Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

ЖКХ ждет триллионы

 Фото: Анна Башкирова/OK-inform Фото: Анна Башкирова/OK-inform Минстрой рассказал, каким видит развитие отрасли ЖКХ в ближайшие годы: уровень аварийности снизится в полтора раза, частные инвестиции в отрасль вырастут до 70% и большая часть граждан, хранящая деньги на капремонт на спецсчетах, будет оценивать жилкомхозяйство на «отлично». Пока что в отрасли сияет дыра недофинансирования в 10,5 трлн рублей

Накануне Минстрой РФ опубликовал на своем сайте стратегию развития ЖКХ до 2020 года, утвержденную кабмином. Министерство отрапортовало, что уже совсем скоро нас ждет эффективное, надежное и клиентоориентированное ЖКХ. «Обеспечение качества ЖКХ и формирование комфортной городской среды - наши важнейшие задачи на ближайшие годы, так как требования людей к инфраструктуре растут», -  заявил министр Михаил Мень.

«Обеспечение качества ЖКХ и формирование комфортной городской среды - наши важнейшие задачи на ближайшие годы, так как требования людей к инфраструктуре растут», -  заявил министр Михаил Мень.

При этом в министерстве соглашаются, что все последние годы ЖКХ, по мнению россиян, прочно укрепилось на позиции лидера рейтинга проблем. Так, еще три года назад жилкомхозяйство называли главной проблемой России (а совсем не дураков и дороги) 58% жителей страны.  И в этом топе ЖКХ лидирует вполне оправданно: двойные квитанции, неисполненные предписания, самоуправство и невнимательность управляющих компаний, да и просто ветхость жилья - это проблемы с которыми люди имеют дело каждый день. Что говорить, если более 3 тысяч петербуржцев до сих пор пользуются печным отоплением.

По данным Министерства, износ основных фондов по отрасли сейчас составляет 60 - 80%, на каждые 100 метров тепловых сетей регистрируется около 70 повреждений. В Петербурге эта цифра, например, растет год от года, пока Смольный и «ТГК-1» делят многострадальную «Теплосеть Санкт-Петербурга», недофинансирование инвестпрограммы которой приближается к 7 млрд рублей.

Дополняет картину и рост тарифов. В отдельных случаях он составил до 40%, а в Мурманской области - около 200%, подсчитали в министерстве. С 1 июля в Петербурге вновь подскочили тарифы на коммунальные и жилищные услуги - на 6,5 и 14% соответственно. Но у россиян есть обещание вице-премьера Игоря Шувалова о том, что рост тарифов все же будет ограничен темпами инфляции.  

В программе прописаны и целевые показатели для ударной 4-летки. Так, уже к 2018 году должно быть отремонтировано 100 тысяч домов на 200 млн кв. метров жилья, уровень аварийности снизится в 1,5 раза, повысится вовлеченность населения в управление своими домами, до 2020 года не менее 30% домов должно перейти на накопление средств на капремонт на спецсчетах. При этом показатель удовлетворенности качеством услуг ЖКХ, согласно ВЦИОМ, составит не менее 80%.

Бизнес на трубах

Как признаются в министерстве, все последние годы отрасль страдала от систематического недофинансирования: на ее восстановление нужно направить не меньше 10,4 трлн рублей (в такую сумму, к слову, эксперты ОНФ оценивали капремонт жилого фонда страны - без магистральных сетей, теплопунктов, систем утилизации ТКО и т. д). И закрывать эту финансовую пропасть, согласно стратегии, должен не бюджет, а бизнес: ожидается, что бюджетные инвестиции в ЖКХ к 2020 году будут составлять только 30%. По данным министерства, в ЖКХ ежегодно нужно привлекать не менее 500 млрд рублей частных инвестиций: как минимум 200 млрд требуется на теплосети, по 100 млрд нужно на водоснабжение и канализацию, а также на обращение с отходами. И, как писал «Общественный контроль», бизнес уже начал активно включаться в этот процесс. По данным Минстроя, если в 2014 году было заключено 112 концессий на 7,2 млрд рублей, то в 2015 году - уже 271 соглашение на 70,9 млрд. А бюджетные инвестиции в отрасль сократились за год почти на 29% - с 80,7 до 61,8 млрд рублей.

В ЖКХ ежегодно нужно привлекать не менее 500 млрд рублей частных инвестиций: как минимум 200 млрд требуется на теплосети, по 100 млрд нужно на водоснабжение и канализацию, а также на обращение с отходами.

Но активность инвесторам дают проявлять далеко не везде: Петербург, к примеру, не спешит передавать свои ГУПы в концессию частным инвесторам, жилкомхозяйство в городе - давно и глубоко политизированная сфера.

Впрочем, речь идет не о предложении, а о распоряжении - накануне замминистра ЖКХ Андрей Чибис приказал всем без исключения регионам до конца года подготовить по 5 проектов концессий в ЖКХ.

Для успешной реализации концессий в ЖКХ сделано многое: законодатели дали право передавать в концессию объекты со значительной долей незарегистрированного имущества и ГУПы с долгами, а также превращать в концессию договоры аренды. При этом власти всячески пытаются дать инвестору новые «пряники»: компенсация инвестиций из бюджета при расторжении концессии, переход на «прямые» договоры с ресурсоснабжающими компаниями, фиксированный тариф с сохранением экономии инвестора, гарантированную предпринимательскую прибыль в размере 5% и т. д.

Правда, с учетом того, что большинство концессионеров связаны с госмонополиями и банками с госучастием, многие эксперты называют эти инвестиции перекладыванием средств граждан из одного кармана в другой. Среди крупнейших концессионеров 2015 года - ЗАО «Лидер» (принадлежит государственному «Внешэкономбанку» и структурам «Газпрома»), ОАО «РКС», ГК «Росводоканал». Сам инструмент концессий, впрочем, государство обещает «докрутить»: концессионера заставят предоставлять публичную ежегодную отчетность, будет создана система мониторинга реализации соглашений, а требования к банковским гарантиям инвестора ужесточат. Мера своевременная, поскольку в регионах заработок на ЖКХ нерадивых подрядчиков нередко приводит к громким скандалам.

Собираем сами

Поработает министерство и над гражданской позицией россиян. В частности, планируется провести ряд мероприятий для формирования ответственного отношения граждан к своему жилью и вовлечения их в управление домами. На сегодняшний день министерство хочет занести себе в актив упрощенный порядок проведения собраний собственников (очно-заочная форма), появление возможности начисления зарплаты руководителям совета дома, утверждение типовой формы договора управления домами, отчета УК за выполненные работы, порядок проведения общего собрания. Эти мероприятия привели к тому, что на сегодня 45% граждан (по данным по данным исследований «Ромир») принимают участие в управлении своим домом, а спецсчета для средств на капремонт выбрали 17% россиян. Регионы тут проявляют большую ответственность. Например, в Москве спецсчета имеют около 9% МКД, в Петербурге - 2%.

За 6 лет властям удалось уменьшить стоимость ремонта «квадрата» с 3,7 тысячи рублей в 2010 году до 2,8 тысячи в 2016 году, а также добиться доверия граждан и, как следствие, собираемости по стране в 79,6%.

К слову, о капремонте: эту систему также планируется модернизировать. По данным Минстроя, за 6 лет властям удалось уменьшить стоимость ремонта «квадрата» с 3,7 тысячи рублей в 2010 году до 2,8 тысячи в 2016 году, а также добиться доверия граждан и, как следствие, собираемости по стране в 79,6%. Следующим шагом должно стать развитие механизмов льготного кредитования капремонтов: на спецсчета МКД будут начисляться проценты исходя из ставки, установленной по депозитам. Утешение, но слабое. Найти депозит под спецсчет под 12% вряд ли удастся, а значит, деньги жителей новостроек, лежащие в ожидании своего часа, все так же будет пожирать инфляция.

Еще одна новинка - изменение методики отбора домов для проведения капремонта в зависимости от энергоэффективности здания. Здания с большими энергопотерями будут включаться в программы капремонта в первую очередь. В министерстве обещают усиление федерального контроля за реализацией региональных программ капремонта и персональную ответственность чиновников на местах за их исполнение.

Кроме того, в Минстрое отреагировали на замечания «ОНФ», который подробно рассказал об изъянах действующей программы: неправильной структуре накопления средств на счетах, отсутствии общественного и профессионального контроля. Так, теперь в приемке работ по капремонту будет участвовать управлявшая компания и представители собственников, а отчет о собранных и потраченных деньгах по каждому дому будет публиковаться ежеквартально.

Год «аварийки»

Власти хотят ввести пошаговый контроль реализации дорожных карт по расселению аварийного жилья в регионах, чтобы не допустить ситуаций с провалом программы (Республика Карелия, Республика Коми, Забайкальский край). Всего в министерстве насчитали 8 отстающих регионов. С начала 2014 года регионы расселили 6 млн кв. метров жилья, примерно столько же, 5,76 млн кв. метров и 370 тысяч человек, им предстоит расселить за год - до 1 сентября 2017-го.

С начала 2014 года регионы расселили 6 млн кв. метров жилья, примерно столько же, 5,76 млн кв. метров и 370 тысяч человек, им предстоит расселить за год - до 1 сентября 2017-го.

Впрочем, федералы обещали ускорить дело деньгами: отстающим посулили покрытие дефицита региональных бюджетов. Отдельный вопрос - качества вводимого жилья для переселенцев. «Общественный контроль» уже не раз освещал подробности отказа граждан от вновь введенного жилья, поскольку по своим эксплуатационным свойствам оно зачастую хуже сносимых ветхих бараков. В министерстве же уверены, что 93,2% жилья для переселенцев - безупречно, но тем не менее обещают жесткий контроль.  

В планах министерства - повысить эффективность работы управляющих компаний и сформировать конкурентный рынок управления жильем. «Благодаря введению лицензирования управляющих компаний рынок значительно очищен от недобросовестных компаний, следующим шагом необходимо сделать сферу управления жильем абсолютно прозрачной. Для этого Минстрой будет дополнительно ужесточать лицензионный контроль», - говорят в ведомстве.

В частности, планируется ввести внесудебную процедуру привлечения к административной ответственности УК (по решению ГЖИ) и упрощенную процедуру изъятия дома из управления недобросовестной управляющей компании. Эту позицию эксперты всегда называли неоднозначной: с одной стороны, жильцы действительно получают досудебный механизм от недобросовестных управленцев, с другой - это может стать приемом грязной борьбы на рынке управления жильем. Отдельные принципы управления обещают прописать для малоэтажного жилья, для ветхого фонда и для жилых объектов культурного наследия, деятельность УК в них попадет, судя по всему, под особое регулирование.

Наконец, министерство твердо намерено завершить процесс устранения управляющих компаний из цепочки оплаты коммунальных ресурсов, жители будут расплачиваться с поставщиками напрямую, как это сделано в нескольких районах Петербурга. «Нужно довести чистку рынка до логического конца. С рынка уйдут компании, которые пришли не управлять домами, а зарабатывать на потоке средств, оплачиваемых гражданам за коммунальные ресурсы», - говорится в презентации министерства.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юля, сотрудник офиса, 22 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии