Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Балтийские крепости России

 На страницах «ОК-информ» мы уже рассказывали про Морскую крепость Петра Великого, форты «Ино», «Красная Горка», «Риф». Продолжая цикл статей, мы бы хотели рассказать о балтийских крепостях - ныне находящихся на территории прибалтийских государств, но ранее также составлявших систему обороны Петербурга. Позже мы посвятим еще одну статью русским морским крепостям на территории Финляндии

В конце XIX - начале XX века в военном и военно-морском руководстве развернулись немалые споры о будущем развитии флота, армии, о планах на грядущую войну. Да, все понимали, что война неизбежна, и готовились к ней. Произошло размежевание в Европе, и Россия оказалась в блоке «Сердечного согласия» с Англией и Францией, в противостоянии с Германией.

  

Подготовка началась еще в царствование Александра III. Удивительно, но морской Генеральный штаб долгое время не рассматривал германский флот как серьезную силу. Мало того: в строительстве морских крепостей, как в зеркале отразились все проблемы и Российской империи и российской армии того времени. Многие решения принимались в силу близости той или иной персоны к особе императора, в ходе борьбы придворных партий, а некоторые - из соображений экономии. В ходе исполнения уже принятых решений часто проекты менялись или даже отменялись совсем.

Одной из самых значимых ошибок было абсолютно безапелляционное предположение, что основной задачей германского флота на Балтике будет прорыв к Петербургу с возможной высадкой десантов. Возможно, как один из вариантов его можно было рассматривать, но не предусмотреть иных было безрассудным поведением для военных профессионалов.

В итоге в ходе Первой мировой войны германский флот так и не предпринял никаких серьезных действий для нападения на Кронштадт или Петербург, а балтийские крепости были взяты с суши, не оказав достаточного сопротивления. Но мы забегаем вперед, вернемся же в конец ХIХ века.

Один из главных споров, развернувшихся вокруг строительства морских крепостей - это расположение главной военно-морской базы на Балтике. Напомним, что наш город, собственно, и начал строиться не как новая столица, а как военно-морская база. Первым делом в нем были построены крепость и верфь - Адмиралтейство.  А столицей стал лишь почти десять лет спустя. Но именно как база военно-морского флота он оказался не очень удобен - и в итоге ее вынесли в Кронштадт.

Казалось бы, остров Котлин - идеальное место для базирования флота. Но раннее замерзание и вынос большого количества песка Невой препятствовал успешному функционированию базы.  Тогда Петр I задумался о строительстве базы флота на территории Эстляндии или Курляндии. В итоге там стали создаваться две базы - в Ревеле (ныне Таллин) и Рогервике (впоследствии - Балтийский порт, ныне Палдиски).

Но до конца XIX века в корне ситуация не изменилась, и Балтийский флот базировался в Кронштадте.

В 80-е годы XIX века было принято решение о строительстве нескольких укрепленных районов - и один из них был на южном берегу Балтийского моря. Вопреки мнению военных моряков, предлагавших для базы Моонзундские острова, было принято решение строить новую базу Балтийского флота в Либаве (ныне Лиепая). Место это было не просто неудобным, а даже опасным, плохо защищенным с суши. Но секрет решения был прост: там уже строился торговый порт, что облегчало инженерную подготовку - не надо было тянуть туда железную дорогу, да и часть дноуглубительных работ была уже проведена.

Был разработан проект Ревель-Поркалаудской укрепленной позиции, а в 1912 году в присутствии Николая II был заложен новый военный порт в Ревеле, получивший название порта Петра Великого.

Вскоре грянула Русско-Японская война. Для Балтийского флота она стала переломным моментом. Во-первых, сам флот фактически перестал существовать. Вторая тихоокеанская эскадра, состоявшая из кораблей Балтфлота, погибла в Цусимском сражении, и флот предстояло создавать заново. Но и сама оборона Порт-Артура показала важность правильного размещения морских баз, необходимость их защиты с моря и с суши, эффективность применения минных заграждений.

Началась срочная реформа и системы управления флотом, и самого флота - и работы по укреплению берегов Балтийского моря. Часть крепостей - в том числе и Либава, намеченная ранее базой флота, упразднялись, а часть подвергались активной перестройке. Был разработан проект Ревель-Поркалаудской укрепленной позиции, а в 1912 году в присутствии Николая II был заложен новый военный порт в Ревеле, получивший название порта Петра Великого. А вскоре вся система обороны Петербурга с моря получила название «Морская крепость Петра Великого». 

В годы Первой мировой войны руководство Балтийского флота ожидало от Германии нападения на Петроград с моря. Но нападения этого так и не случилось. Успешное минирование и создание комбинированных минно-артиллерийских позиций позволило долгое время удерживать всю системы обороны и отражать атаки германского флота (которые имели локальный характер и в атаку на Петроград не перерастали). Но в 1915 году была сдана Либава, 20 августа 1917 - Рига и крепость Усть-Двинск, 16-22 октября 1917 года был эвакуирован Ревель, а 17 октября произошло Моонзундское сражение в котором русский флот потерпел поражение.

Неудачи конца войны, несомненно, в своей основе имели политические, а не военные причины. Власть фактически перестала существовать, что катастрофически отразилось на армии - не только рядовом, но и командном, высшем командном составе.  В большинстве случаев балтийские крепости имели возможность обороняться, но были сданы противнику без боя. В лучшем случае их успевали лишь успешно подорвать. Они активно осваивались и использовались немцами, а впоследствии - и независимыми прибалтийскими государствами, а после прихода советских войск в 1939 году - также попадали в руки военных и моряков.

База Балтийского флота опять переместилась в Таллинн (бывший Ревель). И с началом Великой Отечественной войны флот, чтобы не оказаться в ловушке, вынужден был совершить героический и трагический переход из Таллина в Кронштадт. История эта, конечно, требует отдельного рассказа.

В послевоенный период крепости на южном берегу Балтийского моря также обычно использовались военными моряками или оставались в запустении. После развала Советского Союза и ухода оттуда солдат и матросов, уже в самостоятельных прибалтийских государствах постепенно начался процесс осознания ценности крепостей как памятников архитектуры, истории и фортификации. Некоторые объекты, например Даугавгривская крепость (Усть-Двинск), получили охранный статус. Однако наибольшего успеха в сохранении русских морских крепостей достигли наши северные соседи - финны. О крепостях на территории Финляндии - наш следующий рассказ.

В ходе подготовки статьи использовалась книга А. Амирханова «Крепость Петра Великого».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вера, стоматолог, 40 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии