Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Время выезжать в велопоходы!

 Фото: Елена Куракина Фото: Елена Куракина Наконец-то пришел длинный световой день, что для велотуристов очень важно. Ведь чем длиннее день, тем больше красот на пути можно успеть увидеть, да и ехать при хорошем освещении гораздо приятнее, чем в темноте. Многие любители активного отдыха уже вовсю начали выезжать в велопоходы - на так называемую разминку перед более продолжительными путешествиями

«Общественный контроль» присмотрелся к «покатушкам» и набрал ценных советов.

Выбирай по силам

Велосипедных маршрутов в Ленинградской области бесконечное множество. Кто-то предпочитает составлять их самостоятельно, вооружившись своим опытом и картой, а кто-то ориентируется на уже готовые маршруты походов и «покатушек» (коротких велопоездок). Плюсы протестированных маршрутов в том, что вы знаете точный километраж и ключевые ориентиры, вы готовы к определенному качеству и рельефу дорог, а также предупреждены о возможных сюрпризах на пути. Ведь в жизни все может оказаться совсем не так, как на карте.

Например, обозначенный мост в реальности может быть давным-давно разрушен, и вам придется штурмовать водную преграду вброд, а широкая грунтовая дорога порой превращается в труднопроходимый болотистый участок. Кроме того, составляя маршрут самостоятельно, вы можете не знать о каких-то достопримечательностях данной местности, и в результате проедете совсем рядом, не обратив на них внимания. Есть и другие важные моменты. Даже в непродолжительном путешествии нужно быть в курсе наличия на пути магазинов, расположения источников с питьевой водой (особенно если маршрут проложен вне населенных пунктов), удобных мест для ночевок.

Рекомендации опытных велопутешественников можно найти на сайте www.veloguide.ru - там вы наверняка подберете подходящий по всем параметрам маршрут. Обратите внимание, что помимо километража и направления, все маршруты различаются уровнем сложности: если одни рекомендуются для новичков и родителей с детьми, то другие ориентированы только на подготовленных велосипедистов.

Кстати, если у вас есть собственные варианты интересных велопрогулок, то вы можете войти в число авторов, выложив на этот сайт свою нитку маршрута. Существует также печатная версия путеводителя - книга «Велосипедные маршруты Ленинградской области» под редакцией опытного велотуриста Ильи Гуревича, который и является инициатором этого проекта.

«Наш край удивительно разнообразен и чем-то напоминает Россию в миниатюре, - рассказал “ОК-информ” Илья Гуревич. - В Ленобласти есть своего рода Дальний Восток, Сибирь, Урал, Золотое кольцо, Крайний север, есть свои национальные окраины и взморье. Не верите? Вот пример: прибрежные ладожские деревни в устьях Паши, Сяси, Ояти, Свири - разве не напоминают поморские поселения? Или сами эти могучие реки, текущие с юга на север, впадающие в холодную Ладогу, не наводят на аналогию с Сибирью? Известно также, что один из самых красивых городов области, Тихвин, часто называют “Северным Суздалем”; а вместе со Свирскими монастырями и Старой Ладогой - чем они не Золотое кольцо»?

Замахиваться на большие километражи могут лишь наиболее подготовленные велотуристы. Новичку всегда можно выбрать любой понравившийся маршрут, а потом скорректировать его по ходу движения - сократить, если устанет или если испортится погода, или, наоборот, продлить, если останутся силы, время и желание.

При составлении плана не забудьте о возможных точках схода - в дороге всякое может случиться. Ну и, конечно, старайтесь выбирать наименее загруженные дороги с минимальным трафиком, ведь движение с автотранспортом в потоке достаточно опасно.

Вкатывающая покатушка

В качестве варианта для первого похода можно посоветовать маршрут под названием «Вкатывающая покатушка», разработанный Дмитрием Рогуновым. Кто-то запросто сможет проехать его за один день, а кому-то понадобится два, а то и три дня, поскольку общий километраж переваливает за сотню километров. Ведь то, что для опытного велосипедиста - покатушка, то для новичка - целый поход!

В классическом варианте нитка маршрута выглядит так: Мюллюпельто - Мельниково (19 км) - Бородинское (40 км) - Борвинка (54 км) - Каменногорск (62 км) - Перевозное (66 км) - Возрождение (78 км) - Выборг (102 км). Но есть нюанс. Поскольку затрагивается погранзона, то по такому маршруту вы сможете проехать лишь в том случае, если у вас есть загранпаспорт с визой. Если таковых нет, придется сделать крюк, чтобы ее объехать.

85% пути проложено по асфальтовым дорогам с небольшим трафиком, а 15 % - по широкой грунтовке. Плюсами является большое количество магазинов по дороге (благодаря этому не нужно изначально везти с собой лишний груз), а также - точек схода (ж/д станций, где можно будет сесть на электричку до Петербурга тем, у кого сломался велосипед, и тем, кто переоценил свои силы, - в начале сезона это особенно важно!). Мест для отдыха и ночевки здесь достаточно много, поэтому можно не заострять на них внимание.

В исполнении Дмитрия Рогунова нитка маршрута расписана более подробно, можно сделать распечатку и использовать ее в качестве «легенды». Итак, старт - от платформы Мюллюпельто. Проехав через поселок Коммунары (в местных магазинах можно докупить необходимые продукты), на перекрестке с дорогой Приозерск - Мельниково, поворачиваем налево. Минуем поселки Кротово, Беличье, Быково. Дорога в этих местах преимущественно ровная, с парой небольших горок. Близость Вуоксы и открывающиеся с ее берегов красивые виды неизбежно вызывают желание остановиться и пофотографировать. На Т-образном перекрестке берем правее и вскоре попадаем в поселок Мельниково. Этот населенный пункт, через который летом проходит большинство водных маршрутов по Вуоксе, знаменит своей кирхой.

Лютеранская церковь в Мельниково построена по проекту Йозефа Стенбека в 1912 году. Ныне перед взорами предстает четвертая версия храма, а первая кирха появилась здесь еще в 1635-м. Предыдущая, деревянная кирха Ряйселя сгорела в 1910-м, но алтарная доска (1872 год) была спасена. Это - последняя из четырех работ Стенбека на Карельском перешейке (всего сохранилось три работы, еще две кирхи - в Зеленогорске и Приморске). Здание выполнено в стиле финского национального романтизма, северной разновидности модерна. Наружные стены - из местных пород гранита, внутренние - из кирпича, фронтоны отлиты из бетона, материалом для кровли послужила гальванически обработанная жесть, а основанием церкви стала природная скала.

В 1913 году в кирхе был установлен 25-регистровый орган. От южного фасада отходит старая липовая аллея, в начале которой стоит финский памятник.

В Мельниково также есть православная церковь Троицы Живоначальной, выполненная в стиле древнего деревянного зодчества (новодел, заложена в 1998 году).

На кольцевом перекрестке из пяти примыкающих улиц нам нужна отвилка в сторону Студеного. Церковь Троицы остается по правую руку. В Студеном придерживаемся асфальта, уходящего влево от поселка. Примерно через 5 км асфальт заканчивается и приходится немного потрястись по грейдеру. Потом появляются горки разной степени сложности.

Из Приозерского района Ленинградской области мы переезжаем в Выборгский. У поселка Козлово видим мост. Метров через 500 будет высокая скала, потом - перекресток с отворотками (направо - в деревню Маслово, налево - на хутор Победа), но мы едем прямо, до поселка Бородинское. Здесь находится очередная ж/д станция, откуда обессилившие участники могут эвакуироваться.

Далее - под горочку к мосту, пересекаем железную дорогу. Вскоре асфальт заканчивается и начинается довольно крутой подъем (пожалуй, эта горка -  самая крутая за весь маршрут). Через 7 км снова пересекаем железную дорогу, углубляемся в леса, минуем несколько километров грунта - и вот мы снова на асфальте, в поселке Боровинка. Асфальтовая дорога проведет нас через поселок с названием Остров и выведет к городку Каменногорску.

На Т-образном перекрёстке ослабевшие могут свернуть направо и через 5 км оказаться на вокзале, а наш маршрут идет налево. Три километра холмистой дороги - и мы въезжаем в Перевозное. Перед мостом через Вуоксу, справа на горочке, стоит симпатичная церквушка. А сам мост заслуживает особого внимания.

«Единственный довоенный мост через Вуоксу из 5 мостов на российском участке реки сохранился на шоссе Выборг - Каменногорск, у бывшей деревни Kuukauppi (ныне - Перевозное), -  рассказывает краевед Кирилл Никитин. -  Построенный в 1920-х годах, он являлся одним из самых протяженных в Финляндии (около 250 м). Мост весьма элегантен по силуэту, максимально приближенному к выбранной конструктивной схеме. Ферма-подвеска центрального пролета опирается на консольные выпуски балок 2-го и 4-го пролетов. Верхний пояс имеет плавное повышение к середине центрального пролета в соответствии с характеристикой изгибающих усилий. Такое решение позволяет увеличить средний пролет, с тем чтобы устанавливать речные опоры на меньшей глубине, и обладает несомненными художественными достоинствами.

Коротким оказался век большинства таких сооружений: многие уничтожены при отступлении (наступлении) противоборствующих сторон в войнах ХХ века, другие перестроены под возросшие нагрузки. Этот мост сохранился чудом: центральный пролет был взорван во время войны, но затем восстановлен. Он эксплуатировался до 2002 года, причем до восстановления моста в поселке Лесогорском более 20 лет являлся единственной шоссейной переправой на Средней Вуоксе. Из-за малой ширины (около 5 м) движение осуществлялось с поочередным пропуском встречных потоков. С 2002 года движение перенесено на новый железобетонный мост, построенный параллельно существующему ниже по течению».

Полюбовавшись красивым видом, минуя лес и поля, едем до поселка Возрождение, где снова есть возможность зайти в магазин или сойти с маршрута, воспользовавшись железной дорогой. До Выборга осталось около 20 км. Рельеф чем дальше, тем гористее.

Проезжаем виадук через Скандинавию, на Т-образном перекрестке поворачиваем направо и въезжаем на мост. Вот мы и в Выборге. Здесь можно закончить маршрут, сев на электричку до Петербурга, а можно задержаться на день и продолжить велопутешествие, осматривая местные достопримечательности. На этот случай на сайте www.veloguide.ru есть маршрут экскурсионной велопокатушки по Выборгу.

Ну а те, у кого есть время и кто еще не накатался, могут проехать 130 км по маршруту Выборг - Высоцк - Приморск, сравнить кирху в Мельниково с кирхой в Приморске, а также осмотреть крепость в Высоцке. Особенности этого маршрута (разработан и подробно описан Ильей Гуревичем) - хорошие асфальтовые дороги, большое количество достопримечательностей, но при этом - удаленность от транспортных магистралей. Так что делать выбор в его пользу рекомендуется только уверенным в себе велосипедистам. Старайтесь реально оценивать свои силы - лето и многокилометровые походы еще впереди!

Фото Елены Куракиной.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ваня, бездомный, 27 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии