Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Двери в Турцию распахнули шире

 Фото: Александр Николаев/Интерпресс Фото: Александр Николаев/Интерпресс Вчера случилось то, чего десятки тысяч российских туристов ждали почти год: после дипломатической паузы Кремль наконец-то снял ограничения на чартерные рейсы в Турцию. Этот шаг, по мнению экспертов, может резко понизить стоимость путевок на тамошние курорты. Однако вряд ли ими воспользуется так уж много россиян: «высокий» сезон почти закончен, и ажиотажного спроса на турецкий отдых не ожидается.

Кроме того, многие в России еще дважды подумают, стоит ли ехать в страну, в которой в последние месяцы слишком часто гремят теракты. Тем не менее - как говорится, «лучше поздно, чем никогда».

Одним росчерком пера

Вчера днем было опубликовано постановление правительства о возобновлении чартерных полетов из России в Турцию. Этого документа ждали давно - как минимум с 30 июня, когда Владимир Путин, получив извинения от президента Эрдогана за сбитый самолет, смягчил ряд санкционных мер против Анкары. И первым делом он разрешил вновь продавать путевки на турецкие берега, а также чартерные рейсы.

Москва явно не хотела после первых же извинений Эрдогана широко раскрывать объятия и тем самым «терять лицо». К тому же в Кремле явно хотели сделать паузу, чтобы проверить искренность намерений Эрдогана. 

С турами все завертелось быстро, и наиболее истосковавшиеся по турецким берегам россияне рванули за путевками в агентства. А вот чартеры забуксовали: без разрешения кабинета министров и Минтранса их организация оказалась невозможной. Как следствие - цены на турецкий отдых зашкаливали из-за дороговизны регулярных полетов: средний чек на десятидневный отдых в «четырех звездах» для семьи из трех человек составлял около 100 тысяч рублей. Так что турпоток из России, вопреки ожиданиям турецких отельеров, оказался более чем скромным.

С 30 июня в Минтрансе и правительстве по поводу чартеров говорили о каких-то туманных «технических сложностях». А в авиакомпаниях - о том, что, дескать, все самолеты еще в преддверии лета перераспределили на другие направления, и на турецкие чартеры их просто не осталось. Политологи отмечали: Россия явно тянула с возобновлением турпотока по нескольким причинам.

Первая из них - Москва явно не хотела после первых же извинений Эрдогана широко раскрывать объятия и тем самым «терять лицо». Во-вторых, в Кремле явно хотели сделать паузу, чтобы проверить искренность намерений Эрдогана. А также оставить себе весомый козырь в виде чартеров в дальнейших переговорах с Анкарой - мало ли что пойдет не так. Наконец, третья причина была и вовсе очевидна: буквально за пару дней до того, как Путин снял запрет на продажу путевок в Турцию, в аэропорту Анкары прогремело сразу несколько взрывов, унесших десятки жизней случайных туристов. Впрочем, взрывы в турецких городах (в том числе в Стамбуле) и ранее гремели с завидной регулярностью. Так что сразу полностью восстанавливать турпоток для Кремля значило откровенно подставиться.

Конец «мертвого сезона»

По мнению аналитиков туррынка, девятимесячный запрет на чартеры нанес весьма чувствительный удар как по турецкой, так и по российской туриндустрии. Турция, и так потерявшая из-за бесконечных терактов и проблем с безопасностью львиную долю туристов из Европы (в основном англичан и немцев), понесла огромные убытки, лишившись еще и щедрых гостей из России. Отельеры, гиды и работники сферы услуг все это время кляли Эрдогана на чем свет стоит. Падение турпотока и впрямь было обвальным: если в 2015-м Турцию посетили более 3 млн россиян, то в этом году число наших туристов вряд ли превысит 300 тысяч.

Ни для кого из туроператоров не было секретом: регулярные рейсы в Турцию никогда не были популярны у россиян. Какие бы большие скидки ни давали пустующие турецкие отели, стоимость авиабилетов все равно съедала все эти бонусы. А российская туриндустрия всегда ориентировалась на небогатого туриста, предпочитающего турецкие курорты именно из-за дешевизны - при относительно высоком сервисе. С учетом того, что в 2016-м закрытым для россиян оказался и Египет (из-за теракта на борту самолета «Когалымавиа» в Шарм-эль-Шейхе осенью 2015-го), нынешний «высокий сезон» стал для российского турбизнеса полным кошмаром. Впрочем, как признаются сами туроператоры, общую унылую картину лета несколько скрасили Тунис, курорты Краснодарского края и отчасти Крыма.

С умеренным оптимизмом

По данным Минтранса, авиакомпании уже начали одна за другой подавать заявки на чартерные рейсы в Турцию. Они, как и туроператоры, рассчитывают заработать на любителях «бархатного сезона». «Сентябрь - это месяц, когда в Турцию традиционно ездят семьи с маленькими детьми. Так что у многих туроператоров есть шансы реализовать свои осенние программы», - говорит вице-президент Ассоциации туроператоров РФ Дмитрий Горин. А спикер Tez Tour Лариса Аханова уверяет: ее компания сможет отправить первые чартерные рейсы в Турцию уже на этой неделе. «Думаю, что речь пойдет о вылетах из Москвы, Петербурга и еще двух-трех региональных центров», - говорит Аханова.

По расчетам туроператоров, с возвращением чартеров стоимость средней путевки снизится на 15 - 20%, и цены будут начинаться от 30 - 35 тысяч рублей на человека.

По расчетам туроператоров, с возвращением чартеров стоимость средней путевки снизится на 15 - 20%, и цены будут начинаться от 30 - 35 тысяч рублей на человека. «У нас есть хорошая возможность “долетать” бархатный сезон, который длится до конца октября. Турецкое направление будет интересным - при условии, что курс доллара сохранится на текущем уровне», - говорит Аханова.

А вот пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина настроена не столь оптимистично - она считает, что ажиотажного спроса на турецкие курорты не будет. «Да, стоимость турпакетов в Турцию упадет, но нужно понимать, что это направление уже мало кого интересует. Ведь до конца сезона - всего полтора месяца: сентябрь и пол-октября. Так что не стоит ждать лавины россиян в Турцию - большая их часть уже вернулась на родину с детьми школьного возраста», - утверждает она.

Впрочем, если взглянуть на ситуацию шире, то не суть важно, когда именно самолеты из России полетят в турецком направлении задешево и забитые под завязку. Если не этой осенью, то уж точно - будущей весной и летом. Ведь для обычного российского туриста важны не доходы отечественной туриндустрии, а возможность комфортно отдохнуть на море за нормальные деньги. Так что в целом решение правительства направлено в нужное русло, признают эксперты. При этом, кстати, оно оформлено так предусмотрительно, что в случае, если турки нарушат хотя бы одно правило безопасности полетов, разрешения на чартеры вновь могут быть отменены.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, мама двоих детей, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии