Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Гонка за рейтингом вместо образования

 Фото: Сергей Кузнецов/РИА «Новости» Фото: Сергей Кузнецов/РИА «Новости» Пока в правительстве обсуждали результативность программы повышения продвижения российских вузов в мировых рейтингах, на международной конференции «Образование и мировые города: система координат для современного университета», которая прошла в Петербурге с 19 по 21 мая, говорили о том, что эти рейтинги не всегда объективны

На заседании кабинета министров в четверг председатель правительства России Дмитрий Медведев заявил, что мы находимся «на правильном пути по развитию ведущих университетов страны». По словам премьер-министра, программа поддержки конкурентоспособности российских вузов «5-100», разработанная в рамках «майских указов» президента Владимира Путина, будет продолжена, и в 2016 году между 21 вузом - участником этой программы будет распределено 11 млрд рублей в качестве субсидий на вхождение в рейтинги.

Всего с 2013 по 2015 год на то, чтобы как минимум пять отечественных университетов к 2020 году вошли в топ-100 ведущих мировых вузов, было потрачено 30 млрд рублей.

Всего же с 2013 по 2015 год на то, чтобы как минимум пять отечественных университетов к 2020 году вошли в топ-100 ведущих мировых вузов, было потрачено 30 млрд рублей. Как отметил на заседании кабмина 19 мая министр образования и науки Дмитрий Ливанов, за три года работы проекта «5-100» количество российских вузов в мировых рейтингах выросло с 5 до 13, при этом в топ-400 ведущих университетов мира попали 5 участников этой программы.

Глава Минобрнауки отметил, что российские вузы показывают успехи в предметных рейтингах. «В разных предметных рейтингах в топ-200 наши вузы уже отмечены 14 раз», - цитирует Дмитрия Ливанова сайт правительства РФ. По его словам, «за три года общее число публикаций университетов - участников проекта “5-100” в международных научных журналах выросло в 2,5 раза, число высокоцитируемых публикаций (это верхние 10%) - в 3,5 раза. Удвоилось число иностранных студентов, а число сотрудников, имеющих опыт работы в ведущих мировых университетских центрах, увеличилось более чем в 10 раз».

Примечательно, что далеко не все представители российской, да и зарубежной сферы образования считают попадание в мировые рейтинги вузов показателем эффективности высшей школы. В частности, на пленарном заседании «Развитие университета: есть ли альтернатива рейтингам?», состоявшемся 19 мая в рамках международной конференции «Образование и мировые города: система координат для современного университета» в Петербурге, говорилось о том, что характеризовать вуз одной цифрой, обозначающей его позицию в рейтинге, нелогично.

Примечательно, что далеко не все представители российской, да и зарубежной сферы образования считают попадание в мировые рейтинги вузов показателем эффективности высшей школы.

- Мы все знаем, по каким критериям формируются рейтинги, но, когда мы видим результаты оценки вузов, нередко они являются, мягко говоря, неожиданными. Рейтинг - это как прогноз погоды. Мы все его смотрим, но не можем на него повлиять, - сказала модератор пленарного заседания Дарья Козлова, проректор по международной деятельности университета ИТМО.

По мнению Игоря Агамизряна, генерального директора ОАО «Российская венчурная компания», стремление отечественных университетов попасть в международные рейтинги оценки вузов является краткосрочной задачей. При этом долгосрочная задача вуза состоит в том, чтобы достичь полного цикла обратной связи, когда высшая школа в полном объеме удовлетворяет локальные потребности, имея при этом безупречную академическую репутацию на мировом уровне.

- Формальное следование задачи появления в рейтингах не соответствует этому, - сказал Игорь Агамизрян. - Мы лечим следствие, а не причину.

Солидарен с ним советник ректора Томского госуниверситета Михаил Мягков. По его словам, оценивать вузы необходимо с точки зрения их влияния на общество, поскольку университет - это самая интеграционная система, которую можно сегодня представить.

Каждый университет сегодня должен абстрагироваться от цифр и отчетов, которые он отправляет в Минобрнауки, и ответить на вопрос, для чего ему нужны рейтинги и кто их заказчик.

Илья Куфтырев, начальник отдела международных связей управления международной деятельности Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, полагает, что каждый университет сегодня должен абстрагироваться от цифр и отчетов, которые он отправляет в Минобрнауки, и ответить на вопрос, для чего ему нужны рейтинги и кто их заказчик. В качестве примера он привел Берлинский принцип ранжирования вузов, согласно которому качество ранжирования определяется четкой ориентированностью на определенную группу потребителей рейтинга.

- Кто является потребителем рейтинга? Общество, работодатели, органы власти? Их пожелания слабо коррелируют между собой. Поэтому выбирая стратегию развития университета, необходимо ориентироваться на те показатели существующих в мире рейтингов, которые лучше всего отвечают задачам, которые вуз ставит перед собой и которые отвечают запросам целевой аудитории, - сказал Илья Куфтырев.

Интересно, что сами студенты редко руководствуются позицией вуза в различных рейтингах. Как рассказала Азалия Саитгаллина, менеджер студенческого проектного офиса 5-100S университета ИТМО, согласно опросам, 50% абитуриентов и студентов не считают, что рейтинги отображают качество образование в вузах, 32% полагают, что рейтинги описывают ситуацию в вузе в той или иной степени, и только 17% студентов следят за метриками, чтобы видеть, как растет престиж их альма-матер на мировой арене.

Алла Самолетова, руководитель аппарата ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге, считает, что позиция в рейтинге - это, безусловно, показатель высокой академической репутации вуза, но она не всегда бывает объективной. По ее словам, попытка перевести качество высшего образования на математический язык при составлении рейтингов редко увенчивается успехом.

Рейтинги не могут заменить оценки качества образования в вузах, но они обеспечивают прозрачность тех или иных показателей работы университетов.

- Желание оказаться в топе порой приводит к формальной гонке за цифрами, за которой нет практических результатов, - отметила Алла Самолетова. - Это приводит к кратковременным мерам повышения эффективности вузов, таким как приглашение иностранных профессоров, стимулирование научных сотрудников увеличивать публикационную активность и другим. Но в долгосрочной перспективе они могут никак не повлиять на прогрессивное развитие университета. Кроме того, на постсоветском пространстве довольно трудно собирать необходимую информацию для составления корректных рейтингов. Вузы не отслеживают карьеру своих выпускников, да и заработная плата специалистов в России не всегда информативна.

Джордж Товстига, профессор стратегии, соруководитель направления «Практика стратегического менеджмента» бизнес-школы EDHEC, отметил, что многие рейтинги не учитывают влияние университетов на экономику регионов.

- Нельзя забывать о местном контексте, - сказал Джордж Товстига. - При этом университет должен решать не только стратегические задачи своего региона, но и стремиться к глобализации. Сопоставить это в рейтингах невероятно сложно.

Геро Федеркейл, специалист по международным рейтингам немецкого Центра развития образования, говорит, что рейтинги не могут заменить оценки качества образования в вузах, но они обеспечивают прозрачность тех или иных показателей работы университетов. Однако составители рейтингов не всегда учитывают, что все вузы - разные, у них разные миссии, разные профили научной и образовательной деятельности, разное количество студентов и профессоров. Поэтому ранжировать вузы необходимо похожими группами, считает Геро Федеркейл.

О том, что думает о гонке за попадание в международные рейтинги один из участников программы «5-100» - Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), читайте в интервью «Общественного контроля» с ректором вуза Владимиром Кутузовым.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кристина, домохозяйка, 34 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии