Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Заслуженный учитель России Александр Пятикоп: Нынешнее образование - это латентная роботизация детей

 Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова Традиционно в канун выпускных вечеров в обществе обостряется дискуссия о качестве современного образования. Спорят о базовой подготовке учеников, о глубине знаний, которые получает молодежь за школьной скамьей, об умении выпускников самостоятельно мыслить

Своим мнением о проблемах среднего образования поделился заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, депутат Калининградского горсовета Александр Пятикоп.

- Сегодня принято сравнивать уровень нынешней системы обучения с качеством преподавания в советской школе. Сравнивать и, как правило, ругать. Ваше мнение как-то отличается от убеждений многочисленной армии критиков?

- Здесь я не буду оригинальным. Только хочу уточнить один очень важный нюанс. Базис советской школы, которую мы сегодня с такой ностальгией вспоминаем, был заложен задолго до революции. Основой обучающих программ в гимназиях и лицеях России XIX века являлись фундаментальные исследования. К накопленному опыту царской школы новая власть в целом подошла с уважением. Посмотрите, какая плеяда советских ученых засверкала на мировом научном небосклоне. А когда 4 октября 1957 года был осуществлен запуск первого спутника Земли, с трибуны конгресса США во всеуслышание заявили: нация в опасности!

Конечно, в Советском Союзе было немало проблем, чего-то не хватало, что-то давало сбои, но с нами считались, потому что мы были сильны. И залогом этой силы, замечу без пафоса, как раз и был уровень нашей школьной подготовки. Потому после развала Советского Союза, по недомыслию министерства и оперативности наших заклятых друзей, один из первых ударов был нанесен по среднему образованию.

- Вы имеете в виду Болонскую конвенцию?

- Совершенно верно. Ратификация этого документа и положила начало переходу наших школ на западные стандарты. Хочу заметить, что даже в Европе далеко не все страны подписали все пункты конвенции. Мы же подмахнули от начала и до конца. Помните, под каким соусом подавался этот переход? Что теперь наши дипломы будут котироваться на Западе. Прошло время, хочу спросить: котируются ли? Можно считать меня ретроградом, но факты говорят сами за себя. В прошлом году впервые за долгие годы с международной олимпиады по математике российская команда не привезла ни одной золотой медали! Откуда им взяться - медалям и призам, если математика в обязательной части школьных программах урезана почти вдвое.

Пропагандисты, внедряя ЕГЭ, заверяли, что новая система положит конец коррупции и существенно улучшит качество знаний. Что имеем на выходе, пояснять не стоит. Коррупции, как минимум, меньше не стало, а вот знания...

- Неужели все так плохо?

- Во всяком случае - есть проблема. Конечно, мы живем в такое время, когда одним кликом можно открыть Википедию и узнать все, что тебе интересно. Узнать сейчас и тут же забыть. Потому что ни одна интерактивная доска, ни один компьютер никогда не заменит учителя с мелом. Все эти гаджеты не заменяют преподавателя, они предназначены помогать развивать школьников, а обучать их мыслить может только человек. Образованный человек, преданный своему делу! Только он может научить своих учеников думать, отстаивать точку зрения, выстроить систему базовых знаний. Если образно говорить, то задачей прежней школы было построить в голове у ребенка полочки, чтобы он мог знать, с какой полочки что в нужный момент необходимо взять. Нынешний метод - это латентная роботизация подрастающего поколения.

Я недавно принимал государственные экзамены в одном столичном вузе, где готовят менеджеров. В рамках заявленных тем все выпускники были подготовлены от и до. Чуть в сторону вопрос - и все! Ступор. А ведь что такое менеджмент? Это не просто способность принимать решения, но самое главное - принимать их оперативно в нестандартных условиях. А вот нынешнее поколение - поколение ЕГЭ - боюсь, к такому повороту будет не готово.

- Может, вообще аннулировать ратификацию Болонской конвенции?

- Это был бы не самый плохой вариант для нашей страны. Ведь вопрос образования, на мой взгляд, - это вопрос национальной безопасности. Признаюсь честно: когда в 90-х я стал одним из самых молодых директоров школ в стране, мне в рамках всякого рода указаний сверху навязывали учебники по истории XX века Кредера, издаваемые фондом Сороса, и я их запрещал раздавать детям. Потому что по этим пособиям можно научиться презирать свою Родину, но точно не любить ее.

В условиях санкционных войн мы отказываемся от западной продукции и не обращаем внимания, что наши дети учатся по чужим лекалам. Почему бы не задаться вопросом о возврате к прежним методикам и к привычной экзаменации? Уверен, что подавляющее число учителей и педагогов вузов будут приветствовать подобное импортозамещение. Как минимум - целесообразно рассмотреть вопрос о приостановке действия отдельных пунктов конвенции.

Я, например, считаю не только возможным, но и необходимым предоставить выпускникам школы и их родителя самим выбрать формат итоговой аттестации: в форме ЕГЭ или традиционной. Одновременно предложить ректоратам и ученым советам вузов засчитывать обе формы сдачи итоговой аттестации.

- Еще одно веяние последних лет - укрупнение школ. Деление заведений на рентабельные и не очень...

- Такая тенденция уничтожает систему нашей традиционной школы. Понятие «оптимизация» давно уже стало в обиходе ругательным. Конечно, сегодня на первый план выходит экономика, но нельзя все измерять рублем. Тенденция к укрупнению средних учебных заведений ни к чему хорошему не приведет. Ведь школа - это не стены, а идеи, аура, семья.

Еще раз обращусь к своему опыту: в школе я знал не только весь педагогический состав, но и всех ребятишек поименно, знал по имени-отчеству большинство родителей. Сегодня же строят школы на три тысячи человек, где даже учителя друг с другом незнакомы.

Если не хватает денег, ничего страшного не произойдет, если ученики будут заниматься и во вторую смену, а в классе будет больше чем 25 человек. Главное - содержание образования и хорошо подготовленные педагоги, любящие детей.

Еще одна сопутствующая проблема, продиктованная экономическими мотивами, - передача на уровень субъектов федерации полномочий и финансирования в области среднеспециального образования. Результат не заставил себя ждать - на глазах разрушается система ПТУ.

- Сегодня молодежь достаточно вольно относится к языку. Не стесняется своих ошибок как в письменной, так и в устной речи. Более того - порой умышленно выставляет их напоказ. Поэтому не могу не спросить: на ваш взгляд, какова роль русского языка в образовательном процессе?

- Основополагающая. Президент России Владимир Владимирович Путин отождествил развитие русского языка с вопросом национальной безопасности. Позиция абсолютная. Межнациональный и межконфессиональный мир, экономическое развитие, семейные отношения и воспитание детей.

В мире (вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности) все, кто постоянно говорит на русском языке, считаются русскими. Тот самый Русский мир - мир классиков и великих ученых, героев и покорителей космоса. Мир, который уважают и с которым считаются. И мы, каждый, кто уважает свою страну, должны включаться в процесс защиты и популяризации языка наших предков.

У нас в Калининграде уже устоялась традиция проведения международного конкурса для педагогов начальной школы «Янтарная сова». Главной задачей этого форума как раз и является продвижение по миру русского языка. Наш опыт получил развитие в Белоруссии, где недавно провели аналогичный фестиваль «Хрустальный зубр». Почин готовы подхватить в Армении, Израиле, Монголии, Казахстане. Вот такая она - народная дипломатия педагогов. Есть основания надеяться, что наша идея будет поддержана фондом «Русский мир», который возглавляет председатель комитета по образованию Государственной думы Вячеслав Никонов, и другими структурами федеральной власти.

Фото Ирины Ивановой.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Настя, SEO-оптимизатор, 27 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии