требованием в каждом конкретном случае является конкретная цифра - это либо создание рабочих мест, либо увеличение оборота предприятия. Существуют «дорожные карты» к каждому договору. Есть случаи возврата субсидий - добровольные возвраты или через судебную процедуру. Получатели должны знать, что неэффективно потраченные субсидии мы взыскиваем обратно в бюджет.

- Как и в других регионах, основная масса малого бизнеса Ленинградской области приходится на торговлю. Оказываете ли вы какую-либо поддержку предпринимателям, работающим в этой сфере?

- Действительно, в малом бизнесе доля оптовой и розничной торговли самая значительная - 24%. В сфере торговли на долю малых и средних предприятий приходится 37,5%, но эта цифра снижается, когда-то она достигала чуть ли не 80%. По 209-му федеральному закону организации, осуществляющие производство или реализацию подакцизных товаров, не являются объектами поддержки. И в связи с тем, что торговля - это не приоритетное направление в сфере потребительского рынка,  в конкурсах на субсидии этим предприятиям начисляется меньшее количество баллов. Для государственной финансовой поддержки предпринимательства приоритетными являются направления производства.

Тем не менее, как я уже говорила, мы будем реализовывать меры поддержки ярмарочной деятельности, будем активно поддерживать малоформатную торговлю, чтобы поднять уровень конкуренции.

- Как вы представляете себе малый бизнес будущего в Ленинградской области? Есть ли какая-то картина, к которой вы стремитесь в своей работе?

- Хотелось бы улучшить имидж малого и среднего бизнеса, повысить уровень уважения к этой сфере экономики. Конечно, важно, чтобы было больше людей, готовых заняться предпринимательством и привести свой бизнес к успеху. Именно поэтому в программах поддержки большое внимание уделяется обучению будущих предпринимателей, введению в предпринимательство.

Разумеется, для того чтобы мотивировать людей к созданию бизнеса, необходимо повысить  комфортность его создания. Для этого необходимо и в дальнейшем снижать административные барьеры, развивать программы поддержки предпринимательской деятельности.

Еще одна проблема, которую необходимо решить, - это низкий уровень зарплат в малом и среднем бизнесе. Персонал небольших компаний получает существенно меньше, чем коллеги в крупных бизнес-структурах. Чтобы зарплаты в малом бизнесе подтянулись до хорошего уровня, предпринимателям необходимо повышать качество своей продукции и уровень сервиса.

Впрочем, мне кажется, это уже задача не только малого бизнеса, но всего нашего общества.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Андрей, военнослужащий, 21 год Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии