Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Удельный парк: от выборов до выборов

 Фото: Иван Долвич Фото: Иван Долвич В минувшие выходные общественники и политики Петербурга (в том числе члены «Яблока» и «Справедливой России») провели митинг в защиту одной из немногих рекреационных зон в черте города - Удельного парка. Депутаты и правозащитники бросали гневные реплики в адрес «бессовестных застройщиков», «равнодушия городских властей» и т.д.

Этот митинг стал очередной вехой в длинной череде подобных мероприятий, а также отличным поводом для предвыборного пиара. Впрочем, до сих пор такие всплески гражданской активности не приводили к видимым результатам - все последние годы территория Удельного парка неуклонно сокращалась. Если этот тренд продолжится, то к следующим выборам депутатов ЗС придется брать под защиту какой-то другой объект.

Страсти вокруг парка разжег Албин?

«Митинг выходного дня» против строительства магистрали через Удельный парк собрал около 700 человек. Поводом для протеста стали планы по «разработке финансовой модели проекта трассы», озвученные чиновниками Смольного на недавнем совещании у полпреда президента в СЗФО.

Новая магистраль будет радиальной, она пройдет от предполагаемого моста через Неву в створе Арсенальной улицы и закончится в районе развязки КАД и проспекта Энгельса.

- По этому проекту мы ведем активную работу. Новая магистраль будет радиальной, она пройдет от предполагаемого моста через Неву в створе Арсенальной улицы и закончится в районе развязки КАД и проспекта Энгельса, - заявил вице-губернатор Игорь Албин коллегам. - Эта трасса необходима Петербургу, она даст новый выход транспортным потокам на Приозерское шоссе, а ее ориентировочная стоимость составит 120 млрд рублей. Мы намерены в конце сентября завершить формирование трассировки и подготовить финансовую модель для предложения инвесторам.

Эти слова вице-губернатора стали настоящей информационной бомбой. Ведь до последнего момента Смольный клялся и божился, что как минимум до 2020-го вопрос о строительстве магистрали № 7 «снят с повестки дня». Экс-вице-губернатор Петербурга по строительству Марат Оганесян истово убеждал СМИ и горожан: мол, это решение «будет обсуждаться с жителями». И на первом этапе реализации будет образован некий «предварительный проект», в который включат несколько вариантов прохождения трассы: в виде тоннеля, эстакады или обычной дороги вдоль железнодорожной ветки.

У политиков, участвовавших в митинге, нашлась масса аргументов в пользу сохранения парка в нынешнем виде. Особую убедительность им придавал тот факт, что кампания по выборам депутатов ЗакС Петербурга сейчас находится в самом разгаре.

- Проект пресловутой магистрали № 7, грозящей откусить кусок от Удельного парка, появился еще в 1960-х. Тогда не было ни Западного скоростного диаметра, ни съезда на Арсенальную набережную, ни КАД, ни других развязок. Но за прошедшие полвека транспортная ситуация в Петербурге сильно изменилась, и необходимость в новой магистрали на севере города отпала по мере реализации других проектов, - считает лидер петербургского «Яблока» Михаил Амосов.

Отважные участники митинга приняли петицию в защиту Удельного парка, собрав под ней 658 подписей горожан. Постановив направить ее в Смольный, они разошлись по домам, весьма довольные друг другом.

- Линия обороны Ленинграда в Великую Отечественную нанесла городу меньший урон, чем было нанесено ему только за последние десять лет, - огорошила всех депутат-справоросс Марина Шинкина. - За это время с территории Удельного парка исчезло без малого 40 гектаров земли. Это - два Таврических сада, четыре Юсуповских или семь Лопухинских садов! Ради чего? Ради того, чтобы появились новые футбольные поля, куда не может прийти рядовой петербуржец, где не могут играть наши дети, где мы не можем заниматься спортом? Ради частных сооружений были вырублены сотни и тысячи деревьев! Новая «зона отчуждения» под проект трассы № 7 составит 7 гектаров земли, а это тысячи деревьев. Депутаты всех фракций ЗС должны сделать все, чтобы к 2018-му, когда появится шанс поправить Генплан Петербурга, магистрали в Удельном парке там не было! - резюмировала депутат.

- На фоне таких «стратегических» проектов власти забывают про другие траты. Так, на Вербной улице уже 20 лет не могут достроить поликлинику. До сих пор не реализован проект Новоколомяжского проспекта. А ведь на это требуются сущие копейки - по сравнению со 120-миллиардным строительством магистрали. Сюда планируется закопать колоссальные суммы, это 2-3 стадиона на Крестовском острове. А бюджет на ремонт дорог Петербурга - всего 3 - 5 млрд в год. Почему деньги находятся на такие вот стройки? - возмущался видный эсер Олег Нилов.

Народное возмущение охотно поддержали «яблочник» Борис Вишневский, экс-парламентарий Сергей Гуляев, а также активисты-экологи и градозащитники. В итоге отважные участники митинга приняли петицию в защиту Удельного парка, собрав под ней 658 подписей горожан. Постановив направить ее в Смольный, они разошлись по домам, весьма довольные друг другом.

Как «подрезали» Удельный парк

Самое ужасное, по мнению активистов группы «Защитим Удельный парк», - в том, что к будущей трассе шириной в 70 метров примкнет еще и 100-метровая «полоса отчуждения». «Под нож» пойдет около 5 - 7 гектаров древних деревьев, а оставшиеся неизменно погибнут под вредным воздействием скоростной трассы. «Есть точка невозврата, когда спасение парка станет уже невозможным», - отмечают активисты. Наконец, магистраль представляет угрозу не только сама по себе, но и как дополнительная граница парка.

К будущей трассе шириной в 70 метров примкнет еще и 100-метровая «полоса отчуждения». «Под нож» пойдет около 5 - 7 гектаров древних деревьев, а оставшиеся неизменно погибнут под вредным воздействием скоростной трассы.

От Удельного давно уже отщипывают куски под те или иные нужды. Например, относительно недавно из северной части парка исключили несколько гектаров, где стояла древняя дубово-ясеневая роща. Эту территорию зачем-то отвели под автостоянку. Еще два куска парка достались клубу «Зенит» - под новые стадионы и поля. Один из них был выделен в аренду лет двадцать назад, второй - относительно недавно.

- Компенсацию за вырубку этих деревьев «Зенит» не платил, - сообщил эксперт организации ЭКОМ Александр Карпов. - Все дело - в «дырке» в законе: если землю выделяют в собственность, то владелец может вести там вырубки без всякой компенсации. А ведь здесь счет шел на тысячи деревьев, которых лишился город.

Также несколько лет назад часть территории Удельного парка получила клиника Алмазова. В итоге в районе единственного пруда территория парка, покрытая соснами, оказалась закрыта с трех сторон: полями «Зенита», Институтом кардиологии и жилым комплексом «Шведская крона». По мнению экспертов, эта территория - следующий «кандидат на удаление». От парка отщипывают куски и с других сторон: около шести лет назад со стороны метро «Пионерская» из парка исключили несколько гектаров под подстанцию.

- Это - итоги неправильного градостроительного планирования, - уверен эколог Карпов. - Здания вроде этой подстанции или расположенных рядом торговых центров стоят «спиной к парку». В итоге Удельный парк воспринимается как депрессивная территория, а не самоценный объект. И от него продолжают отхватывать кусок за куском. Между тем парк должен четко отделяться от городской застройки дорогами. Так можно защитить многие природные территории в городе.

Однако и «внятность» парковой территории не всегда служит ей надежной защитой. Так, в прошлом году у входа в Удельный с проспекта Энгельса появилось новое здание. Здесь построили капитальное строение с подвалом под будущий ресторан, хотя официальное разрешение получено лишь на «ларек без фундамента». Экологи говорят: вскоре территорию под рестораном также могут вывести из состава Удельного парка. Если же по парку пройдет трасса № 7, то такие объекты начнут расти вдоль нее как грибы. Ведь тогда это будет, по сути, его новая граница.

По привычному сценарию

Хотя вокруг Удельного вовсю кипят страсти, в городском комитете по развитию транспортной инфраструктуры пытаются успокоить общественность.

На Смольный идет постоянное с давление со стороны инвесторов и строителей. Их как магнитом тянет огромный кусок земли на севере города.

- Пока решение по трассировке магистрали окончательно не принято. И до сих пор абсолютно неясно, будет ли дорога вообще проходить через Удельный парк, - говорит Рубен Тертерян, гендиректор Центра транспортного планирования Петербурга. - Магистраль № 7 до конца технически не проработана - у нее очень мало развязок и подключений к улично-дорожной сети. Любая дорога по своему социально-экономическому и транспортному эффекту должна каждые пять километров иметь связь с улично-дорожной сетью города. Иначе по такой дороге просто некому будет ездить, - резюмирует эксперт.

Как показывает практика, все это не значит, что защитники Удельного парка могут расслабиться. Эксперты говорят: на Смольный идет постоянное с давление со стороны инвесторов и строителей. Их как магнитом тянет огромный кусок земли на севере города. И, как только на часть Удельного парка находится очередной желающий, действие развивается по давно отработанной схеме. Этот кусок парка огораживается забором, общественность грудью встает на его защиту, депутаты и общественники охотно пиарятся на этой теме, а чиновники Смольного изо всех сил стараются их успокоить. В течение нескольких месяцев, пока готовятся документы и идет подготовительная работа по проекту, шумиха продолжается. После чего объект все же возводится.

Тогда в Смольном недоуменно разводят руками, городские политики снимают сливки в виде электорального рейтинга и упоминаемости своего имени в СМИ. А передовая общественность, недовольно ворча, расходится по домам: мол, тут уж ничего не поделаешь. Сегодня ничто не указывает на то, что такой же сценарий «защиты» Удельного парка не повторится и на этот раз. Эксперты прогнозируют: после 18 сентября, то есть дня выборов в ЗакС, защитный ажиотаж вокруг парка обязательно пойдет на спад. А инвесторы получат возможность и дальше пилить парк в спокойной обстановке.

Справка «ОК-информ»

Удельный парк (до 1991-го - парк Челюскинцев) расположен на севере города на территории, ограниченной проспектами Энгельса и Испытателей, улицами Марка Галлая и Аккуратова, а также Коломяжским проспектом. Еще в 1999-м Удельный парк был признан Смольным «вновь выявленным памятником культурного наследия» как объект ландшафтной архитектуры, а в 2013-м - «объектом культурного наследия регионального значения». Однако, вопреки официальному статусу, до последнего времени земля, принадлежащая парку, все еще не была поставлена чиновниками на кадастровый учет. Это позволяло, оставаясь в рамках закона, сокращать его территорию.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вера, стоматолог, 40 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии