Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.37
Евро 99.53
Юань 1.27

Можно ли избавиться от протечки крыши, не отходят от компьютера?

Ремонт крыш в центре города Анна Башкирова для ОКРемонт крыш в центре города Анна Башкирова для ОК OK-inform проанализировал основные общественные ресурсы, созданные для решения проблем ЖКХ

В последнее время появилось сразу несколько интернет-проектов, которые призваны навести порядок в сфере ЖКХ. «Общественный контроль» разбирался, зачем нужно так много организаций, и все ли они столь действенны, как обещают их создатели?

Как определить эффективность общественной организации?

Фонд для финансирования общественно значимых гражданских инициатив в интернете предложил учредить на заседании Агентства стратегических инициатив 22 ноября Владимир Путин. С помощью такого фонда президент планирует поддерживать молодёжь, которая посредством сети помогает людям решать насущные проблемы и стремится сделать окружающую всех нас действительность лучше.

Пожалуй, авторов интернет-проектов, посвященных вопросам ЖКХ, можно было бы поставить первыми в очередь на получение грантов предложенного Путиным фонда. Ведь президент подчеркнул, что фонд общественно значимых гражданских инициатив прежде всего должен оказывать финансовую поддержку тем, кто, используя современные технологические и управленческие решения, достигает «нового качества жизни россиян».

Никто и не будет спорить, что качество предоставляемых нам жилищно-коммунальных услуг определяет качество нашей жизни. Но как определить, какой из целого ряда интернет-проектов по жилищно-коммунальной тематике наиболее эффективен? «Общественный контроль» искал ответ на этот вопрос.

Три буквы у всех на устах

Такие интернет-сервисы, как «РосЖКХ», «ДомДворДороги» и «Управа» базируются на 33-й статье Конституции РФ, согласно которой все граждане страны «имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Зная о том, что качество услуг ЖКХ – это то, на что россияне чаще всего жалуются, авторы названных интернет-проектов предлагают людям не бегать по инстанциям, а воспользоваться онлайн-сервисами.

Автор онлайн-сервиса «Управа» Игорь Жуков, помимо заполнения формы обращения, предлагает гражданам ознакомиться со «стратегией ябеды».

На этих сервисах собраны образцы жалоб и заявлений на самые различные нарушения в сфере ЖКХ, заполняются они в считанные минуты и отправляются по адресу соответствующего контролирующего органа. Далее остается ждать, когда жилищно-коммунальные службы наведут порядок. Согласно 59-му закону РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан», чиновник должен дать соответствующий ответ в течение 30 дней со дня регистрации письменного или электронного обращения к нему. Если через 45 дней (с учётом работы почты) ответа не последовало, можно писать на чиновника жалобу в прокуратуру, поскольку он нарушил 59-ФЗ.

У каждого из интернет-сервисов, обещающих заставить жилищников и коммунальщиков работать правильно и честно, есть свои особенности. Но если авторы «РосЖКХ» и «ДомДворДороги» предлагают гражданам ограничиться электронными обращениями, то автор онлайн-сервиса «Управа» Игорь Жуков, помимо заполнения формы обращения, предлагает гражданам ознакомиться со «стратегией ябеды» и некоторыми хитростями, которые способствуют быстрому устранению волнующей проблемы.

«Эффект Навального» снова сработал. Но будет ли от него эффект?

«РосЖКХ» является проектом Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. «Эффект Навального», как и ожидалось, сработал – за первый час функционирования через сайт «РосЖКХ» было направлено 800 жалоб и заявлений. Люди поверили, что достаточно нескольких кликов, чтобы услуги ЖКХ в их доме стали качественными.

Однако Фёдор Горожанко, создатель интернет-сайта «Заливает.СПб», предостерегает связывать с «РосЖКХ» большие надежды.

Одним обращением у нас в стране мало что можно решить.

- Конечно, появление такого ресурса – это замечательно. Но, на мой взгляд, позиция авторов «РосЖКХ» изначально неправильная. Говоря людям, что мы за вас всё сделаем, от вас требуется написать лишь пару фраз о своей проблеме, команда Навального поступает опрометчиво. Во-первых, одним обращением у нас в стране мало что можно решить. По своему опыту знаю. Универсального механизма, способного решить все коммунальные и жилищные вопросы разом, нет, и к любому обращению надо подходить с умом. Во-вторых, люди, не имея представления, какая организация и за что отвечает, и позволяя за себя всё делать другим, – это общество потребления, а не гражданские активисты, способные поменять систему. В-третьих, нельзя замахиваться на всё сразу. Надо разбираться с теми вопросами, в которых ты сведущ, а весь комплекс ЖКХ – это очень много. В-четвёртых, и это самое главное, «РосЖКХ» может оказать медвежью услугу другим активистам, которые используют интернет в благих целях.

Рекламируя «РосЖКХ», Навальный сказал, что у него был сломан в подъезде почтовый ящик, он написал жалобу через свой сайт, и ему все исправили. И первые обращения через «РосЖКХ» относились именно к почтовым ящикам.

По мнению Горожанко, это настоящий спам в Жилинспекцию:

- Из-за того, что инспектора отвечают на такие мелкие проблемы, как сломанный почтовый ящик или выкрученная в подъезде лампочка, людям с протекающей кровлей приходится ждать, пока они разгребут завал. В один прекрасный момент чиновникам надоест отвечать на эту лавину жалоб через «РосЖКХ» и они откажутся это делать.

Больше смахивает на популистскую деятельность.

Как говорит Фёдор, реакция главного жилищного инспектора Петербурга на жалобы с «РосЖКХ» имеет право на существование.

- Я считаю, что питерская жилищная инспекция работает не хуже других городских организаций, занимающихся вопросами ЖКХ, а в чём-то даже лучше. От неё можно добиться реальных действий. Поэтому зря Навальный пытается затормозить работу инспекции, высылая мелочёвку в огромном количестве. Это больше смахивает на популистскую деятельность. По крайней мере, удастся починить почтовые ящики в отдельных подъездах, но порядка в системе ЖКХ от этого вряд ли прибавится.

Иногда эффективнее позвонить в аварийную службу

Большинство управляющих компаний к появлению интернет-ресурсов, упрощающих взаимоотношения горожан с жилищными и коммунальными службами, отнеслись положительно. Например, Ольга Евсюкова, юрист одного из районных жилкомсервисов, сказала «Общественному контролю», что любые способы донесения информации о своей проблеме имеют ценность.

- Для нас неважно, через какой сайт или электронную приёмную пришло обращение. Мы будем на них отвечать одинаково. Но удивляет, что жалоба, суть которой изложена в двух строчках, дополняется четырьмя страницами обоснований и ссылок на нормативные акты, порой даже не на те, которые надо. Просто перевод бумаги.

Ольга Евсюкова посоветовала, если дело касается освещения подъезда или сломанной крышки почтового ящика, обратиться сразу в аварийную службу, а не привлекать посредников.

Если жилищный инспектор приходит на адрес, где жаловались на холодные батареи в подъезде, он заодно осмотрит весь дом.

- Если бы люди позвонили сначала диспетчеру, то в тот же день узнали, что света в подъезде нет из-за капремонта электросетей, а почтовые ящики, в соответствии с законом «О связи», являются собственностью учреждений связи, а местные органы самоуправления обязаны содействовать их размещению в жилом фонде для удобства людей. Если выявлены нарушения почтовых ящиков, мы просто сообщаем об этом в ГУ «ЖА», а они меняют их в соответствии с адресной программой. Обращения, направленные через «РосЖКХ», о которых я говорю, датированы 8 ноября. К нам в Жилкомсервис они пришли из Жилищной инспекции только 21 ноября. То есть обращение напрямую в управляющую организацию ускорит процесс решения проблемы, - объясняет представительница районного жилкомсервиса.

Но и плюсы в обращениях через интернет тоже ощутимы. Как говорит Ольга Евсюкова, если жилищный инспектор приходит на адрес, где жаловались на холодные батареи в подъезде, он заодно осмотрит весь дом. И, возможно, выявит нарушения, о которых жильцы и не догадывались.

В общем, получается, что появление интернет-проектов по проблемам ЖКХ – это хорошо. Но не стоит ждать, что они способны решить все ваши проблемы сразу. Как говорят, хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай сам. В интернете можно найти нужные советы и инструкции.

Материалы по теме

Интервью с петербургским куратором проекта «ДомДворДороги» Владимиров Бондаренко.

Эксперты рассказали, как не переплачивать за услуги ЖКХ.

Общественники поставили чиновникам жилищно-коммунальный ультиматум.

Зарплаты исчезли, снег остался: дворники из Таджикистана пытаются получить свои деньги.

Около 80% Фонда ЖКХ в регионах потратят на расселение ветхого жилья.

«Общедомовые нужды» по осени считают.

Счета за «коммуналку» удивляют петербуржцев.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, мама двоих детей, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии