Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Невыносимая тяжесть ОЭЗ

 Фото: Vladislav Borisov/wikimedia.org Фото: Vladislav Borisov/wikimedia.org На днях президент Владимир Путин издал указ, ярко характеризующий и состояние «инновационной экономики» в России, и менталитет чиновников, призванных ее развивать. Глава государства постановил ликвидировать 10 из 33 особых экономических зон, существующих в России. А также запретить создание новых ОЭЗ - до окончания процесса их оптимизации

Причины недовольства Путина особыми зонами просты: развитие большинства из них региональные власти тормозили годами. А руководители АО «ОЭЗ», призванного давать регионам средства на это, просто крутили огромные суммы в банках, получая сверхприбыли. В итоге многие ОЭЗ превратились в черные дыры, где без следа исчезли десятки бюджетных миллиардов.

Приказ: сократить и не развивать

Резкую реакцию Кремля вызвали сразу несколько факторов. Во-первых, встреча Владимира Путина в ноябре 2015-го с активом ОНФ на тему «За честные закупки!», где вопрос об особых зонах впервые был поставлен ребром. Во-вторых - апрельский отчет Счетной палаты РФ о катастрофическом положении с финансами в ОЭЗ.

С 2006-го на 33 формально существующих в стране ОЭЗ государство потратило 186 млрд рублей (для сравнения - на строительство космодрома «Восточный» ушло 160 млрд).

Последней каплей стал недавний доклад главы Контрольного управления президента Константина Чуйченко. В нем зафиксировано, что с 2006-го на 33 формально существующих в стране ОЭЗ государство потратило 186 млрд рублей (для сравнения - на строительство космодрома «Восточный» ушло 160 млрд).

Из них 24 млрд рублей так и остались неиспользованными - они лежат на счетах АО «ОЭЗ» и его дочерних структур в коммерческих банках. Подозрение у аудиторов вызвало то, что за 10 лет «управления» все эти акционерные общества получили от депозитов прибыль на 30 млрд рублей. Налоговые и таможенные платежи государству из самих зон за это время составили всего 40 млрд рублей. А 122 млрд рублей из бюджета ушли «на поддержку хай-тека» - в зонах создано 18 тысяч новых рабочих мест. То есть создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось государству в 10 млн рублей, сумму средней зарплаты россиянина за 25 лет.

Неприятным сюрпризом для государства стал и тот факт, что, помимо Минэкономразвития России и ОАО «ОЭЗ», зонами управляют еще полтора десятка акционерных обществ. А расходы на оплату труда в этих управляющих компаниях и выплата премий не ставятся в зависимость от достигнутых результатов. Так, размер премий у сотрудников АО «ОЭЗ» за 2015 год составил 180 млн рублей. «Процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия», - констатировали аудиторы.

При этом в стране до сих пор отсутствует единая стратегия развития ОЭЗ, почти не развивается инфраструктура, не создается условий для привлечения инвестиций. Сложившаяся ситуация и стала причиной для закрытия десяти зон - на их территории так и не появилось резидентов. Речь идет об ОЭЗ в Приморском и Хабаровском краях, Мурманской области, а также семи ОЭЗ, входящих в мифический «туристический кластер Северного Кавказа».

Чужой опыт - не в жилу

Решив резко двинуть экономику страны вперед, российские власти еще в 2006-м решили скопировать удачный опыт ведущих экономик мира. Известно, что в Китае сегодня функционирует около тысячи ОЭЗ, в Южной Корее - около 200, в США - полсотни особых зон. Российские же особые экономические зоны придумали в основном ради развития отдаленных регионов. Например, ради проблемного Дальнего Востока, откуда по-прежнему тысячами уезжают квалифицированные кадры, ради Приморского, Хабаровского и Забайкальского краев, Амурской области и т.д.

Как установили аудиторы КСП, за 10 лет  вместо запланированных 758 объектов в ОЭЗ ввели в эксплуатацию лишь 526.

На первый взгляд, вариант казался беспроигрышным: поблизости от крупного города создается специальная территория «пять на пять километров», туда подтягиваются коммуникации и приглашаются инвесторы. Им гарантируются большие льготы по налогам и таможенным платежам, особое внимание со стороны чиновников, а также минимальные издержки на запуск проекта. При этом все ОЭЗ создаются на 49 лет, без права продления.

Однако на деле все получилось далеко не так гладко.  Как установили аудиторы КСП, за 10 лет  вместо запланированных 758 объектов в ОЭЗ ввели в эксплуатацию лишь 526.

Выручка же действующих резидентов особых зон сегодня составляет всего 0,2% от ВВП тех регионов, где они базируются.  

На ОЭЗ - всем фронтом

Масштабным проверкам ОЭЗ всевозможными аудиторами предшествовала встреча Путина с активистами Общероссийского народного фронта. В ноябре 2015-го активисты ОНФ представили президенту критический доклад об экономических зонах. Глава проекта ОНФ «За честные закупки» Анастасия Муталенко честно доложила президенту: в стране есть несколько зон, в которые «не вложено ни копейки», хотя они существуют много лет.

Среди таковых - портовая ОЭЗ «Советская гавань» в Хабаровском крае и туристическая «Ворота Байкала» в Иркутской области. В последней местным властям удалось создать лишь план и концепцию зоны - и этот процесс обошелся бюджету в 119 млн рублей. 80% российских ОЭЗ полностью неэффективны, заявила Муталенко. Большие вопросы у ОНФ возникли и к туристической ОЭЗ в Бурятии - в ее рамках построили инфраструктуру на 4 млрд рублей, но реальных крупных инвесторов там так и не появилось. 

«Фронтовики» рассказали Путину и почти фантастическую историю -  про особую зону «Долина Алтая», где при полном отсутствии туристов власти потратили миллиард рублей на создание искусственного озера.

Неэффективна, по мнению активистов ОНФ, и портовая зона в Ульяновской области (там не проложили ни канализации, ни водоснабжения), а также технико-внедренческая ОЭЗ в Зеленограде. А в ОЭЗ «Новая Анапа» в Краснодарском крае за несколько лет не возникло ни одного резидента - хотя более десятка компаний из года в год подавали заявки на размещение в ней. Как выяснилось, местным властям зона была нужна лишь для того, чтобы изменить категорию земель. Когда там стало возможно строить, земли быстро распродали под жилье - с уже подведенными за федеральный счет коммуникациями.

«Фронтовики» рассказали Путину и почти фантастическую историю -  про особую зону «Долина Алтая», где при полном отсутствии туристов власти потратили миллиард рублей на создание искусственного озера. Каждый год на дно неумело вырытого водоема клали специальную пленку (вдвое тоньше необходимой) и наливали туда миллионы литров воды, которая всего за два месяца вновь полностью уходила в землю. После этого «работы по восстановлению» начинались заново.

Несколько миллиардов рублей ушло на создание Калининградской ОЭЗ. Местные власти сначала превратили ее в плацдарм для ввоза и растаможки подержанных иномарок, а затем полностью закрыли. Несколько сотен миллионов ушло и на организацию особой зоны в Красноярском крае, которая не создана до сих пор. Однако больше всех отличилась ОЭЗ «Курорты Северного Кавказа» - в 2012-м управляющая ею компания вложила 2,6 млрд бюджетных денег в бумаги банка, который… вскоре лишился лицензии. По всем этим причинам активисты ОНФ рекомендовали Путину расформировать ОАО «ОЭЗ», где один фонд оплаты труда составляет 800 млн рублей в год.

А аудиторы из Счетной палаты и Контрольного управления президента пришли к выводу о том, что правительство годами предоставляло ОЭЗ слишком много денег, причем не снижало дотаций даже по мере погружения экономики РФ в рецессию. В 2014 - 2015-м в стране были серьезно порезаны расходы на образование, медицину, «социалку», а вот финансирование особых зон никак не пострадало.

Неоднозначные выводы

После разоблачений со стороны ОНФ, Счетной палаты и КУП  власти РФ все же сделали «оргвыводы». Помимо двух названных президентом шагов, теперь Москва будет компенсировать затраты на создание инфраструктуры только тех ОЭЗ, где объем частных инвестиций как минимум втрое превысил размер бюджетных вливаний. При этом совокупная выручка всех резидентов на десятый год существования успешных ОЭЗ должна быть не менее 30 млрд рублей, а количество вновь созданных рабочих мест в зоне - не менее 3 тысяч.

Совокупная выручка всех резидентов на десятый год существования успешных ОЭЗ должна быть не менее 30 млрд рублей, а количество вновь созданных рабочих мест в зоне - не менее 3 тысяч.

По мнению экспертов, сокращение числа ОЭЗ станет огромным облегчением для властей некоторых регионов РФ. На местном уровне давно шли разговоры о том, что, создавая инфраструктуру для ОЭЗ, «можно и по миру пойти». Ведь речь шла о миллиардных вложениях, которые не обязательно отобьются в будущем. При этом большинство налогов от действующей ОЭЗ все равно забирал бы центр, если регион вдруг начал бы зарабатывать.  

Несмотря на массу претензий к ОЭЗ и распоряжение президента о закрытии десятка особых экономических зон, в Минэкономики продолжают считать эти зоны «инструментом технологической модернизации экономики РФ».  Источники в министерстве сообщили: никакой катастрофы не произошло, нужно лишь оптимизировать инвестиции в ОЭЗ.

«В мировой истории ОЭЗ есть как очень успешные, так и неудачные примеры. Сейчас надо концентрироваться на том, чтобы избегать негативных путей. Пока можно сказать, что наши ОЭЗ вполне конкурентоспособны в сравнении с другими странами», - заявили в Минэке.

Справка ОК-информ

ОЭЗ были созданы в России по специально разработанному закону в июле 2005-го. На 1 января в 30 субъектах формально значилось 33 ОЭЗ: 9 - промышленно-производственного типа, 6 - технико-внедренческого типа, 3 свободные портовые зоны и 15 - туристско-рекреационного типа. По данным Минэкономики, с 2006 по 2015 год в особые экономические зоны России пришло более 400 инвесторов, из них около 80 - иностранные, представляющие 29 стран мира.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, помощник адвоката, 50 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии