Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.07
Евро 99.93
Юань 1.29

Вольные каменщики Петербурга. Часть 1

 Фото: Andrew Butko/wikimedia.org Фото: Andrew Butko/wikimedia.org В нашем восприятии истории царствуют и всегда царствовали мифы. И один из самых известных - это миф о масонах. Мы посвятим несколько публикаций рассказу о действительном явлении и его преломлении в человеческом восприятии.

Что бы ни говорили сами «братья» о себе (а они - авторы значительной части таких мифов), масонство - явление относительно недавнее. Наиболее адекватные исследователи относят его начало к XVII века нашей эры и выводят историю этого сообщества из английских средневековых профессиональных объединений (братств, лож). По мере вступления в них «посторонних» - представителей английской элиты, они стали своеобразными негласными клубами общения влиятельных особ.

Наиболее адекватные исследователи относят его начало к XVII века нашей эры и выводят историю этого сообщества из английских средневековых профессиональных объединений (братств, лож).

Сами же масоны возводят историю своего движения никак не менее чем к строительству храма Соломона, в крайнем случае - к рыцарским орденам времен захвата Иерусалима крестоносцами. В Россию масонские идеи стали проникать в XVIII веке, по мнению одних исследователей - еще в период правления Петра I, по мнению других (на наш взгляд -  более основательному) в середине - второй половине XVIII века.

Важно отметить, что вопрос о месте масонов в истории (и прежде всего - российской) стал предметом множества спекуляций. Вина в этом, пожалуй, не самих «вольных каменщиков». Скорее - ситуацию можно раскрыть через понятие «потребность». Тайный враг, плетущий заговоры против державы и ее руководителей. Это важнейший архетип всей политики и всей пропаганды. В любой исторический период и в любую эпоху.

Тайное общество, существующее (как утверждают его участники, тысячелетиями), в которое входят представители политической элиты является прекрасным кандидатом на такую позицию в системе власти. Своей известностью тайное общество вольных каменщиков было обязано тем правителям, которые искали врага, и тем советникам правителей, кто подсказывал своему руководству, раздувал его паранойю.

Своей известностью тайное общество вольных каменщиков было обязано тем правителям, которые искали врага, и тем советникам правителей, кто подсказывал своему руководству, раздувал его паранойю.

Если отделить «зерна от плевел» в исторических источниках, станет ясно, что, во-первых, ни в чем плохом общество замечено не было. В его целях лишь своеобразное светское познание, трактовка религиозных догматов да благотворительность. С другой стороны, за те двести лет, что масоны активно или не очень действовали в России, трудно отследить серьезные результаты деятельности братства. История России предстает (в меру наших представлений о ней) цепочкой хоть зачастую и очень сложных, трагических, но вполне закономерных событий и явлений. Нельзя ни одну из войн, ни одну из революций, ни реформы, ни контрреформы объяснить заговором. Конечно, заговоры были. В

XVIII веке они составили даже целую эпоху в истории страны. Но каждый из них выступал как самостоятельное и вполне объяснимое без общей теории существования некоей тайной организации событие. Увы, но обычный человеческий страх, зависть, желание власти, славы и денег значительно яснее объясняют все происходящее с нами, чем заговор тайных сил.

Наш город как место сосредоточения масонских обществ, казалось, должен быть полон памятью о первой волне интереса к вольным каменщикам. И, конечно, где было бы остаться этой памяти, как не в архитектуре. Самым ярким и подходящим под определение «масонский» является символ «всевидящее око» - «лучезарная дельта». Мы видим ее на стенах Казанского собора. Чуть позже дельта появляется на памятных медалях войны 1812 года (в семейном архиве автора есть одна такая, полученная одним из предков). Также знак лучезарной дельты можно найти на стенах Александро-Невской лавры. Но существуют и религиозные толкования данного символа (око - всевидящий глаз Божий, треугольник - символ Троицы, лучи - Свет Фаворский). Без такой трактовки разместить символ тайного общества на одном из главных соборов столицы было бы в те времена категорически невозможным.

Даже в архитектуре, своеобразной «летописи в камне», можно найти не слишком много символов, имеющих масонское происхождение, да и те вполне трактуются вне всяческих теорий заговора.

Если разобраться и не притягивать за уши спорные трактовки, то символов масонов в Петербурге не так уж и много - кроме Казанского собора и Лавры есть еще лучезарная дельта на Финской церкви св. Екатерины (да и та, как мы уже говорили, может иметь прямой христианский смысл), циркуль с линейкой на стенах церкви Макария Египетского при Горном институте, Академии художеств. Даже дом архитектора Шретера, где есть тот же символ, не подходит, ибо в то время циркуль с линейкой уже стали эмблемой сообщества архитекторов города.

Как видим, даже в архитектуре, своеобразной «летописи в камне», можно найти не слишком много символов, имеющих масонское происхождение, да и те вполне трактуются вне всяческих теорий заговора. Но такое положение, конечно, не устраивает людей, старающихся объяснить все попытками темных сил разрушить родное государство: «Совершая тайну беззакония и работая над разрушением Русского Царства и церкви Российской, масоны внедряли в обиход свои символы, подгоняя их под якобы православные и церковные изображения. Так и появились в Российских храмах пентаграммы, гексаграммы и треугольники с глазом» (цитата с одного из религиозных форумов).

В свое время из иностранного словосочетания «франкмасон» появилось русское слово «фармазон» в значении «аферист», «мошенник». Фармазонами можно назвать тех, кто раздувает мистические мыльные шары, рассказывая о могуществе и былой (а иногда и нынешней) силе масонов, их коварных замыслах. Автору пришлось перевернуть гигабайты подобной шелухи при подготовке к написанию всего лишь данного материала. Однако есть несомненно очень и очень интересный сюжет в истории «вольных каменщиков» в России - политическое масонство начала XX века.  На нем мы сосредоточимся в следующей нашей публикации.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин, студент ИТМО, 17 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии