Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Постучим по дереву

 Фото: Ирина Якушкина Фото: Ирина Якушкина В Пушкинском районе расселили все дома, признанные аварийными, и большинство из них уже снесли. Правда, вместе с водой выплеснули и ребенка - город лишился целого ряда образцов исторической деревянной архитектуры. Отдельные здания еще можно спасти.

Тихий двор Пушкинской улицы в Пушкине. Двухэтажные «сталинки» соседствуют с дореволюционными домами и советскими кирпичными постройками. Дом № 16 выделяется из окружающей застройки недавним ремонтом и, можно сказать, экзотической внешностью. Он деревянный, что в современном Петербурге уже большая редкость, если не считать частного сектора.

Еще несколько лет назад здесь же стоял его «брат», дом 18а, известный также как Усадьба Кучумова 1861 года постройки. В 2001 году его включили в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и расселили в виду аварийного состояния. В 2003 году здание отреставрировали, и на сохранившихся фотографиях видно, что дом был как новый. Но в 2006 году в нем случился пожар. И хотя стены остались стоять, собственник здания решил, что проще будет его разрушить. Теперь во дворе на Пушкинской улице уже ничто не напоминает о нем.

Расселили и снесли

Продолжая изучать, как идет расселение аварийного жилья в разных районах города, «Общественный контроль» посетил Пушкинский район. В 2005 - 2014 годах здесь был признан аварийным 91-й дом. На данный момент все они расселены, сообщили в районной администрации. А большинство из них - уже снесены, выяснилось на месте. 

Большое количество таких домов располагалось по окраинам района в частном секторе. Сейчас это элитные участки, поэтому в отличие от многих других похожих территорий освобожденное пространство моментально занимают роскошные особняки. Например, уже не найти следы дореволюционных особняков на улице Красных курсантов в Павловске. Вместо нескольких домов на Полевой улице в Гуммолосарах пока что пустырь, но элитная застройка подступает отовсюду, а по узкой поселковой дорожке снуют дорогие внедорожники.

Исчезает старая деревянная застройка и в центре Павловска. Дом Цветковой на улице Васенко, 8, был построен в 1840-е годы и являлся выявленным объектом культурного наследия. Однако в 2011 году КГИОП снял его с охраны, а в 2014 году здание снесли. Сейчас на его месте построен новый кирпичный дом. Через дорогу, на Васенко, 9, стоял двухэтажный деревянный жилой дом, построенный в 1956 году. Памятником он не являлся, поэтому здесь было все проще. Его снесли в 2010-м, и сейчас там тоже новый дом. Вместо деревянного здания возведен новый кирпичный дом на улице Толмачева, 13.

Какие-то здания еще стоят. Например, дом на Конюшенной, 20, 1923 года постройки. В 2010 году в нем был пожар, но основная часть здания сохранилась и ждет своей участи. Дом на Песчаной, 9, построенный в конце XIX - начале XX века, в 2001 году был включен в список вновь выявленных объектов и законсервирован. «И стоит он так уже лет 10...» - пишут на архитектурных форумах Петербурга. Заколоченным стоит и дом на Васенко, 17, 1840-х годов постройки. Его тоже признавали вновь выявленным объектом, но потом исключили из перечня. Как показывает опыт его соседей, это верный путь к сносу.

«Варварское отношение»

«В целом отношение к деревянной дореволюционной застройке варварское и находится в прямом противоречии с действующим законодательством», - поделился своим мнением о судьбе этой архитектуры в Петербурге председатель петербургского отделения ВООПиК Александр Марголис.  - Деревянные постройки не менее ценны, чем выполненные из более прочных материалов, это важно для нашей страны, потому что в России вообще деревянное строительство было традиционным и много веков подряд основным, - продолжил он. - Для того чтобы представить себе характер городской культуры в прошлом веке, без деревянного наследия не обойтись, потому что значительная часть застройки была именно деревянной, - напоминает глава ВООПиК в Петербурге. - Если сейчас все это пустить под нож, вернее под бульдозер, мы очень ценный пласт архитектурного наследия попросту уничтожим. А ему и так довольно досталось, особенно во время Великой Отечественной войны, когда в первую очередь страдала именно деревянная застройка. И то немногое, что после войны все-таки уцелело, требует к себе бережного отношения».

Конечно, сохранение и реставрация деревянной архитектуры требует значительных затрат, порой превышающих те, которые требуются для, например, кирпичных домов. «Их содержание, эксплуатация и современное использование требуют определенных усилий и дополнительных затрат, на что нынешние девелоперы, застройщки, владельцы, сплошь и рядом не хотят идти, - сетует Александр Марголис. - Мы видим, как уничтожается деревянная застройка в Пушкинском районе буквально у нас на глазах, причем речь идет не только о пока не взятых под государственную охрану объектах, но и о тех, которые имеют охранный статус. И, к сожалению, комитет по охране памятников очень пассивно себя ведет в этой ситуации».

Между тем в соседней Финляндии, находящейся в такой же климатической зоне, что и Петербург, с сохранением деревянной архитектуры и приспособлением ее для современного использования прекрасно справляются. «Они сохраняют деревянную застройку и замечательным образом используют в наши дни, - рассказывает председатель петербургского ВООПиК. - Там живут люди, они ценят возможность жить в деревянных домах, которые имеют уже современную инфраструктуру, это совместимо одно с другим. Это используется в туристической индустрии, там большое количество кафе, магазинчиков, небольших музейчиков. Кстати, для Павловска и для Пушкина это весьма актуально. Есть хорошие удачные примеры и у нас. Правда они единичны, их не так много, но они есть. Вот конкретный пример - Музей русского авангарда на Петроградке размещается в деревянном двухэтажном доме постройки XIX века и пользуется вполне заслуженной популярностью. Есть и другие примеры, и не только музейного использования».

Не всем районам повезло

Масштабный проект сохранения исторической деревянной архитектуры был презентован  правительством Санкт-Петербурга в конце 2015 года. Правда, касался он только Курортного района. Этот район также относится к категории элитных, и места под новые коттеджи разбираются там как горячие пирожки.

В недрах городской власти зреет программа сохранения исторической деревянной застройки в целом по городу. Но пока она дорабатывается, дома продолжают сноситься либо постепенно разрушаться «естественным путем».

Губернатор лично наложил мораторий на продажу участков под расселенными домами и дал указание продумать варианты их современного использования. Чиновники решили, что там вполне могут появиться культурные и досуговые учреждения, творческие мастерские и интерактивные музеи.

По словам Александра Марголиса, в недрах городской власти зреет программа сохранения исторической деревянной застройки в целом по городу. Но пока она дорабатывается, дома продолжают сноситься либо постепенно разрушаться «естественным путем».

«Нету пока традиции современного использования (деревянных зданий. - Ред.), - подводит итог Александр Марголис. - И все те, кто все-таки решается искать и находит современные решения, выглядят белыми воронами на фоне основной массы, которая считает, что с ними связываться  обременительно и чревато дополнительными затратами, поэтому лучше уничтожить и построить на этом месте современное здание, коттедж например. Это серьезная ментальная и общественная проблема, но ей надо заниматься».

Кстати

Ранее «Общественный контроль» подготовил материалы о расселении аварийного жилья в Адмиралтейском, Василеостровском, Выборгском, Калининском, Кировском, Красногвардейском, Красносельском, Кронштадтcком, Курортном, Московском, Петроградском, Петродворцовом, Невском, Приморском, Фрунзенском  районах Санкт-Петербурга.

Фото Ирины Якушкиной.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Леха, студент, 19 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии