Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Москва оставила «Большого брата»

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Петербургский метрополитен намерен полностью оснастить все станции системой интеллектуального видеонаблюдения до 2020 года. Однако на данный момент она есть меньше чем на половине станций, а федеральные деньги, которые выделялись на этот проект, уже кончились

ГУП «Петербургский метрополитен» объявило открытый конкурс на выполнение работ по оснащению базовой инфраструктурой системы интеллектуального видеонаблюдения (ИСВН) станций «Чернышевская», «Парнас», «Волковская», «Адмиралтейская», «Академическая» и «Парк Победы». Начальная (максимальная) цена контракта составляет 325 305 203 рубля. Согласно конкурсной документации, работы необходимо начать 1 сентября нынешнего года и закончить 1 декабря 2017 года. Ввод в эксплуатацию ИСВН на «Волковской» запланирован 29 декабря 2016-го, на остальных пяти станциях - 8 декабря 2017-го.

Эта система позволяет автоматически регистрировать различные ситуации в метро, фиксировать оставленные пассажирами вещи, следить за отдельными зонами. а главное - распознавать лица пассажиров.

Рабочая документация по конкурсу предназначена для служебного пользования, и для ознакомления с ней необходимо получать допуск. Принять участие в конкурсе могут компании, имеющие лицензию ФСБ на работу с государственной тайной. Однако хорошо известно, что такое ИСВН. Эту систему анонсировали как инструмент борьбы с терроризмом. Она позволяет автоматически регистрировать различные ситуации в метро, фиксировать оставленные пассажирами вещи, следить за отдельными зонами. Однако главное, на что обращают внимание ее разработчики, - это возможность распознавать лица пассажиров.

«Основной целью проекта было обеспечить, чтобы фотоизображение каждого человека, прошедшего на станцию, было зафиксировано, а затем информация о его перемещениях оказалась в доступе правоохранительных ведомств», - говорится на сайте компании ITV- разработчика программного обеспечения для ИСВН. Там же сообщается, что на сегодняшний день система распознает 98% лиц.

В 2013 году интеллектуальную систему видеонаблюдения установили в качестве пилотного проекта на станции метро «Ладожская». Несмотря на скептические отзывы в прессе, эксперимент был признан успешным, и внедрение ИСВН началось на других станциях. На данный момент, как сообщили «Общественному контролю» в петербургском метрополитене, система работает на 23 станциях: «Девяткино», «Проспект Ветеранов», «Проспект Просвещения», «Московская», «Площадь Александра Невского 1 и 2», «Купчино», «Ладожская», «Ленинский проспект», «Лиговский проспект», «Новочеркасская», «Рыбацкое», «Старая деревня», «Удельная», «Выборгская», «Гостиный двор», «Звенигородская», «Невский проспект», «Обводный канал», «Площадь Ленина», «Приморская», «Комендантский проспект», «Крестовский остров».

Кто заплатит

До сих пор расходы на ИСВН нес федеральный бюджет - в соответствии с Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте. Однако в прошлом году деньги кончились.

До сих пор расходы на ИСВН нес федеральный бюджет - в соответствии с Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте. Однако в прошлом году деньги кончились.

«Бюджет в части Петербургского метрополитена по многолетней федеральной программе “Безопасность на транспорте” в 2015 году израсходован в полном объеме, все предусмотренные программой мероприятия выполнены, - сообщили в пресс-службе подземки. - Метрополитеном даны предложения по дополнительной потребности для включения расходов в бюджет Санкт-Петербурга на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, предложены корректировки государственной программы Санкт-Петербурга “Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга” на 2015 - 2020 годы, направлены обращения в правительство РФ и Минтрас России о выделении средств федерального бюджета на 2017-2019 годы. До настоящего момента метрополитен не располагает информацией о решениях по выделению финансирования для оснащения ИСВН».

Тем не менее метрополитен планирует оснастить системой интеллектуального видеонаблюдения все 67 станций к 2020 году. Нынешний конкурс финансируется из собственных средств метрополитена. В ближайшее время планируется объявить еще один конкурс на оснащение еще пяти станций уже за счет городского бюджета.

Если у метрополитена есть собственные средства, то он вправе ими распоряжаться, считает председатель профильной комиссии по транспортному комплексу Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Палин. Вместе с тем он напоминает, что город с большим трудом находит средства на строительство новых станций метро - и брать на себя дополнительную нагрузку не совсем разумно. «Программа (обеспечения безопасности на транспорте. - Ред.) должна финансироваться за счет средств федерального бюджета, а тут получается, что она опять ложится на плечи горожан, - рассуждает депутат. - Это не сильно верно в данной ситуации, и я бы поостерегся выделять средства. Лучше выходить на федеральный уровень и требовать финансирование или хотя бы софинансирование».

Как у других

По данным компании ITV, системы ИСВН, подобные петербургской, уже работают в метрополитенах Лондона и Рима, а также Екатеринбурга и Новосибирска. В московском метрополитене интеллектуальная система видеонаблюдения должна заработать до конца этого года. Она профинансирована полностью за счет федерального бюджета.

Кстати

Ранее «Общественный контроль» разбирался в том, почему петербургский метрополитен работает в убыток.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, бывший научный сотрудник, 72 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии