Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Садоводы под напряжением

 Фото: Евгений Асташенков/«Интерпресс» Фото: Евгений Асташенков/«Интерпресс» Предпринята очередная попытка решить одну из острейших проблем садоводств Петербурга и Ленобласти - изношенность электросетей. Специально созданная для этих целей компания за 14 лет так и не смогла переломить ситуацию. Теперь этим займется «Ленэнерго», которое, очевидно, столкнется с теми же трудностями

О том, что «Ленэнерго» предложило взять на свой баланс электросети садоводств, сообщил на днях начальник управления по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга Андрей Лях.

«У нас произошло очень знаковое событие, - сказал он. – “Ленэнерго” к обратилось нам с предложением консолидировать электрохозяйство всех наших садоводов. Речь идет о том, чтобы передать на баланс “Ленэнерго” не только “высокую” часть (магистральные линии электропередач. - Ред.), как у нас многие небольшие сетевые компании - забирают ее и за передачу электроэнергии получают тариф, а все остальное - хоть травой зарасти. А “Ленэнерго” берет, в том числе, и 0,4 кВт - это сети, которые идут между домами. Они часто ломаются, и “Ленэнерго” готово заключать договора на лицевой счет с каждым потребителем, с каждым садоводческим домиком. То есть человек живет в садоводстве, смотрит на счетчик и платит эту сумму. И все».

В пресс-службе энергокомпании «Общественному контролю» подтвердили: «Ленэнерго» консолидирует сети путем передачи их на баланс сетевой компании, а также раскрыли названия садоводств, где это уже произошло. Это ДНП «Алгоритм-1» (Тосненский район Ленобласти), СНТ «Рот-Фронт» (Красносельский район Санкт-Петербурга), ДНП «Слобода», ДНП «Сияние» (оба во Всеволожском районе) и ДНП «Ильичево» (Выборгский район Ленобласти).

Сети - энергетикам

В 1990-е годы электрохозяйство, расположенное в садоводствах, было передано им на баланс. Обычно это километр подводящих высоковольтных линий, трансформатор и внутренние междомовые сети. Для обслуживания этого хозяйства садоводства должны содержать электриков.

Электросетевая компания полностью отвечает за техническое состояние сетей: проводит ремонты, реконструкцию сетей, строительство новых объектов (при необходимости), устраняет технологические нарушения.

Кроме того, сети ветшают, начинают возникать потери электроэнергии, перебои. С увеличением числа электронных устройств и потребителей мощности начинает не хватать. Наконец, если в садоводстве есть неплательщики, то платить за них зачастую приходится всем остальным садоводам. «На сегодняшний день садовод платит по счетчику раз, после этого к нему председатель приходит, говорит: у нас потери в сетях - два. Содержание сетей, зарплаты электрикам - три. И сумма вырастает в разы большая, чем есть по счетчику», - объясняет Андрей Лях.

«После завершения всех процедур электросетевая компания полностью отвечает за техническое состояние сетей: проводит ремонты, реконструкцию сетей, строительство новых объектов (при необходимости), устраняет технологические нарушения. Благодаря этим мероприятиям повышается надежность электроснабжения потребителей. Кроме этого, для садоводов значительно снижается тариф, так как СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество. - Ред.) при сборе денег на оплату электроэнергии также вкладывает издержки на обслуживание и общее содержание сетей, потери энергии», - объясняют в «Ленэнерго».

Но главное новшество - лицевые счета для каждого абонента. То есть садовод рассчитывается непосредственно со сбытовой компанией, а не с правлением своего садоводства. И именно энергетики будут бороться с неплательщиками.

Попытка № 1

Для многих садоводств проект выглядит более чем соблазнительным, вот только это уже не первая попытка решить «электрические» проблемы садоводов. В 2002 году правительство Санкт-Петербурга создало Объединенную энергетическую компанию (ОЭК), чьей основной задачей как раз и стало обеспечение качественного электроснабжения садоводств. Компания работает и сейчас.

«Ленэнерго» в ОЭК не считают своим конкурентом, поскольку обе компании входят в группу «Россети», а генеральный директор «Ленэнерго» Роман Бердников - член совета директоров ОЭК.

«Сотрудничать с ОАО “ОЭК” и решить проблемы электроснабжения может каждое нуждающееся садоводство. Для этого в компании действует Центр работы с садоводствами (Аптекарская набережная, 12), где осуществляется прием и обработка заявок», - рассказали в пресс-службе ОЭК.

Описание принципов работы практически полностью совпадает с тем, что предлагает «Ленэнерго». «После передачи высоковольтных электрических сетей в ОАО “ОЭК” компания берет на себя оплату потерь в высоковольтных электрических сетях, осуществляет собственными силами обслуживание высоковольтного оборудования, ликвидацию аварий в высоковольтных сетях, капитальный ремонт и реконструкцию высоковольтного оборудования. Садоводства оплачивают лишь потребленную электроэнергию в сбытовую компанию», - объясняют в ОЭК. Единственная разница - плательщиками, как правило, выступают садоводства как юридические лица. Хотя в ОЭК и заявляют, что это могут быть и физлица.

«Ленэнерго» в ОЭК не считают своим конкурентом, поскольку обе компании входят в группу «Россети», а генеральный директор «Ленэнерго» Роман Бердников - член совета директоров ОЭК. В реальности же, как говорят знакомые с ситуацией источники, отношения между энергетиками отнюдь не радужные.

Количество садоводств, в которых ОЭК взяла на свой баланс электрохозяйство, компания не называет, ссылаясь на коммерческую тайну и сообщая лишь, что в рамках общероссийской программы «Модернизация электрических сетей и устройств среднего и низкого напряжения» «Энергия - людям!» предусмотрена модернизация оборудования в СНТ, где проживает в общей сложности 60 млн потребителей в шести федеральных округах страны.

Но председатель союза садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений Ломоносовского района Ленобласти Елена Вокулова свидетельствует: в Петербурге и области на данный момент свое оборудование передал ОЭК лишь небольшой процент садоводств.

Обещанного три года ждут

«Пожилые садоводы против этого, они говорят: вот мы строили на свои деньги, - рассказывает Елена Вокулова. - Им объясняют, что трансформатор, которому уж 40 лет, он уже все... Срок годности трансформатора 20 - 25 лет. То есть он уже в аварийном состоянии находится». Но это лишь одна из причин.

Зачастую и сами энергокомпании демонстрируют интерес к садоводам только на словах. Если садоводческое товарищество подает документы на увеличение мощности - это в сетевых компаниях рассматривается годами.

«Многие садоводства не доверяют ОЭК, а доверяют “Ленэнерго” и сети свои не сдают», - продолжает председатель союза садоводств.

Зачастую и сами энергокомпании демонстрируют интерес к садоводам только на словах. «Если садоводческое товарищество подает документы на увеличение мощности - это в сетевых компаниях рассматривается годами», - сетует Елена Вокулова. По ее словам, ОЭК, чтобы получить сети того или иного садоводства, должна не только заключить договор с садоводами, но и договориться с «Ленэнерго», которому принадлежат магистральные сети. И это тоже выходит не всегда быстро и легко.

Наконец, ощутимая экономия, которую обещают садоводам, зачастую оборачивается для последних новыми расходами. Например, вместо обычных счетчиков абонентам устанавливают автоматизированную систему контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ), которая может стоить от 8 до 19 тысяч рублей. Новый трансформатор обходится в 150 - 200 тысяч. И эти расходы ложатся на членов садоводств.

Будет ли с «Ленэнерго» лучше - большой вопрос. «Перейти на абонентское обслуживание каждого садовода - это очень сложно. Надо провести общее собрание, и должно быть 100-процентное согласие на заключение индивидуальных договоров. Это в каждом садоводстве, хоть в маленьком, хоть в большом - очень сложно. И я думаю, это затянется на долгие годы», - считает председатель союза садоводств.

У проблемы есть и еще один аспект. Если одни председатели садоводств рады сложить с себя заботу об электрическом хозяйстве, то другие совершенно не готовы выпускать из своих рук денежные потоки. Как говорит Елена Вокулова, «председатели, которые имеют какие-то коммерческие... ну, сами понимаете... от ведения этого хозяйства и его содержания, они, конечно, не передают».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, мама двоих детей, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии