Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Дорога гонит из дома

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Хорошая транспортная доступность всегда считалась плюсом жилого дома. Но часто бывает и так, что дорога под окнами не дает нормально жить, а то и вовсе выгоняет людей из их жилища. Как выяснил «Общественный контроль», сопротивляться такому неприятному соседству крайне трудно

По всей стране майские праздники отгремели, а у жителей Усть-Ижоры они, судя по всему, только начинаются. Люди празднуют свой день победы - они добились изменения схемы движения по Социалистической улице и Шлиссельбургскому шоссе. Участки этих улиц стали односторонними, и теперь водители не смогут объезжать по ним вечную пробку, которая скапливается на Петрозаводском шоссе.

Некоторое время назад тихий поселок на берегу Невы превратился в шумную автостраду. «Мы как раз и живем в частном секторе по ул. Судостроителей, - пишет одна из пользовательниц социальных сетей. - Утром до 9.30 такой поток машин со стороны Невы, и ни по Шлиссельбургской, ни по Судостроителей ни одного знака, никто не соблюдает скоростной режим, носятся на такой скорости, только успеваем котов хоронить. Сегодня утром вышли за калитку - на обочине лежат два сбитых кота. Также водопровод и газ проведен по обочине. Радости от такого частного сектора никакой. А как дети утром идут в школу, тротуаров тоже нет, хорошо пока давят только котов...»

Не выдержав, люди пошли на крайние меры - соорудили на дороге бетонное заграждение, препятствующее проезду машин. «Жареную» новость об этом показали по телевидению, и лишь тогда жители получили письмо из администрации Колпинского района, сообщающее о долгожданных переменах.

Эх, дороги…

Это далеко не первый конфликт домов и дорог в Санкт-Петербурге. Без таких конфликтов обходится редкое дорожное строительство, особенно если речь идет о крупных проектах. Можно вспомнить, к примеру, Кольцевую автодорогу, которая прошла мимо целого ряда жилых кварталов. Это сопровождалось акциями протеста, письмами жителей во все мыслимые инстанции (включая Европейский банк реконструкции и развития, финансировавший проект), судами.

Еще одна горячая точка Петербурга - Поклонногорский путепровод. Обитатели расположенных рядом с ним домов покупали квартиры в надежде на жизнь в тихом уголке города. Теперь же у них под окнами строится автобан.

Наиболее активно за свои права боролись жители Обухово, Шушар, Челябинской улицы, Дачного проспекта. Но расселили далеко не все дома, оказавшиеся вблизи автострады, часть зданий получила усиленное остекление, которое, по мнению людей, не сильно спасает от шума и автомобильных выхлопов.  

Сейчас история повторяется с Западным скоростным диаметром. Эта трасса проходит, в частности, над жилым кварталом Канонерского острова. Но расселяют лишь четыре дома, хотя вокруг гигантской эстакады их намного больше. Причем расселяемых жителей, которые легко могли на машине или маршрутке за 20 минут добраться до центра города, отправляют жить на обочину - в Красносельский район.

Еще одна горячая точка Петербурга - Поклонногорский путепровод. Обитатели расположенных рядом с ним домов покупали квартиры в надежде на жизнь в тихом уголке города. Теперь же у них под окнами строится автобан. Ранее в оживленную трассу с грохочущими грузовиками превратилась тихая некогда Кубинская улица - после того как ее соединили с Митрофаньевским шоссе.

Этот список можно продолжать долго, общее у всех аналогичных случаев одно - людям крайне редко удается добиться изменения планов и добиться расселения изначально не запланированных под это домов, не говоря уже об изменении проектов трасс.

Впрочем, есть как минимум одно исключение. В прошлом году вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин «подвинул» на 20 метров дом, строившийся вплотную к Приморскому шоссе. В ходе объезда Курортного района чиновник назвал ситуацию «градостроительной ошибкой» и указал на то, что дом у шоссе будет мешать развитию последнего. И, несмотря на то что у застройщика все документы были в порядке, он согласился изменить проект, частично демонтировать здание и продолжить стройку на большем отдалении от дороги. О ком больше заботился вице-губернатор: о дороге или будущих жителях дома - предлагаем ответить читателям.

Кто виноват?

Законодательные механизмы защиты интересов граждан в таких случаях крайне несовершенны, сетует директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. «Механизмами защиты прав граждан являются либо установление санитарного разрыва, либо достоверное определение воздействия на жилые помещения», - говорит он. Однако санитарные зоны автодорог, по мнению эксперта, регламентированы нечетко, а доказать негативное воздействие непросто.

«Лучше, если это коллективные действия группы собственников в доме, - рассказывает Александр Карпов. - Нужно доказать воздействие, для этого необходимо заказать замеры уровня шума, загазованности и вибрации. К счастью, в Санкт-Петербурге есть несколько независимых фирм, которые имеют лицензии и выполняют такого рода исследования. Далее эти заключения подтверждаются Роспотребонадзором, он не имеет права их не подтвердить, если их сделала лицензированная фирма. А потом начинается самое сложное, потому что нужно найти виновного. И чаще всего в таких ситуациях люди судятся с КРТИ (комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. - Ред.). Мне известны отдельные случаи в последнее время, когда люди выигрывали. Но это касалось установки искусственных неровностей - шумовых полос. Заставляли их снять. Но здесь есть конкретные обжалуемые действия. В других случаях логика доказывания не всегда бывает такой простой».

Про мнению эксперта, проблему необходимо решать системно. «По-хорошему - городу Санкт-Петербургу, как и другим крупным городам, необходима программа мониторинга зашумленности среды, - говорит Александр Карпов. - Ее нет в принципе. Выяснится, что очень большое количество зданий попадает в зоны зашумленности и придется что-то делать. Естественно, чиновники этого страшно боятся, и поэтому эта программа не запускается».

Чиновники-захватчики

Бывают ситуации, когда новая дорога не просто мешает жить, а в буквальном смысле выгоняет из дома. Для строительства того же Поклонногорского путепровода подлежат изъятию около 20 участков с частными домами. В начале этого года Росавтодор выпустил распоряжение об изъятии земельных участков, в том числе с жилыми домами, в Приозерском районе Ленобласти - в связи с реконструкцией Приозерского шоссе. Полным ходом идет изъятие земель для строительства новой трассы Москва - Петербург.

По закону собственники изымаемого жилья должны получить компенсацию в размере рыночной стоимости своего жилища, а также расходов, связанных с переездом. По соглашению сторон собственнику может быть предоставлено новое жилье.

По закону собственники изымаемого жилья должны получить компенсацию в размере рыночной стоимости своего жилища, а также расходов, связанных с переездом. По соглашению сторон собственнику может быть предоставлено новое жилье.

В реальности все складывается отнюдь не столь гладко. Во-первых, люди далеко не всегда согласны с предложенными суммами. Во-вторых, чиновники частенько идут на различные ухищрения, чтобы сделать собственников сговорчивее. «Очень часто собственники сталкиваются с грубым нарушением их прав при так называемом фактическом изъятии (фактическом занятии) земельных участков для государственных и муниципальных нужд без соблюдения установленного законом порядка, особенно без справедливой компенсации собственникам их убытков и потерь», - рассказывает партнер юридической фирмы «Борениус» Майя Петрова.

«Анализ судебной практики и материалов некоторых дел по спорам, связанным с защитой от фактического изъятия, позволяет сделать вывод, что органы власти сознательно идут на нарушение закрепленного законом порядка изъятия земельных участков, поскольку выгоды от несоблюдения установленных правил могут быть для них или государства несопоставимо выше, чем гипотетические негативные последствия», - отмечает она.

Таким образом собственников фактически вынуждают согласиться хоть на какую-то компенсацию. «В противном случае, пока собственник будет стараться восстановить свои права в суде, пройдет много времени, в течение которого он будет формально обязан оплачивать налоги, и совсем не факт, что ему удастся эффективно защититься в суде и освободить свой участок от результатов самозахвата или получить компенсацию, причитавшуюся ему изначально по закону, если бы порядок изъятия был бы соблюден», - говорит Майя Петрова.

Подобная практика действует при освобождении территорий гаражных кооперативов. Нанятые «терминаторы» разрушают постройки (зачастую под охраной полиции), вынуждая владельцев смириться с потерей строений. За толику малую.

И таких конфликтов стоит ожидать и в будущем, так как градостроительные решения зачастую игнорируют здравый смысл. То же самое Петрозаводское шоссе, которое недавно «победили» жители Усть-Ижоры, в ближайшее время планируют расширять. И это очевидно затронет целый ряд частных домов, расположенных вблизи дороги. Можно предположить, что работы городским судам точно прибавится.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, бухгалтер, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии