Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Золотой век русской усадьбы. Часть 4

 Фото: wikipedia.org Фото: wikipedia.org Золотым веком русской культуры традиционно называют первую четверть, иногда - первую половину XIX века. И действительно, в эти годы творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь, сооружались грандиозные петербургские архитектурные ансамбли Росси и Тома де Томона, сформировалась основа русской классической живописи. Без малейшего преуменьшения можно считать это время и золотым веком русской усадьбы. Более того, расцвет российской культуры и расцвет в ее рамках культуры усадебной, несомненно, явления связанные

Но начнем с экономического обоснования. Во-первых, вся экономика усадьбы держалась на фактически рабском труде крепостных крестьян. В годы расцвета русской усадьбы крепостное право достигло своего апогея. Разрушена была связь крестьянина с землей. Раньше помещик не мог владеть людьми (это вообще-то было запрещено христианской религией). Он владел землей, к которой были прикреплены крестьяне. Причем крестьяне имели хоть и ограниченное, но право перехода на другие земли.

В конце XVIII - начале XIX века вполне распространенной была практика продажи без земли, переводов, насильственных переселений, да и вообще - неограниченной власти над крестьянами помещиков.

В конце XVIII - начале XIX века вполне распространенной была практика продажи без земли, переводов, насильственных переселений, да и вообще - неограниченной власти над крестьянами помещиков. И финансовое благополучие, обеспечившее взлет усадебной культуры, было оплачено трудом, кровью, потом, бедностью и безграмотностью огромного числа русских крестьян. Можно перефразировать Ломоносова: «Ежели где чего прибудет, то в другом месте и убудет». Это трагическое разделение народа станет залогом множества проблем в развитии страны, вплоть до революции включительно. Рассказывая о русской усадьбе не будем этого забывать.

Второе условие - личная свобода дворян. Ранее дворянин должен был за владение землей отплатить государю службой. Указом о вольности дворянской от этой обязанности он освобождался. Вот именно эти два события и дали толчок русской усадебной культуре, выведя ее через сорок-пятьдесят лет на невиданную высоту.

Русская усадьба как историко-культурный феномен активно изучалась исследователями - историками, краеведами, культурологами. Мы бы хотели привести цитату из работы Е. Марсиновой, Т. Каждан «Культура русской усадьбы»: «Дворянская усадьба конца XVIII -первой трети XIX в. - это особый стиль жизни, свое неповторимое мироощущение, это и загородная увеселительная резиденция, миниатюрный прообраз царского двора, многофункциональное, огромное хозяйство, театр, дворец, музей, монументальный ансамбль сановника; это и сельский культурный салон, приют поэта, ученого, философа, уникальный сад агронома-новатора, кружок политических единомышленников; это и патриархальный семейный очаг.

Многоликая специфика усадебного быта могла проявиться в одном ансамбле, который представал одновременно родовым гнездом, роскошной резиденцией аристократа и кабинетом просвещенного дворянина.

Многоликая специфика усадебного быта могла проявиться в одном ансамбле, который в силу своей универсальности представал одновременно родовым гнездом, роскошной резиденцией аристократа и кабинетом просвещенного дворянина».

И действительно, явление это невероятно объемное, да к тому же еще и изрядно мифологизированное впоследствии теми же владельцами. Но в применении к окрестностям Петербурга можно найти нем некоторые совершенно специфические особенности.

Ну, во-первых, усадьбы, приобретенные на протяжении прошедшего столетия, не вполне подходили на роль «родовых гнезд». Для этого там должно быть воспитано несколько поколений дворян. К тому же все крупные и известные дворянские роды уже имели такие родовые гнезда в других губерниях. Наблюдения за покупками-продажами показывают, что здесь, в окрестностях столицы, смена владельцев происходила значительно чаще, чем в среднем по России.

И чем ближе к Петербургу, тем более значимой становилась «рекреационная» функция. Усадьбы все больше и больше походили на летние загородные дачи. Их использовали чаще именно для отдыха, а не для получения прибыли. Конечно, были исключения – например, усадьба «Лигово», подаренная Григорию Орлову, славилась своими экспериментами в сфере земледелия. Да и в любой другой усадьбе мог быть сад, который давал фрукты и овощи к господскому столу. Но классическую патриархальную схему: усадебный дом с портиком и колоннами в центре обильных владений, возделываемых усердными крестьянами, - чем ближе к Петербургу, тем менее вероятно было увидеть.

Петербургские усадьбы быстрее и чаще перестраивались - из-за смены владельцев или из-за моды на разные новые архитектурные стили. И первыми откликались на изменение общественного мнения о загородной жизни.

Кстати, об архитектуре. Петербургские усадьбы быстрее и чаще перестраивались - из-за смены владельцев или из-за моды на разные новые архитектурные стили. И первыми откликались на изменение общественного мнения о загородной жизни.

Самым ярким примером первой половины XIX века является переход от публичной жизни в усадьбе с балами, праздниками, открытым столом - к частной, более закрытой. И моду эту в плане концепции и в плане архитектуры задавала, конечно, императорская чета.

В 1824 году Николай Павлович, тогда еще не император, запросил у царствующего брата Александра разрешения на приобретение участка на Петергофской дороге, неподалеку от Петергофа. Там он выстроил не дворец, но небольшой коттедж (или, как тогда говорили, «котич»). То есть за основу строительства была взята маленькая загородная усадьба английского дворянина средневековой эпохи. Настолько небольшой, что вскоре его пришлось перестраивать, потому что царская семья не могла собраться за одним столом с самыми близкими гостями или родственниками - не было подходящей комнаты. К коттеджу пристроили столовую.

Все в этом доме было направлено на создание уютной, приватной жизни вдали от шума, без приемов и балов. Это небывалая для царской фамилии история. Нет, конечно, малые дворцы и павильоны для самого близкого круга строились и в Петергофе, и в Царском селе и ранее, но они предназначались для отдельных мероприятий: ужинов, обедов, но никак не для постоянного проживания. Общему настрою «частной жизни» способствовал и выбранный архитектурный стиль - английская готика.

В конце XVIII - начале XIX века, собственно, не было самой концепции выбора стиля. Господствовал классицизм, и абсолютное большинство усадебных зданий строилось более или менее в нем.

Здесь стоит сказать вообще об идее выбора. В конце XVIII - начале XIX века, собственно, не было самой концепции выбора стиля. Господствовал классицизм, и абсолютное большинство усадебных зданий строилось более или менее в нем (в меру способностей и навыков знаменитого или, наоборот, неизвестного архитектора). А уже во второй четверти архитектор и заказчик начинают выбирать, в каком стиле построить загородное строение. Мастером такого выбора становится Андрей Иванович Штакеншнейдер, задававший тон, создававший моду на определенные архитектурные решения.

В конце XVIII века началось исследования Помпей и Геркуланума, были раскопаны римские загородные виллы. Возник стиль подражания им - «помпеянский». Он очень хорошо подходил для загородных построек (римляне знали толк в отдыхе). А. Штакеншнейдер возвел на Петергофской дороге Царицын и Ольгин павильон, а также имение Лейхтенбергских - Сергиевку в этом модном и весьма практичном стиле. Но также перед ним поставили задачу возвести загородную дачу наследника Александра Николаевича - будущего Александра II. Для этой задачи он выбрал совершенно другое стилевое решение - создал «игрушку», «табакерку»: перестроил «Собственную дачу» (там же, неподалеку от Петергофа) в стиле рококо, самом вычурном, ярком, изысканном и необычном для того времени. Блестящая стилизация подчеркнула совершенно иную функцию - место летнего пребывания наследника престола.

К середине XIX века, особенно в окрестностях Петербурга, намечается новое движение в развитии усадебной культуры - выкуп бывших дворянских владений новой буржуазией, крупнейшие представители которой либо получали дворянство, либо, оставаясь в рамках купеческого сословия, уже могли позволить себе выкупить и перестроить по своему вкусу большие особняки дворянской знати. Или купить земли и построить загородный дом (дачу) в соответствии со своими представлениями о комфорте и отдыхе. Среди владельцев мы видим совсем не привычные фамилии: Сименсы, Врангели, Полежаевы...

Золотой век русской усадьбы для Петербурга – это, несомненно, и высшая точка, и начало падения сложившейся загородной традиции, сменившейся дачным бумом, рассказ о котором - в следующих наших материалах.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алиса, наблюдатель, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии