Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.37
Евро 99.53
Юань 1.27

В Питере - шить!

 Фото предоставлено Региональным отделением НКО «Деловая Россия» Фото предоставлено Региональным отделением НКО «Деловая Россия» Председатель Комитета по легкой промышленности «Деловой России» в Петербурге и собственница торговой марки «Ведунья» Виктория Тишина рассказала «Общественному контролю», как Петербург конкурирует с Китаем в производстве одежды и что нужно производителям для развития отрасли

В общем объеме промышленного производства Санкт-Петербурга на долю легкой промышленности приходится всего около 1,4%. Крупнейшие текстильные заводы, которыми когда-то славился Ленинград, сейчас закрыты, на этикетках доступной большинству горожан одежды чаще всего можно встретить надпись «Сделано в Китае». В начале года текстильное и швейное производство упало на 25%. Однако представители легкой промышленности города, участвующие в тематической неделе в Центре импортозамещения и локализации, стараются выглядеть оптимистично. «Общественный контроль» пообщался с Викторией Тишиной, которая не только ведет этот бизнес сама, но и участвует в общественной работе, помогая улучшать бизнес-климат города.

- В советское время Ленинград был одним из центров легкой промышленности. Что сейчас от нее сохранилось?

- В Петербурге есть известные торговые марки. Есть даже марки федерального масштаба, например, «Леди Шарм», «БТК групп». Они есть, они работают, просто нет пиара и они не очень известны.

 - Но, допустим, «БТК-групп» сейчас больше ориентирована на спецодежду и государственные заказы…

 - Да, но у них есть и своя сеть магазинов мужской одежды. Есть маленькие предприятия, например, Торговый дом «Незнакомка», «Авантюра». Работаем потихоньку.

- Но производители все-таки больше ориентированы на госконтракты, на корпоративные заказы или же на конечного потребителя?

- Я скажу за себя. Я ориентирована на конечного потребителя. У меня есть свое производство и сеть своих магазинов. И если я в своем магазине буду продавать «тряпочку», которую девочки, пришедшие покупать, не признают, то я буду в убытке. А если покупательница довольна, то производство принесет прибыль. Я ориентируюсь на покупателя - вот мой принцип.

- Ткани раньше тоже производились свои, в городе были прядильно-ниточные комбинаты. Откуда сейчас берутся ткани?

- Сейчас мы закупаем ткани в Корее, в Китае. Но мы не закупаем сами, мы едем на выставки, которые проводятся в Москве, и делаем заказы поставщикам. Сейчас есть очень хорошая тема, когда сырье идет из Казахстана, Кореи или Китая, а принт - рисунок - наносится уже у нас на заводах, в России.

По поводу тканей, которые могут производиться в России... Если в науке был пробел, то, чтобы этот пробел наверстать, должно пройти время. Так и у нас. В производстве тканей был пробел, и мы не можем наверстать сейчас за два года то, что было упущено лет за 10-15, а то и 20. Поэтому говорить о конкурентной среде в области тканей на российском рынке, как мне кажется, не совсем корректно, потому что мы не можем сейчас конкурировать с высокотехнологичными производствами, с тканями, которые производят Корея, Китай, Италия. Просто Италия намного дороже... Я говорю сейчас про свою группу - костюмную группу для женщин.

Сейчас, между прочим, наш Комитет по развитию предпринимательства пытается наладить связи с поставщиками тканей: из Марокко приезжали, показывали свои ткани, у них суперские ткани, классные.

Я пока российские ткани боюсь закупать, потому что есть такие понятия, как усадка, важно, красится ткань или не красится… Для профессиональной одежды - да, возможно, там другие критерии, другие ГОСТы.

- Принято считать, что вся одежда у нас производится в Китае. Вы говорите, что в Петербурге есть свои производства. Почему о них ничего не слышно, ведь многие люди наверняка хотели бы покупать одежду, сделанную в Санкт-Петербурге? Сейчас все отечественное снова в моде.

- Вы знаете, когда мы были 12 апреля на заседании Правительства Петербурга, ко мне подошли из пресс-службы губернатора и начали говорить: «Знаете, мы ходим в ваш магазин, когда у вас будет новая коллекция?» И тут же стоят журналисты, говорят: «А мы одеваемся в вашу одежду». Мне было очень приятно. Женщины нас знают, хотя у меня пять магазинов в городе - не так много.

Но мы говорим о том, что надо заниматься популяризацией, надо репортажи делать в СМИ, надо делать показы, конкурсы, чтобы наше население знало. Оно просто не в курсе. Маленькие производства не могут себя рекламировать - нужна помощь города.

- В каких сегментах вы можете конкурировать с китайской и другой зарубежной продукцией?

- Я работаю в сегменте «средний». Но, как сейчас я узнала, у меня, оказывается, по качеству сегмент «средний плюс», а по цене - «средний», потому что, например, мои платья стоят до 5 тысяч рублей, точнее - 3200 - 5500. У нас недавно были дни Гагаузии, здесь в «Ленэкспо», там сидели представители легкой промышленности, которые заявили, что, оказывается, у нас в среднем сегменте цена платья - 12 000 рублей, и это нормально. Я говорю: «Господа, у меня платье до 5000, и я считаю себя средним сегментом».

- Ну а в массовом сегменте мы можем конкурировать?

Конечно, можем. И мы в нем конкурируем. Тут все зависит от того, как мы будем просчитывать себестоимость изделия. Какие расходы, какие ткани. Сейчас основную дельту в себестоимость вносит сырье, потому что сырье выросло в разы, когда доллар и евро подскочили. И если раньше оно составляло 30% от себестоимости, то теперь - до 50%. В промышленности есть такие понятия, как расход ткани - сколько материала пошло, трудозатратность - московский шов, например, очень сложный, а простой подшивочный - совершено другой в цене. Мы можем, главное, чтобы предприятия эти были.

- Вы уже упомянули проблемы продвижения продукции. А в чем еще заключаются основные проблемы легкой промышленности Петербурга?

- Вся проблема в том, что у нас в стране нет длинных денег. Когда вам говорят, что кредит дается на три года, то извините, для производителя три года - это смехотворно. Это должно быть от семи до 10 лет. И мы в «Деловой России» сейчас работаем над этим. Был номинальный договор с одним из крупных банков заключен, я сейчас занимаюсь этой тематикой. Нам персонального менеджера дали. Но посмотрим на практике, как это будет. Пока я не вижу длинных денег. Мы вынуждены рефинансирование производить, мы вынуждены брать один кредит за другим. Вы взяли, например, 5 млн на производство и с первого месяца начинаете отдавать. Значит уже тело кредита меньше, вы не можете всеми деньгами пользоваться. Эти продукты банковские не дают вздохнуть производителю.

Да, есть проблема кадров. Но если ты достойную зарплату платишь - ты и швей найдешь и конструкторов и технологов. Да, этот вопрос надо тоже поднимать на уровне правительства, но самое главное - это кредиты. Они просто грабительские лично для меня. Например, чтобы магазин открыть, миллион нужен.

- Правильно ли я понимаю, что наши преимущества сейчас - это дешевая рабочая сила?

- Да нет, если вот как я, например, произвожу костюмную группу (жакеты) - это считается высшим пилотажем в швейной отрасли, потому что там есть особенности технологического производства - этот труд считается более квалифицированным, поэтому он должен соответственно оплачиваться.

Сейчас правительство субсидиями в принципе поддерживает. Можно дышать как-то, людям зарплату повысить, сырье закупить. Это очень серьезная помощь.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Светлана, педагог, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии