Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Трудный разговор в Ханчжоу

 Фото: http://kremlin.ru Фото: http://kremlin.ru Сегодня на саммите «большой двадцатки» в китайском Ханчжоу президент РФ Владимир Путин встретился с американским коллегой Бараком Обамой. Судя по высказываниям представителей Госдепа США, этот мини-саммит должен был принести «настоящий прорыв» в сирийском урегулировании - после него российские ВКС и международная коалиция под шефством Америки должны начать действовать едва ли не заодно

Однако список условий, выдвинутый Госдепом России, говорит о том, что американцы в обмен на свое взаимодействие просят от нас слишком многого. Так что либо условия сделки им придется смягчить, либо встреча Путина и Обамы останется лишь красивой формальностью - как бывало уже не раз.

Диалог с «человеком в изоляции»

Перед сегодняшней встречей американский лидер Обама наверняка вспомнил другую «двусторонку» с Путиным, также состоявшуюся в рамках саммита «большой двадцатки». Это было ровно три года назад в российской Стрельне, и тогда их встреча тоже «не была запланирована». Тем не менее, когда перед очередным заседанием «Джи20» Путин отозвал Обаму в сторонку и они уселись на диванчик в холле, остальные 18 мировых лидеров сочли вполне уместным подождать, пока они поговорят. Ведь на кону тогда стоял мир на Ближнем Востоке. Президенты ждали десять, двадцать, двадцать пять минут… Наконец спустя полчаса Путин и Обама вошли в общий зал, и заседание началось. Как выяснилось потом, за эти полчаса Владимир Путин спас целую страну - Сирию.

На тот момент ее обвиняли во владении химическим оружием, и мощная эскадра НАТО, специально пришедшая в Средиземное море, уже навела сотни своих пушек и ракет на ключевые объекты в Дамаске. Так вот, за эти полчаса Путин не только объяснил Обаме, почему на Сирию не имеет смысла нападать вот так «в лоб», но и как тому «сохранить лицо», отказавшись от своих намерений. Говорят, после этой беседы хозяин Белого дома на самом деле испытывал огромную личную благодарность к Путину. Но, к сожалению, отношения президентов никак не влияют на отношения между государствами - по крайней мере, в случаях России и Америки.

Проблема была в одном - когда США давали отмашку на начало травли России, лидер США и в страшном сне представить себе не мог, что с «изолированным» Путиным ему предстоит встретиться еще не раз

Поэтому после той встречи администрация США успела последовательно организовать на Украине «евромайдан», посадить марионеточный режим в Киеве и ввести против России целый спектр экономических санкций. В какой-то момент, когда хозяин Белого дома понял, что вынужден сделать шаги, после которых Путин никогда не подаст ему руки, он поспешил заявить - «лично встречаться с лидером РФ он не намерен, поскольку не видит в этом смысла». Ну, это как если бы вы подселили на лестничную площадку к своим хорошим знакомым огромную кампанию гопников-пропойц, а потом сказали бы: «Знать этих Ивановых больше не желаем!» В общем, Обама тогда «сохранил лицо» таким вот странным образом.

А после того как Россия присоединила к себе Крым, именно Обама клятвенно пообещал, что «отныне руководство РФ попадет в многолетнюю изоляцию». Люди из его администрации принялись наперебой выставлять лидера РФ как «политического изгоя» и «парию», а крупнейшие американские СМИ тут же принялись лихо это все тиражировать на весь мир.

Проблема была в одном - когда США давали отмашку на начало травли России, лидер США и в страшном сне представить себе не мог, что с «изолированным» Путиным ему предстоит встретиться еще не раз. Причем не в огромной аудитории, на каких-то форумах или конгрессах, а вот так - лицом к лицу. И при этом ему опять придется смотреть лидеру РФ прямо в глаза… Так что легко представить, с какими тяжелыми чувствами Обама сегодня встречался с Путиным.

Особенно если учесть, что в геополитике он, как президент, «ориентированный внутрь США», разбирается как минимум на порядок хуже Путина. И еще хуже - в тонкостях того, что происходит в Сирии, особенно в районе Алеппо. Главный же парадокс этой встречи состоит в том, что программа-максимум для двух лидеров - скрепить своей договоренностью общий план урегулирования в Сирии. План, каждый пункт которого в течение трех последних месяцев потом и кровью согласовывали главы МИД России и Америки - Сергей Лавров и Джон Керри.

Чего потребует Америка

Судя по публикациям мировых агентств, некоторые детали «сделки по Сирии» стали известны как раз за день до встречи двух президентов. Они якобы случайно попали в прессу из письма спецпредставителя США по Сирии Майкла Ратни, адресованного вооруженной оппозиции.

Но главное - наконец-то отделить «правильных» боевиков от «неправильных», после чего первых - всячески поддерживать, а вторых - нещадно уничтожать

Из него следует, что, если Москва и Вашингтон договорятся, то это будет означать как минимум три принципиальных момента. Во-первых, предполагается на какое-то время объявить режим прекращения огня по всей Сирии, чтобы доставить гуманитарную помощь в самые нуждающиеся в ней регионы страны.

Во-вторых, по условиям сделки Россия должна убедить правительство Асада отказаться от использования авиации и полностью прекратить бомбежки позиций основных группировок сирийской оппозиции. Третий пункт (опять же, касающийся обязательств РФ) предполагает отвод сирийских сил от ключевого шоссе к северу от города Алеппо - именно за него сейчас идут самые тяжелые бои между армией Сирии и боевиками. По мысли американцев, эта зона должна стать полностью демилитаризованной, то есть использование любых вооружений там будет под запретом.

Что предлагает Америка взамен? Прямо скажем, не слишком много. Во-первых, США обещают - в случае выполнения Москвой всех перечисленных требований - начать координировать свои действия с активностью российских Военно-космических сил. Во-вторых, американцы обещают наладить взаимный обмен разведданными. В третьих - начать координировать с Россией удары по террористам «Исламского государства», «Джебхат ан-Нусры» и другим радикалам. Но главное - наконец-то отделить «правильных» боевиков от «неправильных», после чего первых - всячески поддерживать, а вторых - нещадно уничтожать.

Насколько велик «пряник»?

Эксперты уверены, что такой обмен вряд ли можно назвать равноценным. По крайней мере, в том случае, если не уменьшить список требований к России. Выполнение первого пункта договоренностей - насчет полного прекращения огня - с нашей стороны и со стороны Асада вполне возможно. Но вот как заставить прекратить огонь боевиков «ИГ»? Или, по мысли Вашингтона, для этого им вполне хватит одергивающего телефонного звонка из Катара или Саудовской Аравии?

Эксперты уверены, что такой обмен вряд ли можно назвать равноценным. По крайней мере, в том случае, если не уменьшить список требований к России

Второй и третий пункты, по мнению аналитиков, - это прямое вмешательство в отношения России и Сирии, то есть Владимира Путина и Башара Асада. Получается, ради того чтобы иметь драгоценную возможность планировать боевые операции и воевать вместе с США, Москва должна буквально «за уши» оттащить подразделения сирийской армии от мест ключевых боев (где в последние дни они стремительно отвоевывают преимущество) и дать боевикам возможность спокойно восстановить силы, получить пополнение и перегруппироваться.

Так, кстати, происходило уже не единожды. И каждый раз очередное перемирие оборачивалось для войск Асада столкновением с гораздо более сильным, отдохнувшим и подготовленным противником, чем до боевого затишья, поэтому для того, чтобы Владимир Путин вновь решился попросить Башара Асада отдать приказ прекратить огонь, нужны очень серьезные основания и компромиссы со стороны США. Но их, судя по всему, нет.

Это понимают и в Вашингтоне. Перед переговорами американский лидер заявил:

- У нас есть очень серьезные разногласия с русскими - как относительно сторон, которые мы поддерживаем, так и процесса, который необходим, чтобы добиться мира в Сирии. Без уступок со стороны Москвы в части снижения уровня насилия и обеспечения гуманитарного доступа трудно предвидеть, как мы перейдем к следующему этапу, - заявил Обама.

Таким образом, главная скрытая цель анонсированного Госдепартаментом «политического прорыва» - используя Россию, максимально связать руки Асаду, а заодно - дать «демократической оппозиции» восстановить силы и перевооружиться

- С точки зрения интересов США, как их понимает администрация Барака Обамы, главная опасность состоит в нарастании на Ближнем Востоке влияния России и Ирана, а также других последствий военно-технического сотрудничества Москвы и Тегерана. Укрепление позиций Турции - также вызов для США, особенно учитывая непредсказуемый характер политики Турции, а также стремление Эрдогана играть на противоречиях России и Запада. Ну и, наконец, сохранение у власти Башара Асада также не вписывается во внешнеполитические приоритеты США, - говорит Петр Искендеров, эксперт Института славяноведения РАН. - США сейчас слишком заняты президентскими выборами, и они не станут вносить какие-то корректировки в свою политику в Сирии. Тем более - не будут сейчас вырабатывать новую политику. Максимум, что Америка сейчас может попытаться сделать, - это развести противоборствующие стороны. Может попытаться договориться с Турцией, чтобы она не начинала полномасштабные военные действия против курдов, а еще - уговорить курдов не вступать в войну с Турцией. Проще говоря, основная задача Штатов в Сирии - в том, чтобы до ноября там не вспыхнула полномасштабная война между союзниками США, то есть Свободной Сирийской армией, курдами и Турцией. Скорее всего, из-за этого Анкара, поняв, что сейчас ничего от США ждать не приходится, начала действовать самостоятельно и ввела в Сирию войска, - предполагает эксперт.

Таким образом, главная скрытая цель анонсированного Госдепартаментом «политического прорыва» - используя Россию, максимально связать руки Асаду, а заодно - дать «демократической оппозиции» восстановить силы и перевооружиться - создать все основания для того, чтобы противостояние вокруг Алеппо и других точек Сирии продолжалось как можно дольше, и перелома в войне не произошло. А уж там, после президентских выборов, разберемся, считают в Вашингтоне. Думается, что все эти расклады прекрасно понимают в Кремле. Поэтому и шансы на то, что Москва примет все предъявленные к ней Америкой требования, и «политический прорыв» таки случится, крайне невысоки.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгения, пенсионерка, 67 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии