Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Не делай этого

 фото: Антон Ваганов фото: Антон Ваганов О том, почему капремонт в собственной квартире - такое дорогое и нервное «удовольствие», и почему браться за него стоит только в самых крайних случаях

Эта колонка будет чудовищно прозаичной. Но если вы когда-нибудь тоже делали ремонт в кое-как построенном доме, вы ее (и меня) поймете.

За последние полгода я, знаете ли, открыла новую истину: если можешь не начинать ремонт, не начинай. У тебя не осыпается побелка с потолка? Не протекают трубы? Не коротит электропроводка? Не отключается отопление? Так и не начинай ремонт! Не надо. Не совершай ошибку…

Но в квартире, где обитаем мы с моей второй половиной, отваливалось, осыпалось, протекало, коротило и отключалось все, что можно. И вот поэтому - понеслось.

Жилище с 25-летней историей доселе не ведало ремонтов, ни косметических, ни капитальных.

Наш дом, если на минутку взглянуть на него глазами европейца, тоже вполне себе аварийный. Но по российским стандартам - ничуть.

Взять да и переехать в новый хороший дом с добротным отоплением, не протекающими трубами, свеженькой побелкой и стенами со звукоизоляцией - задача невозможная в России, стране возможностей и невменяемых ставок по ипотеке. У нас следует радоваться, имея любое, кое-никакое, жилье.

Добиться капремонта от государства - идея еще более бредовая. В городе разваливается уйма аварийных домов. Наш дом, если на минутку взглянуть на него глазами европейца, тоже вполне себе аварийный. Но по российским стандартам - ничуть. Напротив, позавидовать можно. Стоит, радует глаз, аж кирпичом облицован. Остается жить и добра наживать.

А то, что такие дома в принципе строились при Хрущеве с расчетом максимум на 25 лет, так это мелочи жизни. В них, между прочим, собирались по-быстрому расселять жителей коммуналок, а потом уже строить чего поприличнее.

Но такова уж русская народная традиция: построенное на десять лет стоит века, а построенное на век может развалиться завтра. Так «хрущобы», предназначенные под снос, со временем отнесли к несносимой серии, а это уже 50 лет ресурса. Затем их еще разочек «как следует» изучили и заключили, что они простоят все 100-150 лет. Правда, при своевременных капитальных ремонтах. А этого в перспективе ближайшего десятилетия ожидать не приходится: предостаточно в городе других, куда более дряхлых построек.

«Хрущобы», предназначенные под снос, со временем отнесли к несносимой серии, а это уже 50 лет ресурса.

Вот поэтому-то абсолютное большинство россиян (и я в их числе) проблему прохудившихся труб и осыпающихся стен решают лично, исключительно на территории своих собственных квадратных метров.

Тут чиновники любят говорить, мол, россияне, эгоисты этакие, не понимают, что их дом - это не только их квартира, но и их подъезд, их двор, и заботиться нужно обо всем в комплексе. На самом деле, россияне не эгоисты и все понимаем. Но что мы можем сделать?

Скинуться с соседями и отдать эти средства в некий фонд, который организует капитально-ремонтные работы? Вот уж нет, увольте. Я - журналист, и знаю, как работают такие фонды. Я видела, как люди задорно собирали пару десятков миллионов рублей всем домом, а потом печально смотрели вслед испарившемся «собирателям». В лучшем случае, для проформы, возводилось что-нибудь, например, тонкие оградки у дома, или белились стены в подъезде. При самых чудесных раскладах ставили стеклопакеты. В общем, капремонт что надо. Российские законы и правосудие не обеспечивают простому гражданину совершенно никакой безопасности в этом вопросе.

При самых чудесных раскладах ставили стеклопакеты. В общем, капремонт что надо.

Вот потому-то в России и говорят: хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. И каждый жители начинает делать у себя в квартире местный капитальный ремонт: заменяет всю электропроводку вместе со счетчиком, утепляет фасадные стены, ставит звукоизоляцию на перекрытия, меняет трубы и коммуникации, выравнивает стены и так далее. 

При этом рабочие, которые все это выполняют, бывают плохие или очень плохие. Так, в моем случае рабочий, найденный, вроде бы, по совету знакомых, начинал свой трудовой день в нашей квартире с завтрака. Что мешало ему позавтракать заранее, для меня оставалось тайной. А задавать такой неловкий вопрос не позволяла петербургская тактичность. Пока рабочий завтракал, я успевала собраться и уйти на работу. Через неделю возникло ощущение, что на завтраке его трудовой день заканчивается. Дело совершенно не сдвигалось с места. То, что люди вынуждены в этом всем - в пыли, грязи, разрухе и недоделках - жить, рабочего волновало мало. Он ссылался на никудышные стены и коммуникации. Мол, сами видите, тяжелый случай.

Случай, и правда, тяжелый. Но пора бы уже привыкнуть, с учетом того, что 10% жилого фонда страны представляют собой этот самый тяжелый случай (в России было построено около 290 млн кв. м. «хрущевок»).

Таким образом, сфера капремонта с государственным уклонов в нашей стране отсутствует. Обратиться за помощью к властям или муниципалам, получить скидки или хотя бы адекватную бригаду рабочих, люди не могут. Люди могут только купить за огромные деньги построенную кое-как коробку, кривую, косую, неудобную. И дорабатывать ее самостоятельно. Доводить до ума.

Обратиться за помощью к властям или муниципалам, получить скидки или хотя бы адекватную бригаду рабочих, люди не могут.

Коммерческая сфера ремонтных услуг этим фактом пользуется. Цены на любую мелочь - поменять кран, выровнять стенку, починить трубу или заменить розетку - гигантские. За этот текст я получу меньше, чем мастер за минуту сантехнических работ в моей квартире. Более того, высокая цена в этом случае вовсе не гарантирует качество.

Когда на рынке нет регуляторов, когда у потребителя нет выбора, когда государство не обеспечивает никаких гарантий и поддержки, человек вынужден сам обустраивать свое жилье, в диких условиях, так, будто на дворе не XXI век, а 90-е.

А потом мы еще обсуждаем, почему в России так много мигрантов? Мои стены тоже в итоге выравнивают приезжие (правда, уже вполне ассимилировавшиеся). Они выполняют роль того самого регулятора на ремонтном рынке, потому что государство не создало свой регулятор. 

Так что, если вы живете в России, и можете не начинать ремонт, то мой вам совет - не начинайте.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Саша, выпускница, 17 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии