Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

3-я дивизия народного ополчения: забытый подвиг

 Бывшая студентка Ленинградского института им. Лесгафта, командир взвода 3-й ДНО лейтенант Лысенко во главе своих бойцов. Бывшая студентка Ленинградского института им. Лесгафта, командир взвода 3-й ДНО лейтенант Лысенко во главе своих бойцов. В августовские дни 75 лет назад тяжелая опасность нависла над Ленинградом. И сегодняшний наш рассказ - об одном эпизоде грандиозной и трагической битвы, обороны Ленинграда, может быть - малоизвестном, но очень и очень значимом. В первые же дни Великой Отечественной в стране начало формироваться народное ополчение. В него входили добровольно те люди, которые не подлежали обязательному призыву: студенты, преподаватели вузов, молодые и старые - не подходившие по возрасту, здоровью, а также те, кто имел бронь по профессии.

Дивизии народного ополчения формировались в основном в Москве и Ленинграде и после короткой подготовки отправлялись на фронт. Впоследствии многие из них были переформированы в стрелковые части и продолжили свой боевой путь.

И вот одна из частей - 3-я дивизия - формировалась с 4 июля в Ленинграде. В ее основе были студенты, преподаватели Политехнического, Технологического институтов, Лесотехнической академии, рабочие Фрунзенского, Приморского и Выборгского районов Ленинграда. Один из сформированных полков отправили под Лугу, а два разместили в Красногвардейском укрепленном районе - от Гатчины (Красногвардейска) к Красному Селу. Однако вскоре два полка дивизии в срочном порядке перекинули под Свирь.

Там быстро смяв советскую оборону наступали финские войска. Некоторые исследователи считают, что это был скоординированный с немецким командованием план, целью которого было смыкание второго блокадного кольца вокруг Ленинграда, кольца, которое бы полностью блокировало город, без возможности подвоза продовольствия и эвакуации жителей через Ладожское озеро.

Насколько была велика эта угроза - можно судить юго-западному направлению, откуда сняли дивизию, - оттуда Ленинграду грозила основная опасность. И без частей 3-й ДНО Красногвардейский рубеж был чрезвычайно ослаблен (о чем мы писали в отдельной статье об укрепрайоне).

Дивизия прибыла в район Свири, переправилась через реку и пешим порядком пошла в сторону Олонца. Ее целью было перейти в наступление и отбросить наступающие финские войска.  Как и во многих других случаях в начале войны, такое наступление предполагалось провести без необходимых резервов (их просто не было).

После неудачной попытки наступления войска дивизии народного ополчения перешли к обороне и фактически встали стеной на пути наступающих финнов в районе карельских деревень Сяндлеба и Нурмолицы. Бои на этом рубеже продлились месяц. Месяц в условиях развивавшегося немецкого блицкрига - это очень много. Достаточно, чтобы сорвать планы соединения немецких и финских войск.

С 4 сентября дивизия начала бои в окружении. 16 сентября с боями, неся тяжелые потери, ополченцы вышли к линии Кировской железной дороги, которая уже была перерезана наступающими финнами. Тут же, без отдыха - 18 сентября дивизию бросили в бой в сторону Подпорожья.

В эти дни произошло тяжелое событие - дивизия потеряла боевое знамя. Она была переименована в 49-ю стрелковую дивизию РККА, но положенного переформирования не произошло, потому, что дивизия была втянута в бой. А дальше опять окружение и десять дней марша по болотам, на подножном корме - ягодах, переправа через Свирь с большими потерями. Из 8,5 тысячи человек, прибывших на Свирь в августе, вышли из окружения 320. Большинство погибли, некоторые - попали в плен (в их числе - знаменитый поэт Ярослав Смеляков). 28 октября 1941 года дивизия была расформирована и более не возобновлялась.

Вот уже три года автору удается участвовать в поисковых экспедициях федерации поисковых отрядов в район деревни Сяндеба. Это очень непростая, но очень нужная работа - находить и захоранивать бойцов, погибших в августе - сентябре 1941 года в Карелии, на дальних подступах к Ленинграду. Сейчас развернулась большая дискуссия о необходимости перезахоронения - после круглого стола в Государственном Эрмитаже. Многие его сотрудники выступили против такой деятельности.

Автор находится в недоумении. Ведь это наш общий долг - предать земле с воинскими почестями тех, кто отдал жизнь за Родину и не был достойным образом захоронен. В большинстве случаев никакого захоронения и не было вовсе: солдаты лежат под слоем дерна так, как их застала смерть - от пули ли, от осколка. В лучшем случае останки находятся в санитарном захоронении - яме или воронке, куда сваливали тела, и забросаны сверху камнями или землей, без каких-либо опознавательных знаков.

Есть и еще одна важная часть истории - возвращение имени. Среди бойцов 3-й дивизии народного ополчения был высок процент носивших медальоны. Следовательно, есть надежда не просто найти и захоронить, но возвратить семье доброе имя героя, заполнить неизвестность, вызванную сообщением «пропал без вести».

Подвиг людей, вставших на пути вражеских войск в сентябре 1941 года в Карелии, не больше и не меньше подвига тех, кто защищал Ленинград на других направлениях, Москву, Киев, Минск. И есть опасность (ей часто поддаются краеведы всех мест и местечек) пытаться показать особую, исключительную роль отдельных частей и объединений. И все же, тем не менее, подвиг 3-й дивизии народного ополчения должен быть известен жителям нашего города. Простые горожане вместе с кадровыми военными встали стеной на пути противника, разрушили планы окончательного удушения Ленинграда. 

Когда перед автором встал вопрос о подборе иллюстрации к статье, обнаружилось, что несколько наиболее известных снимков, относящихся к истории блокадного Ленинграда, вошедшие в золотой фонд блокадной фотожурналистики, относятся именно к истории формирования 3-й дивизии народного ополчения. Ими мы и проиллюстрируем публикацию.

На снимке: ополченцы 3-й дивизии народного ополчения в строю. На переднем плане - участник Первой мировой и гражданской войн Т.С. Кутузов.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, помощник адвоката, 50 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии