Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Полдня под заглушкой: как у нас не работает закон о коллекторах

 Фото: pixabay.com Фото: pixabay.com Коллекторы на несколько часов замуровали жильцов пяти квартир на улице Маршала Захарова. Пленники рассказали корреспонденту ОК-информ, как реагировали дежурные службы и кто будет отвечать за беззаконие

«Общественный контроль» писал о том, что часть жильцов дома 12 по улице Маршала Захарова весь вечер субботы, 13 августа, вынужденно провели взаперти. Другие же семьи, ранее опрометчиво отправившиеся погулять, напротив, продлили пребывание на свежем воздухе еще на 3-4 часа. Коллекторы, наведавшиеся в этот дом, вбили специальную металлическую заглушку в замок двери, ведущей с лестничной площадки в квартиры граждан, а стекла и стены расписали монтажной пеной и краской с угрозами некой Лене немедленно вернуть долг в размере 211 тысяч рублей. Стали известны подробности ЧП.

«Выдашь соседей - выпущу»

Жительница одной из замурованных квартир Наталья Чайка рассказала ОК-информ, что последствия визита коллекторов они заметили около 17 часов вечера. Попытались открыть дверь самостоятельно, но ничего не вышло - она была забита профессионально. К тому же сама дверь оказалась качественной, противопожарной, в которой даже стекло не разбить.

Жильцы одновременно обратились в полицию и в службу 112 с просьбой дать телефоны организаций, которые способны быстро приехать и вскрыть замок. В полицию дозвониться удалось не с первого раза и не всем, но кому-то посчастливилось, и страж порядка все же приехал. Правда, толку от него было немного.

«Полицейский приехал, долго топтался около двери и, похоже, абсолютно не знал, что предпринять. Рассказал, что в его районе наш случай - шестой за последние дни, но самый радикальный. Зато потом утешал и развлекал соседку, вернувшуюся с прогулки с грудным ребенком и вынужденную также стоять с коляской у запертой двери. Ребенок проголодался, начал кричать. Пришлось сбегать вниз за какой-то едой в магазин и кормить малышку прямо на лестнице, - рассказывает Наталья. - Тем временем мы названивали по единому телефону 112. Там дали номер какой-то службы по вскрыванию дверей, однако на том конце провода оказалась совершенно измученная женщина, просто уже кричавшая, что это - телефон ее квартиры и как ей надоели тупицы, не способные открыть дверь. Я не понимаю, неужели в базе данных государственной службы 112 нет действующих аварийных телефонов?».

Впрочем, жильцам замурованных квартир многое оказалось непонятным. Например, почему стражи порядка в течение нескольких часов сами не предприняли никаких мер, чтобы вызволить людей, а заодно найти преступников, ведь телефон был написан прямо в грозной записке?

Жильцам замурованных квартир многое оказалось непонятным. Например, почему стражи порядка в течение нескольких часов сами не предприняли никаких мер, чтобы вызволить людей, а заодно найти преступников, ведь телефон был написан прямо в грозной записке?

«Мы позвонили по номеру, оставленному коллекторам, сами. Голос с очень сильным кавказским акцентом сказал, что отстанут от нас, если мы “сдадим” ему должников. Я пыталась доказать, что коллекторы ошиблись: указанная Елена давно не проживает в этой квартире, а жилье свое продала. Но он ничего не слушал. Его цель - натравить соседей друг на друга», - возмущается Наталья Чайка.

Наконец, людям посоветовали позвонить по единому телефону службы спасения 911. Там ответили, что пришлют «вскрывателей» дверей только после прихода полицейских и по их вызову.

«Наш» полицейский, все это время честно дежурящий у запертой двери, почему-то сам не додумался это сделать и, похоже, даже не знал об этом. Только после его звонка по 911 приехали какие-то спасатели и аккуратно вскрыли замок. Оказалось, что работали коллекторы-профессионалы: они не банально влили в замочную скважину монтажную пену или клей, а вбили туда металлическую заглушку, которую без специального инструмента не вытащить. Очень изощренный способ. Эти люди ходят вооруженные клеем, краской, пеной и всяческими конструкциями. Цель таких методов - стравить соседей! Завтра нам чего ждать?», - жалуются жильцы многострадального дома.

Что собираются предпринимать стражи порядка, выяснить так и не удалось. Судя по апатичной реакции полицейского, ничего. Он посоветовал написать заявление участковому и в прокуратуру, что граждане и сделали. Участковый, кстати, сказал, что коллекторы перепутали корпус - они должны были наведаться в соседний дом. А вот замок в дверь взамен испорченного жильцы уже вставили сами.

Не забудьте позвонить коллектору

Между тем, напомним, в России более месяца уже действует Закон о коллекторах. Коллекторам значительно урезали права, в том числе - разглашать имеющиеся у них конфиденциальные сведения о должниках третьим лицам, пытаться общаться с должниками в выходные, праздничные дни и по ночам, а также угрожать и использовать нецензурные выражения и проявлять агрессию. Взиматель долгов имеет право звонить гражданину не чаще раза в сутки, не больше двух раз в неделю или не больше восьми раз в месяц. Категорически запрещены оскорбления и обман должника, распространение клеветы и оказание психологического давления. Как можно увидеть, в нашем случае нарушены все эти требования.

При этом, как утверждают юристы, только за последний месяц - словно в насмешку над законом - коллекторы резко активизировались. Как сообщила на страницах интернет-газеты Neva.today гендиректор петербургского Юридического бюро № 1 Юлия Комбарова, «действия коллекторов по-прежнему в 90% случаев нарушают закон. Доказывать коллекторам, что их действия незаконны, ссылаясь на нормы права, бесполезно. В связи с этим у нас вдвое увеличилось количество обращений по защите от коллекторов».

Если коллектор действует от официальной компании, находящейся в реестре этих организаций, то шансы найти еще есть. Однако доказать, что именно сотрудники этого предприятия нарушали закон, весьма невелики

Юристы утверждают, что закон-то есть - но абсолютно нет механизма его применения. Отследить методы работы коллектора и зафиксировать нарушения должны правоохранительные органы. Если коллектор действует от официальной компании, находящейся в реестре этих организаций, то шансы найти еще есть. Однако доказать, что именно сотрудники этого предприятия нарушали закон, весьма невелики.

«Это надо устраивать засаду, изучать записи с камер видеонаблюдения, если такие есть, записывать угрозы по телефону, а потом идентифицировать голоса. Вы же понимаете, что это будут делать только в особо резонансных случаях, если причинен серьезный вред жизни, здоровью или имуществу. А искать каких-то отморозков, которые дверь поцарапали, вряд ли всерьез кто-то будет, - на условиях анонимности сообщил бывший полицейский, а ныне частный сыщик Игорь П. - Кроме того, даже если его удастся поймать, то он, скорее всего, окажется нештатным сотрудником, а само коллекторское агентство от него тут же откажется. А на методы, которые вы описываете, идут как раз такие отморозки - зачастую без гражданства РФ, проживающие здесь нелегально, судимые. Даже если их удастся отыскать, в любой момент они попросту сбегут».

Пока единственным шансом найти преступников остаются, увы, сами жертвы - их активность и ответственность. Необходимо фиксировать все случаи правонарушений со стороны коллекторов и не лениться писать заявления, жалобы во все возможные инстанции - от полиции и прокуратуры до Роспотребнадзора (там также есть финансовая служба, по мере сил помогающая потребителям финансовых услуг). Чтобы полицейские в очередной раз не отмахнулись, ссылаясь не невозможность найти вышибал, редакция «Общественного контроля» готова по запросу предоставить номер телефона, оставленный на записке замуровавших петербуржцев коллекторов. Жильцам дозвониться удалось. Может быть, удастся и полицейским.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Игорь, музыкант, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии