Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Работа над ошибками

 Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости OK-inform выяснил, какие выводы сделали чиновники после громких скандалов из-за оглашениея результатов прошлогоднего мониторинга

Скоро станет известно, какие вузы в 2013 году признают неэффективными. OK-inform проанализировал, как работает мониторинг эффективности, и попросил прокомментировать его нескольких ректоров петербургских высших учебных заведений.

Мониторинг эффективности теперь обязателен для всех

С 1 сентября вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», в соответствии с которым все вузы страны – государственные, негосударственные и филиалы – должны в обязательном порядке участвовать в мониторинге эффективности их деятельности.

Данные для оценки эффективности вузов поступали в Министерство образования и науки до 15 сентября. До 20 октября проводилась их верификация. В понедельник результаты мониторинга были переданы на рассмотрение Межведомственной комиссии, в состав которой вошли федеральные и региональные чиновники и представители ректорского сообщества. А 21 ноября комиссия обнародует окончательные решения по результатам проведенного мониторинга.

Эффективными будут признаны вузы, которые преодолеют пороговые значения любых трех критериев из семи.

К критериям оценки вузов добавили трудоустройство выпускников

Вузы оцениваются по следующим показателям: образовательная деятельность (сюда относится и средний балл ЕГЭ принятых студентов), научно-исследовательская деятельность (в том числе и объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приходящийся на одного педагогического работника), международная деятельность, финансово-экономические показатели, инфраструктура. Плюс новый критерий, по которому будут оценивать эффективность вузов, – это трудоустройство выпускников. Кроме того, приняв во внимание ошибки прошлогоднего мониторинга, который проводился лишь среди государственных вузов, в этом году Минобразования оценивает вузы с учетом их специфики. Для военных, силовых, сельскохозяйственных, медицинских, творческих, спортивных и транспортных вузов разработаны свои пороговые значения показателей.

Неэффективным вузам будет предложено либо оптимизировать свою деятельность, либо реорганизоваться. Более того, итоги мониторинга могут стать основаниями для проверки вузов, предоставляющих некачественное образование, надзорными ведомствами, после чего неэффективные вузы могут лишиться аккредитации.

Вузы, уклоняющиеся от мониторинга, проверит прокуратура

В нынешнем мониторинге эффективности должны были участвовать 1054 вуза, 480 из которых – негосударственные. Однако не все учебные заведения предоставили свои данные в Минобразования в установленный срок. В числе проигнорировавших 97-ю статью закона «Об образовании в РФ» три государственных вуза и 103 негосударственных. Кроме того, некоторые вузы, как выяснилось, сфальсифицировали свои данные. В Минобразования пообещали, что нарушителей федерального законодательства проверит прокуратура, а результаты этих проверок будут опубликованы в СМИ.

Надо добавить, что со следующего года мониторинг эффективности вузов будет проводиться весной, чтобы абитуриенты и их родители могли ознакомиться с его результатами перед тем, как подать документы на поступление в то или иное учебное заведение.

Но даже несмотря на все старания, которые предпринимают чиновники, чтобы быть объективными, некоторые представители российских вузов все равно считают систему оценки эффективности их деятельности несовершенной.

Оцениваемые показатели должны быть прозрачными

Например, ректор Национального минерально-сырьевого университета «Горный» Владимир Литвиненко говорит, что средний балл ЕГЭ необходимо очистить от всевозможных злоупотреблений – таких как «целевики», победители олимпиад.

- Средний балл ЕГЭ нужно определять в целом без всевозможных исключений, – сказал OK-inform Владимир Стефанович.

А введенный в этом году показатель трудоустройства выпускников ректор Горного института считает необъективным и трудно проверяемым.

- Например, наш университет заканчивает более 1000 студентов, которые уезжают работать практически во все концы нашей страны. До 30% из них оказываются в зарубежных компаниях. Как можно в этом случае собрать точную информацию о трудоустройстве, кто ее предоставит? И что, разве нет проблемы уклонения от службы в Вооруженных Силах, когда выпускники трудоустраиваются в компаниях, где есть возможность не проходить службу в армии? И таких примеров много, – объяснил Владимир Литвиненко.

При этом 92-95% выпускников Горного устраиваются по специальности. Трудоустройство «очников» осуществляется через Управление содействия занятости и трудоустройства выпускников, куда поступают заявки от работодателей. По словам ректора Горного, спрос на его выпускников очень высокий. Порядка 15-20% из них являются «целевиками», поэтому с ними компании заключают договоры уже на 2-3 курсе. Многие студенты получают приглашения от компаний в период прохождения производственных практик.

Список можно и расширить…

Владимир Стефанович предлагает ввести дополнительные критерии оценки эффективности вузов, характеризующие состояние педагогического и научного потенциала, приборного обеспечения вуза, состояние имущественного комплекса, в том числе обеспеченность иногородних студентов местами в общежитии, оценка их условий проживания, а также наличие учебных полигонов.

- Кроме того, должны быть показатели, которые бы характеризовали устойчивость развития университета, какие есть в некоторых странах. Например, необходимы такие показатели, как годовой объем НИР на одного научно-педагогического работника, доля профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями, доля молодых преподавателей в общей численности профессорско-преподавательского состава, средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава в сравнении со средним уровнем заработной платы в регионе. И, конечно, обязателен такой критерий, как количество преподавателей, свободно владеющих иностранными языками. Естественно, для технических университетов необходим и такой показатель, как количество патентов на одного научно-педагогического работника и ряд других, – считает Владимир Литвиненко.

К региональным вузам нужен особый подход

Он убежден, что все показатели, по которым оцениваются вузы, должны быть конкретными, проверяемыми, учитывать масштабность университета и его региональную особенность.

- Для региональных вузов, прежде всего тех, что расположены в удаленных северных регионах страны, нужно ввести понижающие коэффициенты, – сказал OK-inform Владимир Стефанович. – Эти вузы выполняют важную для нашей специфической экономики задачу – не просто готовят кадры из местного населения и развивают предприятия региона, но и обеспечивают гуманизацию общества в регионе. Если для этих вузов не вводить понижающие коэффициенты, то они могут быть уничтожены, а вместе с ними – поселки и города, для которых они готовят специалистов, – считает Владимир Литвиненко. – В регионах другая экономика и другой уклад жизни, чем в мегаполисах. Без региональных университетов мы усложним проблему с кадровым обеспечением производств: с теми, кто работает в северных районах или на объектах месторождений полезных ископаемых. Здесь необходима государственная поддержка и четкая государственная политика развития этих вузов.

Тем, у кого все в порядке, мониторинг не страшен

Также OK-inform узнал, что думает о системе оценки эффективности российских вузов ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета Владимир Кутузов.

- ЛЭТИ не попадал в число неэффективных вузов. Поэтому и все критерии оценки нас вполне устраивают. Мы считаем, что показатели, по которым нам выставляют оценки, служат некой подсказкой руководству вузов со стороны Минобразования, которая указывает на то, в какую сторону нам дальше развиваться, над чем работать, – сказал Владимир Михайлович.

Он уверен, что критерии оценки эффективности вуза взяты не с потолка, а после анализа проблемных сторон. Понятно, что не всем они нравятся, потому что вузов много, все они разные, и каждый хочет, чтобы его оценивали по тем показателям, которые у него более выигрышные, чем у остальных.

Пороговые показатели основаны на статистике

- Средний балл ЕГЭ – объективный показатель, характеризующий востребованность вуза у абитуриентов, их родителей, школ. Количество площадей, на которых ведется образовательный процесс, – не менее адекватный показатель, поскольку нельзя учить студентов, если нет собственных помещений. Особенно это касается инженерных и технических вузов, потому что в них должны быть лаборатории, – считает ректор ЛЭТИ. – Оценки основываются на статистических данных, которые университеты и так предоставляют в Минобразование. По каждому показателю есть аналитика, эффективность проверяется по средним значениям.

А введенный в этом году показатель трудоустройства выпускников Электротехнический университет нисколько не пугает.

- Наши выпускники на биржах труда не стоят. Мы на 60% удовлетворяем запросы работодателей просто потому, что выпускников меньше, чем хочет видеть у себя промышленность. Но проблема в неконкурентной зарплате. Поэтому, оценивая показатель трудоустройства выпускников, надо говорить не о количестве трудоустроенных, а об успешности трудоустройства. Наши студенты подрабатывают с 3-4-го курсов. На 5-м, еще до получения диплома, мы их трудоустраиваем, – говорит Владимир Кутузов.

Согласен с Владимиром Кутузовым и проректор по учебной работе Северо-Западного государственного медицинского университета им. Мечникова Александр Лила.

- Систему оценки эффективности вузов считаем отражающей реальность на начальном этапе работы в этом направлении, – сообщил он OK-inform. – Современный вуз – это сложная социально-экономическая система, оценка эффективности ее деятельности является комплексной задачей, решение которой предполагает возможность измерения значительного числа количественных показателей.

К ним, по мнению Александра Лилы, должны быть отнесены образовательная, научно-исследовательская, финансово-экономическая, инновационная деятельности, материально-техническая база, кадровый потенциал вуза, взаимодействие вуза с работодателями, а также дополнительные показатели, отражающие специфику вуза.

- Наиболее значимыми для вуза являются критерии образовательной и научно-исследовательской деятельности, поэтому их надо максимально детализировать, – считают в академии Мечникова.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, в поиске работы, 28 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии