Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Трудности регистрации

 Фото: https://vk.com/prosta_spb Фото: https://vk.com/prosta_spb В минувшие выходные горизбирком Петербурга огласил первые результаты проверки подписей, собранных в поддержку ряда «малых» политических партий и отдельных кандидатов. «ОК-информ» отметил три главных тренда. Это успешное прохождение процедуры регистрации «Партией Роста» во главе с депутатом Госдумы Оксаной Дмитриевой. Схождение с дистанции движения «Великое Отечество» писателя-патриота Николая Старикова. А также отказ в регистрации независимого депутата Максима Резника

Как считают эксперты портала, главной причиной скандалов на этапе регистрации стала небрежная работа политиков с автографами горожан.

«ПР» похвасталась «поддержкой ЦИКа и Смольного»

Главной новостью минувшего уик-энда стало положительное решение горизбиркома о регистрации «Партии Роста» на выборах в Законодательное собрание Петербурга. Многие аналитики ожидали, что эту политическую силу могут под благовидным предлогом развернуть с выборов в местный парламент. Однако среди исследованных комиссией почерковедов автографов избирателей в поддержку партсписка «ПР» обнаружилось всего 5% брака. Из 3 780 проверенных подписей 3 580 оказались корректными, 202 автографа специалисты забраковали.

Среди исследованных комиссией почерковедов автографов избирателей в поддержку партсписка «ПР» обнаружилось всего 5% брака. Из 3 780 проверенных подписей 3 580 оказались корректными, 202 автографа специалисты забраковали.

Напомним: согласно закону «О выборах», для регистрации списка партийцам нужно собрать минимум 18 931 подпись горожан. При этом проверяют в горизбиркоме не все, а лишь 20%, то есть - около 4 тысяч автографов. Для одномандатников система та же, но проверке подлежат около 1,8 тысячи подписей.

Как сообщила сама Оксана Дмитриева, пройти регистрацию в Петербурге ее партии помогла… поддержка главы Центризбиркома Эллы Памфиловой, а также губернатора Петербурга Георгия Полтавченко. Якобы чиновники жестко потребовали от местных избиркомов соблюдать закон, а также полностью исключить влияние «административного ресурса». Причем это влияние, по словам активистов «ПР», выразилось в том, что на действия ТИКов изо всех сил давили главы администраций районов.

Сами по себе благодарственные слова Дмитриевой в адрес губернатора Полтавченко весьма примечательны. Если кто не помнит, осенью 2014-го амбициозный политик готовилась стать главным альтернативным кандидатом на выборах градоначальника Северной столицы. Увы - она потерпела поражение еще на предварительном этапе, не пройдя так называемый «муниципальный фильтр». То есть большинство муниципальных депутатов просто побоялись отдать свои подписи в ее поддержку. После этого обиженная Дмитриева прямо на заседании Госдумы назвала процедуру выдвижения на выборы «фарсом с пыткой». А также пожаловалась на «беспрецедентное давление, огромное количество угроз и психологическую травлю», с которыми ей пришлось столкнуться в процессе выдвижения в губернаторы города.

Кому была адресована большая часть агрессивной риторики Дмитриевой, было ясно без слов. Поэтому ни она, ни ее соратники по «Справедливой России» с тех пор особой любви к Полтавченко не испытывали. Однако сегодня, когда дела у «Партии Роста» пошли в гору, они нашли возможность поблагодарить Смольный.

- Высказывания Дмитриевой, на мой взгляд, смотрятся странно. Получается, что, для того чтобы успешно пройти процедуру проверки подписей, известному кандидату достаточно договориться с фигурами в местной власти и в избиркоме - и по-другому никак? По сути, это бросает тень на весь процесс регистрации кандидатов. И в этой ситуации и горизбирком, и Центризбирком должны хоть как-то официально отреагировать, чтобы сохранить лицо, - считает петербургский политолог Дмитрий Гавра.

На новые выборы - со старыми методами

В целом, считают эксперты, проблемы некоторых партий и кандидатов со сбором подписей имеют примерно одну и ту же природу. Во-первых, собирать автографы избирателей в летнем городе, где большинство жителей либо сидят на дачах, либо уехали в отпуск, - задача реально трудновыполнимая. Для этого нужна кропотливая, ежедневная работа и профессиональная команда сборщиков подписей. Причем сегодня такие команды - в огромном дефиците. Нынешняя предвыборная кампания считается крайне малобюджетной, а нанять реальных сборщиков за небольшие суммы - почти нереально.

Собирать автографы избирателей в летнем городе, где большинство жителей либо сидят на дачах, либо уехали в отпуск, - задача трудновыполнимая. Для этого нужна кропотливая работа и профессиональная команда сборщиков подписей.

В качестве яркого примера «профессионализма» сборщиков подписей политологи приводят итоги кампании в поддержку кандидата в депутаты ЗС Елены Церетели (главы губернаторского совета по развитию малого бизнеса).

Территориальная избирательная комиссия № 19 забраковала все подписи, собранные в ее поддержку. Часть подписавшихся указали несуществующие номера домов и квартир. При этом все подписные листы у Церетели были оформлены неверно: кандидат указала неполную информацию о себе, а также не заверила данные части сборщиков у нотариуса. Наконец, в ее списках обнаружилось аж 18 подписей покойников, которые, видимо, ради ее поддержки «восстали из мертвых». 

- Из этого легко сделать вывод, что команды многих кандидатов при сборе подписей элементарно использовали старые городские базы данных. Есть и другие «косяки» - допустим, когда собирают подписи у конкретной семьи, вполне логично, что члены этой семьи подписываются за кандидата одной и той же ручкой. Но когда в итоге эксперты видят: все члены семьи почему-то подписывались разными ручками, это мгновенно вызывает подозрение - и проверка становится более тщательной. Одним словом, пространство для всевозможных махинаций при сборе подписей сегодня стремительно сузилось. И, наоборот, возможности для проверки их подлинности - с учетом привлечения горизбиркомом экспертов-почерковедов - серьезно расширились. Поэтому ситуация, когда те или иные кандидаты и партии оказываются вовлечены в скандал с фальшивыми автографами избирателей, - вполне логичная, - считает Дмитрий Гавра.

Резнику грех жаловаться

Теми же причинами объясняется и отказ в регистрации, полученный в избиркоме № 2 Василеостровского района командой независимого депутата Максима Резника. Напомним: Резник собрал 4 935 подписей избирателей, а для проверки комиссия ТИКа выбрала 1 126. В итоге почерковедческая экспертиза забраковала 156 автографов, еще 38 не прошли проверку по базе УФМС. Брак превысил законные 10%, и по одномандатному округу Резник теперь, скорее всего, не пойдет.

Резник собрал 4 935 подписей избирателей, а для проверки комиссия ТИКа выбрала 1 126. В итоге почерковедческая экспертиза забраковала 156 автографов, еще 38 не прошли проверку по базе УФМС. Брак превысил законные 10%.

- Я считаю, что эта проверка подписных листов - просто филькина грамота. Если комиссия на основании выводов этих «экспертов» приняла решение об отказе, то это - произвол жуликов и политический заказ, - заявил обиженный Резник.

При этом эксперты напомнили: его соратница по группе независимых депутатов Ольга Галкина вполне успешно прошла процедуру проверки подписей. Так что дело тут - вовсе не в каком-то заговоре против конкретного кандидата или партии. И, уж тем более, не в столь любимой местными политологами теории противостояния «партии Мариинского дворца» и «партии Смольного». К тому же потеря возможности баллотироваться в округе для Резника - вовсе не катастрофа. Он значится на втором месте в городском партсписке «Партии Роста» и в этом качестве будет участвовать в выборах. Одновременно Резник выдвинут кандидатом в депутаты Госдумы по Центральному округу.

Стоит напомнить, что процедуру проверки не прошло и движение «Великое Отечество» писателя-патриота Николая Старикова, придерживающееся крайне консервативных позиций. Сторонники одного из лидеров «Антимайдана», автора целых 16 книг вроде «Как предавали Россию» и «Кризис: как это делается» принесли в горизбирком аж 21 папку с подписями горожан в свою поддержку. Но эксперты, взяв на пробу законные 20% автографов, без труда обнаружили в них 40% (!) брака. Как считают политологи, в случае со Стариковым у власти (в лице горизбиркома) не было ни малейших причин тормозить ультрапатриотов. Все дело оказалось только в качестве подписей.

«Малые» партии не представляют опасности

Сегодня эксперты уверены: у других непарламентских партий тоже весьма небольшие шансы быть допущенными до выборов в ЗакС. С высокой вероятностью не пройдут регистрацию и партия «Родина», «Коммунисты России», ПАРНАС и «РОТ-Фронт», чьи подписи все еще проверяются. Если большинству из них действительно откажут в регистрации, то это будет результат не политического заказа, а неаккуратной работы с базами данных при сборе подписей.

- Сегодня все эти «малые» партии не представляют особой опасности ни для электоральных шансов «большой четверки» («ЕР», «СР», КПРФ и ЛДПР. - Прим. авт.), ни для стратегического партийного баланса в целом. На мой взгляд, было бы удивительно, если бы они смогли нынешним летом собрать достаточное количество «правильных» подписей в свою поддержку. Ведь это не удалось даже многим действующим депутатам Заксобрания, годами работавшим в своих округах, - замечает Гавра. - А их ссылки на «административное ресурс» и давление со стороны власти выглядят нелепо. При нынешней ориентации на максимально честные и прозрачные выборы той же власти было бы выгодно использовать свой «административный ресурс», чтобы протащить побольше «малых» партий на выборы. Ну, или, в крайнем случае, просто закрыть глаза на нарушения на этапе сбора подписей. Но, сделав ставку на прозрачность и профессионализм экспертов, власти этого делать не стали. Отсюда - и многочисленные скандалы с упоминанием «политического заказа», и масса конспирологических теорий, - резюмирует политолог.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Альяна, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии