Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Почему солнечный камень не могут вывести из теневого оборота

 Фото: Илья Козырев Фото: Илья Козырев В Калининградской области, богатой запасами солнечного камня, янтарная отрасль по-прежнему находится в упадке. Но если раньше развитию уникальной сферы мешали криминальные авторитеты, то теперь непробиваемым барьером в добыче и реализации ископаемой смолы стали бюрократические разборки

От криминала к чиновникам

Еще несколько лет назад солнечным камнем в западной губернии (несмотря на то, что Янтарный комбинат являлся государственным) заправляли сомнительные бизнесмены. Де-юре предприятием руководил ставленник Минфина РФ Юрий Мухин, де-факто фактическим хозяином мирового монополиста был бывший сержант милиции, выгнанный из органов по дискредитации, Виктор Богдан (известный в узких кругах как Балет).

Серия разоблачительных публикаций в центральной прессе привлекли внимание Счетной Палаты РФ. Результаты ее ревизии весной 2012 года побудили главу государства издать поручение: очистить отрасль от криминала и навести порядок в деле добычи и переработки солнечного камня.

Для Балета и его подельников настали сложные времена. Лидер ОПГ (именно так квалифицировало созданное Виктором Богданом сообщество следствие) рванул за границу и был объявлен в международный розыск. В рамках продолжения антироссийской политики Польша, где был задержан Балет, отказалась выдавать России беглого бизнесмена.

Комбинат же ушел под юрисдикцию корпорации «Ростех» и на нем кардинально поменялся менеджмент. С первых слов, судя по заверениям директора Михаила Зацепина, на предприятии был взят курс на предельную открытость в реализации сырца и ясность в ценовой политике.

Однако громкие слова на сегодня остались просто словами.

Жизнь после Балета

С тех времен в янтарной отрасли мало что изменилось. Как утверждают переработчики, если и есть какие-то перемены, то не в лучшую сторону. Долгое время сырец с комбината отпускался по каким-то непонятным схемам и сомнительным требованиям. Как утверждают представители общественного профессионального объединения «Янтарный союз», большая часть полудрагоценного камня уходила через столичные фирмы прямиком в Китай. Никакой ясности, никакой открытости не наблюдается.

С наведением порядка в отрасли тоже не заладилось. Простой пример: в ходе следственных мероприятий в отношении Балета из закромов янтарной группировки было изъято более 30 тонн солнечного камня! Наиболее ценные образцы (общий вес партии превышал 5 тонн) был помещен под ответственное хранение на склады Янтарного комбината. Оттуда дефицитный камень был… успешно разворован доселе невыявленными следствием злоумышленниками.

Несмотря на то, что лидер ОПГ давно получил вид на жительство и обживает польские палестины, у руля значимых в отрасли перерабатывающих компаний стоят люди Балета. Они как могут диктуют комбинату свою политику. И делают это порой достаточно успешно: то устраивают истерики по поводу квотированной выдачи сырца на предприятиях и собирают подписи под петициями в Москву, то, участвуя в открытых аукционах, взвинчивают стоимость лотов по дефицитным фракциям, провоцируя дирекцию комбината поднимать цены на отпускную продукцию.

- Первые открытые торги в октябре 2015 года практически прошли под диктовку людей Балета, - сообщил корреспонденту ОК-информ член аукционной комиссии, депутат областной думы Александр Ветошкин. - Мне кажется, они намеренно сделали астрономические ставки, чтобы создать дефицит на рынке переработки, а заодно получить официальные документы на вывоз янтаря. Досадно, что руководство комбината, не оценив провокации, после торгов взвинтило цены на все отпускаемое сырье в несколько раз. Как итог такого непродуманного шага - следующий аукцион, состоявшийся зимой, оказался сорванным.

Спасение утопающих - дело рук...

Провалившиеся аукционы, непродуманная ценовая политика, препоны при выдаче сырца - все это не могло в целом не сказаться на отрасли. Как утверждает председатель «Янтарного союза» Василий Симонов, с января 2014 по апрель 2016-го на предприятиях отрасли сокращено порядка 40% персонала - почти 480 человек. Нередко переработчики сталкиваются не только с отказом комбината в продаже сырца, но и с продажей некачественного камня.

- Нами официально зафиксировано, как один из членов нашего союза приобрел на комбинате янтарь 14-й фракции на 300 тысяч рублей, - рассказал Симонов. - Однако в отпущенных мешках оказалось некачественное сырье более мелкой фракции. В результате выручка от продажи уже изготовленных изделий из этого сырья составила чуть более 150 тысяч рублей.

На комбинате же считают, что движутся в правильном направлении. Дескать, сорванные аукционы - не показатель, мировые цены на сырье растут, да и спрос на деловые фракции есть. Но ведь 70% добываемого камня - мелочь, не подлежащая обработке. Приходится реализовывать ее в качестве допнагрузки.

Область, как и положено, блюдет интересы предпринимателей. Однако дирекция комбината не всегда охотно идет на контакт с местными властями. Впрочем, губернские власти в оценке действий нынешнего руководства отрасли стараются проявлять предельную дипломатичность.

- Налицо некоторое увеличение поступления налогов, но в целом мы ожидали более серьезных результатов с точки зрения увеличения объемов переработки янтаря внутри области, - пояснил глава региона Николай Цуканов. - У комбината своя позиция. Они считают, что местные компании, прикрываясь переработкой, продают сырье за границу - в Литву, Польшу, Китай. Здесь нужно найти золотую середину, чтобы обеспечить работой наших мастеров. Мы же не зря открываем специализированные заведения, где готовим обработчиков камня. Пока вынужден констатировать, что поручение президента исполняется не в полной мере. Мы рассчитываем на то, что в ближайшее время появятся правила продажи янтаря, владельцем предприятия будет доработана стратегия отрасли с учетом реалий.

Реализация в три потока

Видимо, устав от регулярной критики, на днях дирекция мирового монополиста заявила о новой политике сбыта, которая должна устроить всех игроков. Ее основные принципы озвучил председатель совета директоров предприятия Виталий Мащицкий. Продажу камня планируется разделить на три составляющие.

Первый аукцион предполагается проводить по голландской схеме, на понижение. Такой механизм предполагает, что янтарь выставляется на торги по весьма высокой цене, которая пошагово снижается до тех пор, пока кто-то из претендентов не согласится на ставку

Первая - реализация особо ценных экземпляров весом более 100 граммов будет проходить на торжественных открытых аукционах. Вторая и наиболее интересная составляющая сбыта - продажа камня через специализированные аукционы исключительно для местных производителей. При том выставляться на такие торги будет строго определенный объем янтаря конкретных фракций, по рекомендации экспертного совета. Условия участия в подобных торгах достаточно четко прописаны: стаж работы в отрасли не менее 4 лет работы, отсутствие задолженности перед бюджетами всех уровней. В зачет идет и численность рабочих мест, а также глубина переработки камня.

По утверждениям Машицкого, на подобные аукционы для местных переработчиков комбинат может выставлять до 30% добываемого янтаря. Первый аукцион предполагается проводить по голландской схеме, на понижение. Такой механизм предполагает, что янтарь выставляется на торги по весьма высокой цене, которая пошагово снижается до тех пор, пока кто-то из претендентов не согласится на ставку.

Третий и самый крупный поток добытой ископаемой смолы будет проходить через открытый аукцион. В торгах на повышение цены смогут принимать участие как российские, так и международные компании.

Новая схема, на которой, как оказалось, настаивали и областные власти, и региональное отделение УФАС, заработает не завтра. Проект такой программы реализации необходимо согласовать с федеральной антимонопольной службой в столице. Впрочем, по заверениям председателя совета директоров комбината, на согласование всех необходимых процедур может уйти не более двух недель.

Не балласт, а потенциал

Между тем, ломая копья и обсуждая проблемы отрасли, дирекция комбината по-прежнему не может для себя решить вопрос: что же делать с балластом? С теми самыми неликвидными активами мелкого камня, от которого при продаже деловых фракций чиновники, находящиеся у руля янтарного сбыта, пытаются избавиться совсем не рыночными способами.

В научно-производственном комплексе «Алатырь» крошку уже, можно сказать, привыкли «превращать в золото»

- Честно говоря, и для мелочи есть место в ювелирпроме, - сообщил корреспонденту ОК-информ руководитель одной из ведущих компаний области Павел Астапенко. - У нас влет уходят маленькие фигурки, инкрустированные крошкой. За отсутствием разумных цен на поделочный камень, этим и живем.

Впрочем, в области в ходу и иная точка зрения, доказанная практикой. В научно-производственном комплексе «Алатырь» крошку уже, можно сказать, привыкли «превращать в золото».

- Кто вам сказал, что это неликвид? - поразился директор НПК Артем Шепелев. - Мы сейчас закупаем по 5 тонн и планируем увеличить объемы закупок до 10. У нас налажен выпуск инновационного продукта - консервированного янтаря, который является основным компонентом для производства целебных кремов, скрабов, антиспептиков, гелей, мыла и шампуней. И все это пользуется устойчивым спросом. При этом после переработки стоимость этой крошки увеличивается почти в десять раз.

Так что и неликвиды можно преобразовать в доход. Стоит только чиновникам начать мыслить по-государственному.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, мама двоих детей, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии