Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Осторожно, новый учебный год: наркодилеры возвращаются с каникул

 Фото: Сергей Венявский/РИА «Новости» Фото: Сергей Венявский/РИА «Новости» В начале августа в Сибири прошел съезд Ассоциации наркологов России. Они констатировали, что наркомания в России стареет, однако по-прежнему самой острой остается проблема наркозависимости среди подростков. В лидерах подростковой наркомании - Москва и Санкт-Петербург.

Главный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн сообщил на съезде, что за последние несколько лет удалось снизить спрос на наркотики среди старшеклассников. По словам директора Научно-исследовательского института наркологии - филиала ФГБУ «ФМИЦПН им. В. П. Сербского» Минздрава России Татьяны Клименко, возрастная граница основного контингента потребителей сдвинулась до 30 лет. Однако в мегаполисах, и в первую очередь в обеих столицах, а также в Екатеринбурге, этот вопрос по-прежнему актуален в первую очередь для подростков. Новая особенность подростковой наркомании - интерес потребителей к психоактивным веществам, причем чуть ли не ежедневно появляются новые предложения.

О том, как ведется борьба с подростковой наркоманией в Санкт-Петербурге в преддверии нового учебного года, когда в город возвращаются не только потенциальные потребители, но и наркодилеры, «ОК-информ» поговорил с руководителем Молодежной службы безопасности Леонидом Армером. Напомним, эта организация уже 15 лет в тесном взаимодействии с правоохранительными органами борется с самыми опасными вызовами петербургской молодежи, в том числе сектами, педофилами, торговцами людьми, наркодилерами.

Леонид Армер: «Старую ФСКН разрушили, новую пока не достроили»

- Леонид, по вашим наблюдениям, насколько заметна активность распространителей наркотиков в конце лета и в начале учебного (школьного и студенческого) года?

- Сказать, что сейчас будет какой-то взрыв распространения наркотиков, я не могу - это было бы спекуляцией. Хотя, действительно, 3 года назад в канун учебного года был просто шквал распространения спайсов - их рекламу писали на асфальте чуть ли не на каждых 10 метрах. Но за последние два года эту деятельность все-таки удалось пресечь, и я бы не сказал, что сейчас что-то такое начнется. Однако очевидно, что процесс все-таки идет: с каникул возвращаются не только распространители, но и потребители наркотиков. И именно из-за них возможен подъем.

- Вы работаете в том числе и по социальным сетям, популярным среди молодежи. А там заметен какой-то всплеск интереса к наркотикам?

- Пока мы этого не видим. В среднем как было, так и есть. Было бы наивно думать, что именно к 1 сентября нарколаборатории выступили бы с какими-то особыми предложениями. Хотя, конечно, сезонный всплеск все-таки есть всегда. В начале лета потребители уезжают - интерес падает. В конце лета - наоборот.

- Кстати, о ФСКН (бывшая Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Упразднена Указом президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156; функции и полномочия ФСКН России переданы МВД России. - Ред.). Заметны какие-то результаты реформы этой системы?

- К сожалению, да, заметны. Тех уже упразднили, а новое УКОН (управление по контролю за оборотом наркотиков) еще не заработало. Туда устроили очень жесткий отбор, в том числе из бывших сотрудников ФСКН. В Петербурге давно есть штатное расписание УКОНа, но значительное число сотрудников практически заново жестко проверяют. Поэтому оно есть, но полноценно еще не заработало. Мы очень надеемся, что скоро все восстановится. Туда перешли хорошие люди из районных отделов и главка, но хотелось бы поскорее процесс завершить.

- А кто сейчас занимается борьбой с наркотой?

- Они и работают. Есть свои подразделения в районах, уголовный розыск тоже, конечно. Но, конечно, некоторые последствия такого процесса есть: некоторые злодеи на местах уже проснулись, это прочувствовали и заработали активнее.

Полиция в растерянности: для провайдеров закон не писан

- Леонид, сейчас основной способ распространения дури - интернет, социальные сети. Сотрудники ФСКН и раньше жаловались на трудности не столько в обнаружении, сколько в привлечении к ответственности наркодилеров из-за законодательной неразберихи. А сейчас ситуация изменилась как-то?

- Не в лучшую сторону. Нам люди присылают какую-то первичную информацию, что вот тот-то занимается распространением. Бывают, конечно, отдельные отморозки, кто этим занимается прямо со своего аккаунта. Но зачастую они все-таки подставные. А мы же не имеем доступа к серверам в ВК, например. Передаем эту информацию полиции. Но там - это очень технически длительный процесс. Полиция зависит от скорости ответа провайдера, но бывает такое, что провайдер может и вовсе не ответить. Да, я знаю факты, когда провайдер попросту не реагирует на официальный запрос правоохранительных органов, так называемого «отдела К». Они просят подтверждение ip-адреса, а им просто не отвечают! Мы с городской прокуратурой и МВД думали, что делать, целый год с ними боролись, в суд подавали. И так пока и ничего (это, конечно, редкий случай, в основном все провайдеры идут на контакт). Но что делать   - мы не знаем. Просто никому в голову не приходило, что можно просто не реагировать. И это большой пробел в законе.

- Многие жалуются, что обращаются в полицию по поводу случаев распространения наркотиков, а реакции - ноль...

- Так называемая «низовая» полиция на местах зачастую действительно не знает, что делать. Находится в полной растерянности. Это вопрос квалификации, конечно. Мы как-то работали по теме попрошаек с детьми - так там столько всего было! Их надо поймать, доставить в суд, оформить, а зачастую у полицейского даже бензина на это нет, потому что горючего тогда может не хватить на что-то более серьезное. И мы писали инструкции, вместе с МВД и прокуратурой распространяли их по стражам порядка на местах, чтобы они все-таки реагировали должным образом. Сейчас реагируют, но на это ушло года полтора-два.

Самая опасная - новая старая «дурь»

- Что сейчас представляет наибольшую опасность для молодых людей - тех, кто уже подсел на наркоту или является потенциальной жертвой?

- Новые средства появляются постоянно, но опасность в том, что их никто не тестирует. Опиаты (тяжелые наркотики типа героина) теперь, к счастью, среди молодежи непопулярны. Мне трудно представить, чтобы кто-то сразу попробовал героин. Но лаборатории постоянно химичат новые смеси, соединения, которые не могут определить даже специалисты. У меня был случай из практики, когда молодой человек - талантливый химик - испытывал на себе новые лекарства. Его взяли наркополицейские, решив, что он под кайфом. Но в лаборатории не смогли определить, что за смесь у него - у них не было даже такой формулы! Еле-еле удалось убедить, что парень - не наркодилер и не наркоман, а просто такой вот сумасшедший гений. Но опасность в том, что без тестирования нельзя узнать смертельную дозу. И это беда последних лет. Я в школах, когда разговариваю с ребятами, постоянно говорю им: «Ни вы, ни врачи можете даже не узнать, что вам продадут и от чего вас спасать».

- Речь идет о каких-то новинках?

Там может быть все что угодно. Часто под старым названием можно купить что-то новое, смертельно опасное. Помните, около года назад под Новый год прошла целая волна смертей от спайсов? ФСКН тогда говорила, что это новый вид смеси, в которую что-то добавили, сохранив название. А мне один химик объяснил, что не добавили, а, наоборот, убавили. И то, что осталось, начало восприниматься организмом, грубо говоря, как героин. И человек умирал как от передозировки героином, от удушья. У них просто останавливалось дыхание.

- Это импортная отрава, из Китая, или и нашей хватает?

 - Массово идет из Китая, но есть и у нас. Безработный химик может прямо на кухне сделать из бытовой химии, продающейся в соседнем магазине. Помните, книга была - «Хищные вещи века»? При желании смертельное оружие можно сделать из чего угодно. Это как топор, которым можно дом срубить, а можно убить.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Валентин, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии