Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

К нам едет Эрдоган!

 Фото: www.kremlin.ru Фото: www.kremlin.ru «9 августа в Петербурге состоится встреча двух старых друзей и партнеров - президента Турции Реджепа Эрдогана и российского лидера Владимира Путина», - именно так можно было бы анонсировать это событие еще год назад, до инцидента со сбитым по приказу Анкары российским бомбардировщиком Су-24, до почти полного разрыва экономических и политических отношений, до всех нелицеприятных речей и статей, сказанных и написанных в двух странах в адрес друг друга

Поэтому нынешняя встреча Путина и Эрдогана «с глазу на глаз», которая пройдет в Константиновском дворце в Стрельне, станет, по мнению экспертов, прежде всего взаимным экономическим прощупыванием и торгом - при минимуме политических договоренностей

Зачем нужна эта встреча

Сегодня исполняется ровно месяц с того момента, как в Кремле получили письмо с извинениями от президента Эрдогана - до этого турецкий лидер почти год упорно «не понимал», что именно требуется для того, чтобы восстановить отношения с Москвой. Уже через день после того, как политик принес искренние извинения за гибель пилота Олега Пешкова, Путин и Эрдоган провели первые личные телефонные переговоры. Затем в Москве сняли запрет с продажи турпоездок в Турцию, а также началось «размораживание» экономического сотрудничества.

Однако, хотя формальное разрешение на поездки россиян в Турцию Кремль дал, не было сделано самого главного - «отмашки» на восстановление чартерного сообщения. Как следствие, поездки на турецкие курорты стоят сегодня в РФ неприлично дорого, и потока желающих «рвануть» на отдых в Турцию не наблюдается. Примерно такая же картина наблюдается и в «разморозке» остальных экономических связей - россияне четко дают понять партнерам, что в принципе заинтересованы в этом. Но - не сразу и уж точно не в прежнем объеме.

Важный фактор российской неторопливости в «развороте к Турции» - необходимость сохранить лицо. Напомним: извинения Эрдогана были лишь одним из трех условий примирения между странами

По мнению аналитиков, здесь сказывается сразу несколько факторов. Во-первых, по части восстановления туризма спешить забросить на турецкое побережье сотни тысяч россиян точно не стоит по соображениям безопасности. Как ни крути, а внутренняя и приграничная политика Эрдогана настолько «разворошили» ситуацию в Турции, что сегодня она напоминает рассерженный муравейник. Как следствие, взрывы, организуемые самыми разными силами, гремят сегодня почти по всей стране. Не стоит забывать и о неудавшемся госперевороте в Турции, случившемся на позапрошлой неделе.

Второй важный фактор российской неторопливости в «развороте к Турции» - необходимость сохранить лицо. Напомним: извинения Эрдогана были лишь одним из трех условий примирения между странами. Двумя другими условиями были выплата компенсаций семье погибшего летчика и Минобороны РФ (за утрату самолета), а также суровое наказание для боевиков-туркоманов, расстрелявших парашют Пешкова на пути к земле. Ни того, ни другого пока что не произошло.

Отсюда, кстати, проистекает третья причина, почему Путину не стоит торопиться восстанавливать старые связи с Анкарой. Договорившись в сентябре 2014-го с Эрдоганом о прокладке «Турецкого потока», Владимир Путин был уверен, что уж теперь-то дело в шляпе. Ведь, помимо очевидных экономических выгод для Анкары, турецкий партнер лично дал ему свое согласие. По понятиям лидера РФ, этого более чем достаточно, а по понятиям Турции - вовсе нет. Поэтому вскоре из-за права проложить к себе трубопровод турки развели такой торг, что в «Газпроме» от удивления только руками развели. В итоге турки доторговались до ноября, и после инцидента с Су-24 торговаться было уже не о чем.

Что попытается выбить Эрдоган

Сказать, что турецкий лидер едет к Владимиру Путину как равноправный партнер по переговорам, было бы неправдой. За год, прошедший с момента ссоры с РФ, он успел испортить отношения с очень многими сторонами. Так, именно его непоследовательные действия во внутренней политике привели к попытке армейского переворота - несмотря на провал путча, это говорит само за себя.

Отношения Турции с Европой также стремительно ухудшились - в европейских столицах прекрасно знают, кто именно открыл сотням тысяч беженцев из Сирии и Ирака прямой путь в Старый Свет

Отношения Турции с Европой также стремительно ухудшились - в европейских столицах прекрасно знают, кто именно открыл сотням тысяч беженцев из Сирии и Ирака прямой путь в Старый Свет. Еще больше раздражает Меркель и компанию стремление Эрдогана торговаться по поводу платы за закрытие границ - вместо предложенных ему «с барского плеча» трех миллиардов евро он требует целых 12. В Америке же раздражены излишне агрессивной помощью, оказываемой Турцией мятежникам в Сирии, и недавним шантажом вокруг военной базы «Инджирлик», а также настойчивыми требованиями турков выдать главного оппонента Эрдогана, проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого в Анкаре считают «крестным отцом» госпереворота.

В глазах России Эрдоган также выступает как человек, совершивший фатальную ошибку, позднее исправившийся, но - отнюдь не до конца. Поэтому, полагают эксперты, инициатива в переговорах будет однозначно на стороне Владимира Путина. Главным же вопросом наверняка станет возобновление прокладки газопровода «Турецкий поток», в котором, на самом деле, нуждаются обе стороны.

- Турция зависит от российского газа на 60 процентов. Газпром поставляет ей газ напрямую по «Голубому потоку» (это 16-19 млрд кубометров). «Голубой поток» удовлетворяет потребности страны на 68 процентов, а остальные объемы идут через Украину и Румынию. Но в 2019-м контракт РФ и Украины закончится, и Москва ясно дала понять, что не будет его продлевать, - говорит глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный (federalpress.ru). - Турция несет высокие риски из-за такой страны-транзитера, как Украина, и заинтересована в строительстве как минимум одной прямой трубы. Во-первых, обеспечить саму себя, во-вторых, стать «газовым коридором» в Евросоюз. И не куда-нибудь, а на Юго-восток Европы - туда, где есть дефицит газа. После этого вырастет и ее геополитическая роль. Нужно быть очень глупым, чтобы этого не видеть и строить такому проекту какие-то препоны, - заключает эксперт.

Турецкий лидер наверняка будет добиваться и снятия Россией «продуктового эмбарго» против его страны. Впрочем, считают эксперты, турецким овощам и фруктам будет крайне трудно вернуться на российские прилавки

А вот другой крупный двусторонний проект - начало строительства первой турецкой АЭС «Аккую» - вряд ли будет всерьез обсуждаться президентами. По мнению специалистов, атомная станция очень нужна туркам, но денег на нее особо у них нет. Россия же намеревалась выделять под проект огромные кредиты, которые окупались бы более 20 лет. Такой реверанс можно было сделать в благополучные времена и для верного партнера, но не для нынешнего Эрдогана.

Турецкий лидер наверняка будет добиваться и снятия Россией «продуктового эмбарго» против его страны. Впрочем, считают эксперты, турецким овощам и фруктам будет крайне трудно вернуться на российские прилавки - разве что самым дешевым из них.

- С момента введения запрета география поставщиков этих товаров в РФ изменилась: турецкая продукция была замещена продовольствием из Марокко, Ирана, Азербайджана и Узбекистана, - говорит глава Института аграрного маркетинга Елена Тюрина (rg.ru). - Так что возможная отмена продэмбарго для Турции поставит ее в условия острой конкуренции с новыми поставщиками. Да, турецкая продукция дешевле, но по качеству лидируют страны СНГ. Так что в лучшем случае Турция станет игроком в нижнем ценовом сегменте овощей и фруктов, - заключает эксперт.

Почему Питер?

Выбор турками Петербурга как места для встречи неслучаен. В Анкаре знают - родной город Владимира Путина до сих пор вызывает у лидера РФ искренние чувства, и именно здесь с ним лучше всего удаются «переговоры по душам». Кроме того, Северной Столице отведена роль одной из главных экономических площадок - именно здесь проводится Международный экономический форум, сюда приезжают делегации из Европы, с Ближнего Востока и из Юго-Восточной Азии, чтобы обсудить новые проекты и экономическое взаимодействие.

В Турции помнят и о том, что за два года, в течение которых действуют экономические санкции Европы и США против РФ, в наш город много раз приезжали представители самых жестко настроенных к Москве сторон. Здесь побывал глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, премьер-министр Италии Маттео Ренци, экс-президент Франции Николя Саркози, генсек ООН Пан Ги Мун и т. д. И все они уезжали не с пустыми руками.

В Москву же традиционно едут с дипломатическими миссиями. Здесь несколько раз за год побывал госсекретарь США Джон Керри, в мае прошлого года - канцлер Ангела Меркель, а совсем недавно - премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер. Таким образом, в Анкаре надеются, что атмосфера уходящих белых ночей и величественной архитектуры сделает российского лидера более восприимчивым к просьбам турецкой стороны. Но в Кремле, давая согласие на встречу Путина и Эрдогана именно в Стрельне, также отлично знали: российский президент известен как редкий мастер политического торга. Так что даже минимальные сдвиги в экономических отношениях двух стран после переговоров станут для Реджепа Эрдогана большой удачей.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, бывший научный сотрудник, 72 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии