Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Затонувшие корабли поднимут Кронштадт?

 Фото: Ирина Якушкина/OK-inform Фото: Ирина Якушкина/OK-inform Очередной мегапроект, который должен вдохнуть новую жизнь в Кронштадт, пафосно представили журналистам. Речь идет о создании первого в мире музея затонувших кораблей с экспозицией прямо под водой. Эксперты не видят препятствий в реализации проекта, кроме одного: потребуется много денег

Утренний шторм в Кронштадте был покруче, чем непогода на материковой части Петербурга. Ветер ломал зонты, дождь бил со всех направлений сразу. Журналисты, заботливо снабженные организаторами пресс-тура дождевиками, короткими перебежками передвигались вдоль оврага, служившего сливным каналом Петровскому доку. Дававший пояснения насчет принципов работы гидротехнического сооружения исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин, как настоящий подводник, на льющуюся со всех сторон воду не обращал никакого внимания. Все остальные легко могли представить себя посетителями подводного музея, в который этим утром, казалось, превратился весь Кронштадт.

250 лет стажа

«Это действительно был прорыв инженерной мысли для XVIII века - то, как это было сделано. И что это работало до середины 2000-х годов, подтверждает, что Петр I был уникальным человеком», - не скрывала восхищения заместитель директора института «Ленпроектреставрация» Наталья Волынская, стоя у центра так называемого Крест-канала - основного сооружения Петровского дока. Диаметр центрального бассейна - 100 м, общая длина - 300 м. Сюда заводили на ремонт корабли в течение 250 лет. «Док начали строить в 1719 году, - поясняет Наталья Волынская. - Он эксплуатировался по своему прямому назначению до 2006 года, и за это время его ни разу толком не реставрировали. То есть вот эти гранитные блоки, которые мы видим, еще в петровские времена укладывали».

Сейчас Петровский док признан объектом культурного наследия и передан Музею истории Кронштадта. Но за 10 лет он стал лишь объектом нелегального посещения туристов-сталкеров, специализирующихся на заброшенных и закрытых территориях. Док зарос травой и деревьями, и на данный момент речь идет уже о необходимости спасения памятника. Только в этом году город выделил деньги на его обследование, покос растений и уборку мусора - всего 9,3 млн рублей. На следующий год речь пока что идет о сумме в 5 млн рублей, говорит директор Музея истории Кронштадта Евгений Гришко.

Впрочем, все это время шли обсуждения о том, как музеефицировать Петровский док. Русское географическое общество предложило идею создать в нем музей подводной археологии, наполнив бассейны водой и разместив в них корабли, затонувшие в Балтийском море. Так они будут сохраннее, уверены специалисты. «Воду Балтийского моря сильно изменять не придется, - говорит Сергей Фокин. - Она сама по себе очень неплохо справляется с задачей консервации».

Доковые камеры предполагается накрыть прозрачным куполом, в подводной части проложить галереи, как в океанариуме. Проект, разработанный «Ленпроектреставрацией», уже одобрил Совет по культурному наследию, а городские власти признали стратегическим. Предварительная оценка проекта - 6 млрд рублей.

Начать с малого

«По подсчетам, непосредственно в подводную часть дока может войти где-то пять судовых корпусов полностью», - строит планы Сергей Фокин. Что это будут за корабли, он говорить пока не берется. Каждый год подводники находят в Балтийском море по 5 - 6, как они выражаются, «объектов». На данный момент их число перевалило за 200 только в Финском заливе.

Впрочем, уже сейчас можно сказать, что целый ряд крупных кораблей в семиметровый док просто не поместится. «Есть несколько очень интересных объектов, например фрегат «Олег», который затонул у острова Гогланд. Он находится в прекрасном состоянии, но, к сожалению, очень большой. Технически не влезет в док», - сокрушается Сергей Фокин.

Но эти планы пока что больше напоминают воздушные замки. Проекта как такового еще нет, красивые картинки, которые показывает «Ленпроектреставрация», - это концепция, и даже ее надо еще дорабатывать, признает Наталья Волынская. Более того, самым сложным этапом работы она считает даже не строительство музея, а реставрацию дока, где придется перебрать каждый кирпич.

Впрочем, в проекте есть гораздо менее затратный этап. В здании водонапорной башни, недавно переданном Музею истории Кронштадта, хотят организовать небольшой бассейн, тоже с подводной галереей и подводными же экспонатами. Он позволит изучить, как ведут себя предметы в воде, и наглядно показать идею перспективного музея в меньшем масштабе. «Можно будет наблюдать за объектами, как они себя ведут, вода мутнеет или нет, появляется ли конденсат», - рассуждает Евгений Гришко.

Хроника «затонувших» проектов

Долгое время Кронштадт был закрытым военным городом, а когда «открылся», проекты его развития стали бить ключом. Так, например, в 2008 году губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, министр обороны Анатолий Сердюков и глава банка ВТБ Андрей Костин подписали меморандум о реализации проекта «Кронштадтские паруса». К 2013 году на остров Котлин планировали перевести Военно-морскую академию им. Кузнецова, создав на ее основе многофункциональный культурно-образовательный центр. Проект оценивали в 700 млн долларов. Сейчас о нем практически не вспоминают.

Нынешный губернатор Георгий Полтавченко в 2012 году подписал документ о выделении участка на острове Котлин для создания новой «суперверфи» на основе Адмиралтейских верфей, которые планировалось вывести из центральной части Петербурга. Однако и этот проект, который оценивался в 65 млрд рублей, благополучно заглох после того, как стало ясно, что Адмиралтейские верфи останутся на своем месте.

В 2015 году была разработана концепция комплексного развития Кронштадта до 2020 года. Объем расходов по ней предполагается более скромным - всего 15,5 млрд рублей. В проекте вновь фигурирует верфь, а также аэродром, отреставрированные форты, новая база «Ленфильма» и т. д.

Как и прежде, городские власти надеются, что проект поддержит бизнес. Как бы в доказательство этого вместе с журналистами в пресс-туре на Петровский док принял участие президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев. «Наш интерес заключается в том, чтобы и предприниматели нашли свое место в этом проекте, - сказал он. - Вокруг должна быть инфраструктура: транспорт, развлечения, отдых, досуг».

На вопрос «Общественного контроля», верит ли он в новую инициативу после целого ряда «затонувших» проектов, Владимир Катенев ответил философски: «К сожалению, не все проекты реализуются, но если не ставить высокие интересные планки, то ничего не будет. Поэтому надо стараться, биться».

Фото Ирины Якушкиной.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, финансовый аналитик, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии