Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

«Балансировка» Эрдогана

 Фото: Сергей Гунеев/РИА «Новости» Фото: Сергей Гунеев/РИА «Новости» Принятая на днях резолюция немецкого Бундестага, осудившая геноцид армян, вызвала широкий резонанс не только в Европе, но и в Азии, на Ближнем Востоке и далее - по всему миру. Этот шаг немецких депутатов - не столько ссора с Турцией или «постановка ее на место». Он - еще и соблюдение справедливости, и сохранение исторической памяти, что важно для многих народов

Но, что еще более важно для современного мира, - немцы дали решительный отпор быстро формирующемуся диктатору в лице турецкого лидера Реджепа Эрдогана. Политологи признают: в нынешней мировой политике Эрдогана стало слишком много, а его вмешательство в любую ситуацию кратно усложняет любую проблему.

Чем Турция достала немцев

Рассмотрение резолюции по геноциду армян готовилось в Бундестаге несколько месяцев. И все это время члены высшего турецкого руководства прямо или косвенно обращались к немецким депутатам через СМИ в одном ключе - «не вздумайте ее принять». Главными аргументами в пользу отказа от резолюции, как водится у турок, были угрозы.

Члены высшего турецкого руководства прямо или косвенно обращались к немецким депутатам через СМИ в одном ключе - «не вздумайте принять резолюцию».

Например, угроза отмены апрельской «миграционной сделки», с огромным трудом заключенной между Анкарой и Берлином. Согласно ей, Анкара обязалась возвращать к себе мигрантов, не имеющих законного права оставаться в Европе. В обмен на это немцы пообещали помочь с упрощением визового режима для турок, едущих в ЕС. Свое обещание они выполнили: уже в начале мая Еврокомиссия предварительно согласилась отменить визы с Турцией, но выставила ей целый ряд условий. Некоторые из них, связанные с борьбой с терроризмом, Анкара наотрез отказалась выполнять, и соглашение «зависло». Поэтому, намекали турки, принятие резолюции по геноциду могло окончательно похоронить соглашение.

Другой угрозой, которой Эрдоган и компания надеялись приструнить депутатов Бундестага, были «внутренние турки», поколениями живущие в Германии.

- Германия живет в условиях миграционного кризиса и в рамках миграционных потоков. По официальным данным, в ФРГ около 18 млн «старых» и «новых» мигрантов, из них порядка 7 млн выходцев из Турции. В Анкаре намекали: решение Бундестага может спровоцировать массовые демонстрации местных турок - ведь многие из них даже в большей степени «эрдогановцы», чем жители Анкары или Стамбула. Когда Эрдоган приезжает с визитами в Германию, он собирает стадионы своих сторонников. И призывает турок не только не отказываться от своей национальной идентичности, но и бороться за интересы родины, - говорит замдиректора Центра германских исследований РАН Александр Камкин.

Кроме регулярных угроз, турецкий президент в последнее время сильно раздражал европейцев попытками засудить критикующих его немецких журналистов. История любимого бюргерами телевизионного комика Яна Бемерманна, попавшего под суд по иску Эрдогана, имела обратный эффект - она превратила турецкого президента в мишень для насмешек во всей Европе. На днях экс-мэр Лондона Борис Джонсон, чьи дед и прадед имели турецкие корни, выиграл конкурс на самое оскорбительное стихотворение про Эрдогана. Он написал пять строк о любви Эрдогана к козлу, получив в награду 1 000 фунтов. Этой акции аплодировала Британия и улыбалась вся Европа.

Последней каплей для немцев стало требование Анкары к Еврокомиссии - отозвать 200 тысяч евро, выделенных Дрезденскому симфоническому оркестру на реализацию проекта «Катастрофа», посвященного геноциду армян.

Кроме того, и немцев, и европейцев в целом сильно тревожило не только болезненное самолюбие турецкого лидера, но и наступление на свободу прессы в Турции. Чуть менее десятка турецких журналистов уже попали за решетку, осмелившись писать правду и о происходящем в турецкой политике, и о контрабанде оружия на турецко-сирийской границе.

Последней каплей для немцев стало требование Анкары к Еврокомиссии - отозвать 200 тысяч евро, выделенных Дрезденскому симфоническому оркестру на реализацию проекта «Катастрофа», посвященного геноциду армян. Забирать у оркестра деньги еврочиновники отказались, а взбешенные турецким диктатом немецкие депутаты решили наконец адекватно ответить Анкаре. И показать, что в Германии есть принципиальные политические силы, не желающие плясать под «турецкую дудку».

В итоге депутаты Бундестага со смаком наступили на больную мозоль туркам абсолютным большинством голосов, причем - на свой манер. В немецком языке нет слова «геноцид» в том виде, в котором его знает весь мир, - вместо него немцы используют германизм Völkermord («убийство народов»).

Одернуть Эрдогана

Теперь Турция вряд ли ограничится отзывом посла из Берлина, и даже разрыв соглашения с ЕС по мигрантам вряд ли будут пределом заморозки отношений.

- Не уступив наглому давлению Анкары, немецкие депутаты показали единодушие, приверженность своим ценностям и принципам. Турция - важный и давний союзник НАТО, а также партнер Германии. Так что парламентская пощечина весьма болезненна лично для Эрдогана. Не сработал ни фактор огромной турецкой диаспоры в ФРГ, ни «особые отношения» с Меркель, ни ставка на соглашение по мигрантам. Так что теперь у Эрдогана есть отличный повод излить все накопившееся раздражение. А также соблазн рубануть сплеча, невзирая на все разрушительные последствия, - считает глава комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев.

Теперь Турция вряд ли ограничится отзывом посла из Берлина, и даже разрыв соглашения с ЕС по мигрантам вряд ли будут пределом заморозки отношений.

- Решение Бундестага связано не только с темой геноцида армян или предупреждением Эрдогану. Посредством Берлина Анкаре указали, что она не должна чего-то требовать в будущем от ЕС в столь приказном тоне. Проще говоря, Турцию хотят поставить на место, - считает политолог Григорий Трофимчук.

Таким образом, между ФРГ и Турцией при всем серьезном товарообороте и крепких экономических связях наступает разлад. Причем ссора с Германией - после скандала с Россией - будет означать для Турции нечто большее, чем прямые экономические потери. Немцы понимают: на данном этапе они спокойно могут обойтись и без Турции. Их внешняя торговля измеряется сотнями миллиардов евро, а для отдыха на планете есть множество других замечательных мест. Острой необходимости в дешевой рабочей силе из Турции они тоже не испытывают. Так что двусторонние отношения медленно, но верно приближаются к закономерному разводу, причем губительному для Турции.

На окраинах Турции идет война. Оружие для сотен тысяч курдских повстанцев в любой момент может быть переброшено из Ирака и Сирии на территорию страны. Будет ухудшаться с каждым днем ситуация в курдских районах Турции, турецкий бизнес - нести потери, а экономика - разрушаться.

Свое влияние окажет и ссора с Россией. Турецкая экономика, ориентированная на сельское хозяйство, не может существовать в изоляции, без больших рынков и притока туристов. Следовательно, она будет съеживаться, что приведет и к внутриполитическим конфликтам, к появлению большого количества беженцев, и к новым попыткам шантажа Европы. Если Эрдоган не изменит свою политику, в скором будущем страна может скатиться к состоянию нынешней Украины, считают эксперты.

Турецкая экономика, ориентированная на сельское хозяйство, не может существовать в изоляции, без больших рынков и притока туристов.

Общий вывод аналитиков таков: похоже, что резолюция немецкого Бундестага - лишь начало более широкой кампании по сдерживанию Эрдогана. Еще четыре-пять лет назад он имел имидж прогрессивного восточного политика, быстро находящего друзей и партнеров, ведущего свою страну к процветанию. Сегодня этот имидж сменился на прямо противоположный.

И дело не только в сбитом исподтишка российском бомбардировщике, срыве миллиардных контрактов с «Газпромом» или наглых угрозах лидеру ЕС - Германии. «Прогрессивный» имидж Эрдогана похоронили прежде всего массовые убийства сотен курдов в ходе турецких бомбардировок и спецопераций. А также прямая и явная поддержка «Исламского государства» через открытые участки границы с Сирией.

Политологи уверены: политики не только Европы, но и многих других стран мира сегодня намерены как-то «одернуть» Эрдогана, показав ему свое негативное отношение к стратегии Анкары. Если этого не сделать, то мир вскоре может получить не только обнаглевшего диктатора, но и масштабный кровавый конфликт на Ближнем Востоке, по сравнению с которым нынешняя война в Сирии покажется локальной ссорой. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Мария, финансист, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии