Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Судейский квартал предъявят через квартал

 Фото: Алла Репина Фото: Алла Репина OK-inform выслушал мнения петербургского архитектурного цеха о проекте москвича Максима Атаянца, а также собственную аргументацию автора-победителя

К концу января архитектурная мастерская Максима Атаянца должна представить макет комплекса зданий для размещения Верховного и Высшего арбитражного судов, Судебного департамента на набережной Малой Невки, изготовленный с учетом замечаний конкурсного жюри. Эксперты сомневаются, что этот учет возможен, ведь победителя попросили отказаться от копирования исторических образцов. Но именно на копировании классики и держится весь проект.

Псевдоисторизм не рекомендован

Таким был вердикт жюри, оглашенный 26 октября управделами президента Владимиром Кожиным. В Президентской библиотеке в течение трех часов решалась судьба ответственного участка невской акватории, последнего незаполненного пятна в ансамбле исторического центра Петербурга. Сюда из Москвы намереваются перенести высшее судейство РФ. 

Победителю конкурса указали представить переработанный проект в трехмесячный срок, то есть к концу января 2014 года.

Государственный дух

- Эта площадка - последний архитектурно неорганизованный элемент главной невской панорамы, - указывает на ответственность места сам автор-победитель, московский архитектор Максим Атаянц.

Горожане неоднократно предлагали разбить парк на этом месте. Существовали и довоенные проекты свободного зеленого пространства на берегу Малой Невки. Однако, по убеждению Максима Борисовича, это незанятое место должно быть заполнено именно учреждением государственного значения.

Аргумент автора: Петербург на 20% и более сформирован из крупных комплексов государственных учреждений имперского звучания, а также из казарм николаевского времени. Именно госучреждения доминируют в историческом ансамбле города на Неве. И, соответственно, ансамбль и должен быть завершен неким пафосным аккордом, а не жильем (как предполагалось в проекте «Набережной Европы») или прогулочной зоной.

Неоклассический язык - это кредо автора.

- Мое искреннее убеждение, что в городе для того, чтобы он не погиб, надо делать что-то в  таком духе, - говорит Максим Атаянц.

«Это очень плохо»

Сергей Горбатенко, председатель Петербургского отделения ИКОМОС (комитета международного совета по памятникам и достопримечательным местам, являющимся экспертом ЮНЕСКО), убежден, что внедрение проекта на петербургскую почву  нарушает международную процедуру принятия столь ответственных решений.

Исторический центр Петербурга является охранной зоной ЮНЕСКО, объектом всемирного наследия. Соответственно, ЮНЕСКО и должно оценить, допустимо ли предлагаемое влияние нового строительства на объект. Есть методики, есть процедуры и «здесь поезд еще не ушел», полагает Сергей Борисович Горбатенко.

Что касается его мнения о предложенном ансамбле, то оно лаконично: «Это очень плохо». Со стороны проспекта Добролюбова ансамбль еще имеет право на существование, со стороны акватории Невы – нет, потому как комплекс на Петроградской стороне вступает таким образом в соперничество с ансамблем Биржи и Стрелки Васильевского острова, контрастирует и перетягивает акцент на себя.

Теоретически его бы следовало отодвинуть как можно глубже в сторону проспекта Добролюбова и замаскировать парковой зоной.

Абсурд по существу

Профессор Владимир Лисовский, член президиума Петербургского отделения ВООПИиК (и, как и Горбатенко, член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга) настроен тоже остро критически.

- Перенос судов - идея, абсурдная по существу, и повлекла остальные оттенки зашкаливающей абсурдности, - полагает Владимир Григорьевич. - Конечно, нельзя было ее предъявлять.

Территория, отданная управделами президента под суды - это часть объединенной охранной зоны Петербурга. Изменять основные, ключевые параметры этой зоны нельзя.

- Здесь не убавить, ни прибавить, не изменить ничего нельзя, не сделав хуже, - говорит Лисовский. - Тем более нельзя выступать конкурентом ансамбля Биржи и всего классического центра.

Профессор Лисовский недоумевает и над вторичностью облика запланированных зданий: куда не посмотришь, увидишь копии, от римского «Колизея» до ленинградских арок 1930-х годов, поставленных в Автово и на Охте.

- Сплошные цитаты и крайняя несерьезность всего предприятия, - не стесняется в эпитетах профессор, которому автор приходится бывшим студентом.

Ныне москвич Максим Атаянц - выпускник ленинградской Академии художеств: Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Архитектурный тупик

Пародийность концепции, вторичность и клонирование образцов николаевской эпохи, ампира XIX века отмечают и другие эксперты. Например, замдиректора института «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик ( заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга, член президиума Петербургского отделения ВООПИиК). По мнению Михаила Исаевича, каждая эпоха должна говорить на своем языке.

Ориентация в начала XXI  века на античность в том виде, в каком ее интерпретировали в начале XIX века, «это большой архитектурный тупик», говорит Михаил Исаевич.

Эксперты вторят мнению жюри, рекомендовавшему отказаться от копирования исторических образцов. Однако они недоумевают: если полностью убрать историзмы, что вообще останется от победившего проекта? Ничего, кроме намеченного к реставрации исторического здания Тучкова буяна и зеленых общественных пространств.

В подарок виды на купола

Одновременно работу Атаянца хвалят за то, что она открывает вид на Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. В прочих проектах собор был вовсе задавлен.

Неожиданно откроется и один из интересных видов на Исаакий. На это указывают эксперты Института территориального развития. Когда на закрытой ныне набережной Малой Невы будет организована свободная для посещения общественная зона, как предлагает Максим Атаянц, от Биржевого до Тучкова моста, откроется один из довольно интересных петербургских видов на Исаакиевский собор в створе Биржевой линии. Это точка на набережной от восточного угла Тучкова буяна. По мнению экспертов, его следовало бы затем включить в перечень охраняемых законом видов.

«Буду просить 15% жилья оставить»

Мнением жюри из проекта также выведено служебное жилье для судейского корпуса. Городу придется поискать его в «шаговой доступности» где-либо на Петроградской стороне или Васильевском острове.

Однако Максим Атаянц считает, что это не совсем верное решение.

- Буду просить заказчика 15% жилья оставить, - сообщил он журналистам, имея ввиду управление делами президента РФ. - Не хочется, чтобы это был не мертвый квартал, где в шесть вечера отключается свет и все замирает.

Но в целом о выводе жилья автор отзывается положительно: освободится территория, которая даст «возможность сделать сад масштаба Екатерининского на Невском проспекте, а бульвар вдоль набережной будет похож на бульвар вдоль Адмиралтейства». Рассказывая о «зеленой составляющей», Максим Атаянц также оперирует исключительно идеями повтора уже существующих образцов.

- Начиная с 1956 года найдется ли в городе хоть один пример удачной современной архитектуры? - задает автор-победитель вопрос, звучащий и в самом деле риторически.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Женя, студентка, 21 год Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии