Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Госзаказ без экономии

 Фото: Андрей Вахтин/OK-inform Фото: Андрей Вахтин/OK-inform «Общественный контроль» подвел первые итоги проекта «Госзаказ недели». Как выяснилось, на самых дорогих закупках госзаказчики Петербурга фактически не экономят. Огромные суммы достаются единственным поставщикам в отсутствие конкуренции, а вместо понижения цены порой даже повышаются

Проект «Госзаказ недели» был запущен «Общественный контролем» полгода назад. Каждую неделю мы находили самые дорогие госзаказы, объявленные в Санкт-Петербурге, и сообщали о них читателям. Если петербургская «прописка» являлась чистой формальностью и фактически речь шла о выполнении заказов для других регионов, то такие закупки мы не учитывали. Однако заказы госкомпаний, зарегистрированных в городе («Ростелеком», «ТГК-1», авиакомпания «Россия» и т. д.), и касающиеся их деятельности в целом, попадали в выборку.

По истечении полугода пришло время подвести первые итоги проекта. За это время было проанализировано 28 конкурсов на 104,5 млрд рублей. Общий объем фактически заключенных контрактов составил 97,9 млрд рублей. Казалось бы - налицо экономия 6,6 млрд. Но стоит изучить эти заказы поближе, как выясняется, что никакой экономии на самом деле нет.

Экономия наоборот

Сразу отметим: итоги двух конкурсов на общую сумму почти 3,5 млрд рублей пока не подведены. Один конкурс на миллиард был отменен и еще один - на 1,1 млрд - был признан несостоявшимся. По двум конкурсам (на 965 млн и на 2 млрд рублей) информация об итогах на сайте госзаказа не опубликована. Если сложить все эти цифры вместе, то весы качнутся в противоположную сторону - эффективность госзакупок из нашей выборки окажется отрицательной.

Почему так получается? Во-первых, почти половина закупок (13 из 28), о которых идет речь, были неконкурентными изначально, поскольку сразу делались у единственного поставщика, нередко - у аффилированной структуры. Примеры - покупка компанией «Транснефть» недвижимости у собственной «дочки» за 8 млрд рублей или покупка газа одной структурой «Газпрома» у другой.

Почти половина закупок (13 из 28), о которых идет речь, были неконкурентными изначально, поскольку сразу делались у единственного поставщика, нередко - у аффилированной структуры

Кроме того, объявленные конкурсы далеко не всегда собирали большое количество претендентов. Так, на два из них вообще не было подано ни одной заявки, еще на два пришло по одному претенденту. Столько же конкурсов собрало по два, по три и по четыре участника. Причем одну из закупок, на которую было подано четыре заявки, отменила Федеральная антимонопольная служба. В итоге чистая экономия по итогам различных закупочных процедур составила скромный 1 млрд рублей.

Но самый шокирующий факт, который выявил «Общественный контроль», заключается в том, что порой госзаказчики умудряются не только не экономить, но даже завышать цену! Например, в упомянутом выше заказе «Транснефти» начальная цена контракта указывалась в размере 6,8 млрд рублей, но в итоге контракт был заключен на 8 млрд. Или компания «ТГК-1» - искала подрядчика на достройку двух бизнес-центров за 2,4 млрд рублей, а нашла… за 2,8 млрд.

Наконец, что касается двух госзакупок, информация об итогах которых не опубликована, а по сути - скрыта от глаз общественности. Возможно, процедуры по ним прошли вполне успешно, однако одна из задач системы госзаказа - формирование прозрачности госзакупок и общественного контроля за ними. И эта задача в данном случае осталась невыполненной.

Предвидя возможный упрек в том, что «Общественный контроль» анализировал закупки, не разделяя их на те, которые проводились по 44-ФЗ (регламентирует закупки госорганов) и 223-ФЗ (для госкомпаний), процитируем преамбулу к 223-му закону: «Целями регулирования настоящего Федерального закона являются<…> развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений».

Закон - не панацея

Напомним, что к похожим выводам «Общественный контроль» пришел, проанализировав статистику по госзаказам в целом по стране, подготовленную Минэкономразвития. Вкратце, вывод такой: чем выше стоимость заказа, тем меньше конкуренция за него.

«Я скептически отношусь ко всем этим госзаказам, потому что чаще всего это симулякры: сегодня ты выигрываешь конкурс, завтра - я, - рассуждает профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Андрей Заостровцев. - Здесь вопрос в том, что власть у нас плохо контролируется. Эти конкурсы ради конкурсов - они часто бессмысленны. Если ты хочешь воровать, то найдешь возможность воровать и с конкурсом… Если совести нет - ее ничто не заменит. Никакие бюрократические ухищрения ничего не дадут, если общество нацелено на то, чтобы при первой возможности украсть. И они найдут такую лазейку в любом случае. Вот в Швеции или в Финляндии не воруют не потому, что там конкурс. Мы списывали эти законы с них, но у нас все равно все будет по-другому, потому что у нас люди живут сегодняшним моментом, никто не знает, что будет завтра. Должно измениться общество. И наивная вера в то, что мы примем закон и у нас все засверкает, - это неверно. От закона кое-что зависит, но далеко не все».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, в поиске работы, 28 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии