Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Несгибаемый Турбодед

 Фото: Елена Куракина Фото: Елена Куракина 28 мая на Исаакиевской площади состоится торжественный старт крупнейшего в России международного трофи-рейда «Ладога», маршрут которого проходит по территории Ленинградской области и республики Карелия, огибая Ладожское озеро

В этом году «Ладога» юбилейная - она проводится уже в 20-й раз, и в длинном списке участников есть как новые имена, так и хорошо известные в джиперской среде ветераны. Но мало кто сможет переплюнуть внедорожный опыт Анатолия Викторова, которого, несмотря на солидный возраст, друзья и знакомые редко зовут по имени-отчеству. Для кого-то он «дядя Толя», для кого-то - «дед» (это слово всегда произносится очень мягко и уважительно).

Но есть у него прозвище, которое, возможно, слышали даже те, кто далек от мира авто- и мотоспорта. Итак, в гостях у «OK-inform» - легендарный Турбодед!

Вне времени, вне дорог

Анатолию Викторову, дедушке российского off-road, имя которого известно многим из тех, кто давно и всерьез увлекается трофи- и ралли-рейдами, мотокроссом или же просто является владельцем автомобиля марки УАЗ, уже 78 лет. В его глазах по-прежнему горит огонь, он строит новые машины и планирует участие в самых разноплановых внедорожных мероприятиях.

Турбодед участвовал почти во всех трофи-рейдах «Ладога» (пропустил всего три), что говорит о многом. Ведь пройти сложнейший ладожский маршрут до конца - это неимоверно круто и является поводом для гордости даже в том случае, если ты не попадаешь в призы. Девиз трофи-рейда: «Вне времени, вне дорог!». И именно Турбодед, как никто, с ним гармонирует.

Кажется, что, в отличие от всех остальных, его действительно абсолютно не беспокоит время прохождения трассы. Да и не ради призов он приезжает на соревнования. Зато всегда готов каждому прийти на помощь, поделиться богатым жизненным и спортивным опытом. Никогда не проедет мимо сломавшейся на спецучастке машины конкурентов.

Как-то во время трофи-рейда «Ладога» мы взяли у Турбодеда небольшое интервью прямо в полевом базовом лагере:

- В таком солидном возрасте вы продолжаете участвовать в очень непростых соревнованиях. Не тяжело?

- Человека надо судить не по годам, а по состоянию его духа и по тому, на что он способен. Думаю, что если в этот автомобиль (показывает на свою машину) раз 50 залезть, то и молодой устанет. Я не считаю себя стариком. Я стараюсь, уж коли за что-то взялся, все делать по-честному, по-доброму и держать себя в определенной форме. По-другому нельзя! Если ты слабенький, то на «Ладоге» можно просто погибнуть! Слабых людей нельзя сюда допускать. Но если я вижу, что какой-то экипаж на трассе стоит, то я всегда остановлюсь и спрошу, не нужна ли помощь. Меня не интересуют медали, какие-то заслуги. Меня интересует сам процесс и насколько я сам к нему готов. Человек рожден для того, чтобы преодолевать трудности. Основное-то - это работа, и в этом - вся прелесть жизни.

- Что вас привлекает в трофи-рейдах?

- Настоящего мужика всегда привлекает какая-то серьезная работа, ответственность. Подъехал ты к болоту - и кажется, что оно непроходное. В этой ситуации надо находить решение и двигаться вперед. Я привык к тому, что мужик должен делать мужскую работу. И еще меня прельщают люди, с которыми ты общаешься. Это - не хобби, не увлечение, а зов души. Хочется всегда себя попробовать: «А могу ли я?» Моя основная задача - проехать и сохранить автомобиль. Не встать, не поломать его - и пройти всю трассу.

Два года назад он поехал на «Ладогу» с внуком. Кстати это был единственный раз, когда Турбодед стартовал на «Гелендвагене» - просто не успел восстановить свой «боевой» УАЗ, сломанный на предыдущих соревнованиях. Дошел до конца, но вне зачета, так как их экипаж сразу же отклонился от маршрута (на «Ладоге» нужно строго придерживаться определенной траектории движения, разрешены лишь небольшие регламентированные отклонения).

«Мне просто по дорогам ездить неинтересно, - рассказывает Анатолий Викторов. - По дорогам я каждый день на работу и с работы езжу по городу, для меня это сложнее, чем бездорожье на соревнованиях. В итоге до первой контрольной точки ехал почти 8 с половиной часов, но зато не по скучным дорожкам, а миновал два моста, пересек три крутых брода, прорывался по болотам, непроходимому лесу, каким-то лосиным тропам. В одном из бродов у меня мотор дал клина - схватил воды, я машину на лебедке вытащил. А некоторые за это время уже финишировали, взяв все точки».

В этом году Турбодед планирует выйти на старт на специально построенной к «Ладоге» новой «боевой» машине, идею создания которой вынашивал не один год. Машина весьма необычна и представляет собой эдакий нестандартный «коктейль». Ярый поклонник УАЗов, Анатолий Викторов не изменил себе и сердце машины - 3-х литровый двигатель - взял от УАЗ 421. Кузов - от УАЗ 512. Ходовую часть - от «Мерседес Гелендваген». А 38-дюймовая резина и диски вообще тракторные!

«У меня в России много дел»

В миру Анатолий Викторов - предприниматель, возглавляющий автопредприятие в Обухово. В его рабочем кабинете все по-простому, с интерьером а-ля «Советский Союз». В глаза сразу бросается огромное количество кубков, вымпелов и медалей, которыми уставлены полки и завешаны стены. Рассматривать и слушать истории про каждый из них можно бесконечно.

Около кубков лежит какой-то камень. «Этот камень с вершины Ловозерских гор, - поясняет Турбодед. - Я пять раз был в Заполярье. Несколько лет назад по телевизору передавали, что 5 лыжников из Белоруссии погибли в Ловозерских горах. И я сразу вспомнил, что на машине переезжал там через самую вершину! У нас там пролегал маршрут одного из соревнований. Потом мы спускались с гор, уходили в тундру, в болота. Спуск был очень интересным!».

Кстати, как оказалось, он ни разу не был за границей. На вопрос «Почему?» отвечает, что у него и в России много дел.

Богатая биография

Родом Анатолий Викторов из Ульяновской области. 30 лет назад переехал в Петербург, к жене. По образованию - авиационный технарь, но по состоянию здоровья так и не попал в авиацию. В молодости занимался стрельбой, играл в футбол (был даже капитаном футбольной команды), а в конце 60-х с группой туристов поднимался на Эльбрус, имеет значок «Турист СССР».

Трудовую деятельность начал в 1955 году, устроившись водителем грузовика. Езда по лесным дорогам, которые вполне можно было приравнять к бездорожью, была обычным делом - возил по ним дрова, зерно, торф с болот. В 70-х годах был одним из организаторов крупнейших соревнований в СССР по автоспорту. Работал директором автопредприятия в Ульяновске, где проходил полуфинал СССР по автокроссу, - там участвовали все республики, все отечественные заводы.

На территории владений Турбодеда в Обухово есть и мотокроссовая трасса (кстати, одна из лучших в России!), на которой проводятся этапы кубка России. А зимой на ней же ежегодно проходят соревнования «Кубок Турбодеда».

Во время перестройки, сотрудничая с фирмой UAZ of America, создал «УАЗ in Ameriсa», или «Белую чуму» (известный как Baby hummer) - ульяновскую машину с американской «начинкой». В процессе сотрудничества как-то раз разговорился с американцами про иномарки и сказал: «Давайте я на УАЗе проеду всю Америку от Аляски - с севера до юга». Американцы ответили: «Слушай, а это интересно!».

Анатолий Викторов не стал дожидаться, подойдет им эта тема или нет, и начал готовиться, тренироваться. К сожалению, фирма впоследствии переключилась на работу с Южной Кореей, и идея с пробегом заглохла. Но Турбодед (впрочем, на тот момент к нему еще не приклеилось это прозвище) уже втянулся в соревновательный процесс.

Первая гонка, в которой он официально принял участие - гонка директоров в Ульяновске. Анатолию Викторову на тот момент было уже 55 лет! Несколько раз участвовал в соревнованиях Заполярья, где он, кстати, и получил свое знаменитое прозвище. Однажды в паре с финским экипажем они завершили маршрут первыми, а финиш остальных участников растянулся еще на 3 дня. Вот тогда кто-то и назвал уже немолодого, но весьма шустрого пилота УАЗа Турбодедом.

Сегодня у него за спиной тысячи километров бездорожья и раллийных трасс, многочисленные кубки и медали, привезенные из разных уголков нашей страны: с автокроссов, джип-триалов, джип-кроссов, трофи-рейдов, ралли-рейдов и марафонов. При этом он - не только участник соревнований по разным дисциплинам, но и организатор некоторых из них. Некоторые соревнования Анатолий Викторов проводит вместе со своим сыном, мастером спорта и тренером по мотокроссу.

К слову, его сын с 5 лет занимался картингом, в 17 уже гонялся на автомобиле, а уже потом увлекся мотокроссом (сейчас имеет звание «тренер России по автомотоспорту»). Да и внук, так сказать, пошел по стопам (благо было - по чьим) - он мсмк (мастер спорта международного класса) по мотокроссу. На территории владений Турбодеда в Обухово есть и мотокроссовая трасса (кстати, одна из лучших в России!), на которой проводятся этапы кубка России. А зимой на ней же ежегодно проходят соревнования «Кубок Турбодеда».

Фото Елены Куракиной.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгения, пенсионерка, 67 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии