Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Петербургу предлагают запустить «Стрелу»

 Фото: проект ГК «Мортон» Фото: проект ГК «Мортон» Столичный девелопер «Мортон» сразу после выхода на петербургский рынок готов предложить Смольному свежее решение транспортных проблем - систему «Стрела». В течение года компания завершит тесты на пилотном участке в подмосковном Красногорске, а к 2019 году построит первую полноценную ветку

У Петербурга может появиться альтернатива многострадальным проектам ЛРТ и «Аэроэкспресса» - помощь властей в реализации этого проекта инвестору не требуется.

О готовности к переговорам с правительством Петербурга о реализации в городе проекта надземной транспортной системы «Стрела» «Общественному контролю» рассказал вице-президент ГК «Мортон» Олег Колченко. «Нам сначала нужно оттестировать систему, получить все разрешения и понять, что это в принципе работает, а затем да, мы готовы предлагать этот продукт во всех регионах присутствия как часть наших жилых проектов», - сказал топ-менеджер. Напомним: в июне 2016 года «Мортон» приступил к реализации жилого комплекса «Две столицы» на Московском шоссе, 13б, на месте бывшего мясокомбината «Самсон». На площади в 53 га компания построит 750 тысяч кв. метров недвижимости. В планах - покупка новых пятен и выход в лидеры рынка жилищного строительства в городе.

В компании просят не путать систему с «монорельсом» - состав будет не идти по пути, а крепится к нему снизу (в народе проект уже прозвали «воздушным метро»).

Речь идет о специальной надземной автоматизированной системе. Основанием конструкции «Стрелы» станут сваи с арматурным каркасом, на которые будут опираться путевые колонны. Путевые балки транспортной системы прикрепляются под консолями путевых колонн. В компании просят не путать систему с «монорельсом» - состав будет не идти по пути, а крепится к нему снизу (в народе проект уже прозвали «воздушным метро»). «За счет такого технологического приема решается огромное количество проблем, которые присущи монорельсу. Во-первых, это снижает уровень шума движения составов, во-вторых, на пути не скапливаются осадки и нет необходимости чистить зимой и обслуживать путевую структуру», - говорят в компании.

Сама путевая структура будет монтироваться на специальные опоры, которые можно располагать прямо по красным линиям участков через каждые 150 метров, система даже не требует монтажа специальных эстакад. Кроме того, для путевых опор требуется существенно меньший землеотвод, чем для тех же трамвайных линий. В итоге вся система оказывается в три раза экономичнее строительства метро и в полтора раза - скоростного трамвая.

Кроме того, под путевой структурой могут располагаться развязки, сама трасса может идти вторым ярусом над дорогой, не мешать существующему общественному транспорту, под ней может быть выполнено озеленение, можно размещать паркинги. «А самое главное - город освобождается от постоянных пробок благодаря выделенному бессветофорному движению. Движение будет рассчитано автоматически, прибытие можно рассчитать с точностью до нескольких секунд. Вагоны будут двигаться без машинистов с единым оператором. Дежурный оператор будет находиться в депо и регулировать движение всех составов, находящихся на маршруте. После строительства ветки “Мортон” сам будет управлять всей системой», - говорят в компании.

Вагоны будут двигаться со скоростью до 80 км/ч на высоте 4,5 метра над землей с интервалом от 1,5 минут до 10 минут (в зависимости от времени суток и от пассажиропотока). Также будет возможность просто специальной кнопкой или сервисом вызвать состав при большом скоплении людей в часы пик или при чрезвычайной ситуации. Средний состав будет состоять из 4 вагонов вместимостью до 50 - 60 человек. Как говорят в холдинге, стоимость проезда будет на уровне тарифа на общегородской транспорт в Москве. Сейчас прорабатывается возможность платить в «Стреле» городскими транспортными картами. «Данный вид транспорта позволит как разгрузить дороги, так и обеспечить скоростную доставку жителей в точки притяжения», - добавляют в компании.

Саму идею строительства такой транспортной системы компания вынашивает еще с 2013 года, однако реальные тесты оборудования начались только сейчас, заявил «Общественному контролю» директор по связям с общественностью ГК «Мортон» Игорь Ладычук. По его словам, на данный момент уже построено депо для составов и строится первая остановка - в микрорайоне «Ильинское-Усово». Собственно, вся ветка станет частью проекта «Мортона» по комплексному развитию территории в формате «умного города». Здесь будет возведено более 1,7 млн кв. метров жилья и 793 тысяч кв. метров социальной инфраструктуры.

«Еще в начале 2016 года в “Сколково” мы успешно смонтировали центр управления движением “Стрелы” и на компьютере эмулировали этот автоматизированный процесс движения нескольких составов по Красногорской ветке», - рассказал господин Ладычук. У компании готов и тестовый километр будущей трассы в Красногорском районе. В ближайшие дни компания запустит тестовый вагон для испытаний безопасности и автоматики (это будет полная копия будущего вагона, но начиненная датчиками). Испытания продлятся около года - движение важно испытать под нагрузками во все четыре сезона.  Инвестиции в строительство тестового километра пути и доработку технологии составили более 1 млрд рублей.

За пример москвичи взяли подобные системы H-Bahn, которые более 30 лет работают в Дортмунде и Дюссельдорфе.

За пример москвичи взяли подобные системы H-Bahn, которые более 30 лет работают в Дортмунде и Дюссельдорфе. «Но с учетом того, что она не менялась три десятилетия, мы ее сильно модернизировали, так что это, можно сказать, продукт импортозамещения, на 90% он наш. В том числе внешний вид вагонов», - рассказали в компании. В доработке приняли участие как собственные инженеры, так и Русское технологическое общество.

Саму путевую структуру поставляют воронежские заводы, вагоны заказывают в Питере. А в будущем компания планирует выстроить здесь и собственное производство. «У нас были разные предложения по поставке вагонов от разных зарубежных, в том числе немецких и японских, производителей, но мы решили, что в России есть больший потенциал. Продукция будет изготавливаться по современным чертежам. Не будет уступать зарубежным аналогам, а по большей части и превосходить их», - полны оптимизма в ГК «Мортон». Сейчас компания активно смотрит пригодные под строительства завода площадки. 

В столице в будущем тестовый участок планируется довести вдоль Новорижского шоссе до торгового центра «Глобус», там «Мортон» построит транспортно-пересадочный узел, который состыкует «Стрелу» с скоростным трамваем. Общая протяженность ветки составит около 13 км. Также есть идея проложить путь «Стрелы» до станции метро «Мякинино». Ожидается, что первый этап завершится к 2019 году, а полное строительство ветки займет около 5 - 6 лет.

«Наша первая цель - увеличить капитализацию нашего жилого комплекса за счет повышения транспортной доступности. Вторая - разумеется, отбить инвестиции и заработать. Окупать планируется за счет оплаты проезда, продажи рекламы. Это 5 - 7 лет», - говорит Игорь Ладычук. По его словам, вдоль Новорижского шоссе расположен ряд крупных торговых и бизнес-центров. К этим точкам притяжения будут построены остановки - так компания повысит пассажиропоток, собираемость средств. Кроме того, сейчас «Мортон» ведет переговоры с собственниками этих торговых и офисных центров об их финансовом участии в проекте. Ожидается, что они скинутся на строительство остановок. Общий объем инвестиций может составить более 10 млрд рублей.

В компании особо подчеркивают, что речь идет исключительно о собственном инвестиционном проекте - ни в каких схемах государственно-частного партнерства компания не участвовала и от транспортного блока Московской области никаких преференций не получала.

Эксперты к идее отнеслись со скепсисом. «Никто, конечно, против такой идеи не будет. Пусть развлекаются, да и дети любят лунапарки», - иронизирует эксперт МОО «Город и транспорт» Владимир Валдин.

В таком разрезе подобный проект мог бы как нельзя лучше подойти Петербургу, поскольку инициативы Смольного раз за разом утыкаются то в переменчивость федеральной позиции по софинансированию, то в рыночную конъюнктуру и отсутствие интереса к этим проектам со стороны инвесторов. Так, со строительством «Аэроэкспресса» от Пулково до Витебского вокзала Смольный лихорадило в течение нескольких лет: власти отменяли и возрождали проект каждые несколько месяцев, пеняя то на позицию федерального центра, то на несговорчивость ОАО «РЖД». При том, что изначально электричку должны были пустить к ЧМ-2018. В итоге выделенные кабмином на проект 10 млрд рублей Смольный благополучно потратил на закрытие дефицита бюджета, а сам проект в очередной раз отложил до 2019 года, сославшись на скудность пассажиропотока.

Еще один транспортный проект к ЧМ-2018 должен был соединить станцию метро «Купчино» с аэропортом. Речь идет о ветке легкорельсового трамвая, о котором власти города задумались еще в 2013 году. К декабрю 2014-го проект линии был готов, но дело так и не сдвинулось.

Тому, как говорили источники, знакомые с ситуацией, было две причины: первая - позиция пришедшего в Смольный Игоря Албина, который затеял ревизию инвестиционных проектов (также погиб и проект зоопарка - не до игрушек городу в кризис), вторая - сложности с трассировкой ветки, которая проходила по частным земельным участкам. Губернатор даже обращался в Минтранс с просьбой помочь в выкупе этих участков.

Сейчас эти вопросы снова встали на повестку дня: к мундиалю построить ветку Смольный уже не успеет, поэтому инвестиционный блок фантазирует над тем, как продлить ветку до Шушар, жители которых уже не первый год жалуются на транспортную блокаду. В этом плане строительство транспортного каркаса на пилонах с минимальным землеотводом избавило бы город от трудных переговоров по выкупу земли. Кроме того, в условиях сложной бюджетной ситуации город был бы избавлен от необходимости выплачивать инвестору бюджетную субсидию на компенсацию транспортных расходов. К примеру, ВТБ такая компенсация уже обещана.

Эксперты к идее отнеслись со скепсисом. «Никто, конечно, против такой идеи не будет. Пусть развлекаются, да и дети любят лунапарки, - иронизирует эксперт МОО “Город и транспорт” Владимир Валдин. - Но по сути такие маргинальные транспортные системы никогда не приобретут массовый характер из-за сложности, дороговизны обслуживания, низкой скорости и малой пропускной способности. Как говорит мой знакомый: что только ни придумают, лишь бы не строить трамвай». По его словам, немцы также возлагали большие надежды на H-Bahn, но идея «не выгорела».

Фото: проект ГК «Мортон». 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, автостопщик из Перми, 22 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии