Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

На Псковщине вспоминают жертв Холокоста и неизвестных вандалов

 Фото: Руслан Романовский/Nevel.me Фото: Руслан Романовский/Nevel.me Сегодня исполнилось 75 лет со дня массового расстрела гитлеровскими захватчиками в сентябре 1941 года жителей города Невеля еврейской национальности в местечке «Голубая Дача». Тогда были убиты тысячи людей - в основном старики, женщины и дети. Траурная дата в этот раз омрачена выходкой вандалов, в конце августа разворотивших надгробия и осквернивших мемориал

Это вызвало гнев и возмущение у жителей города, а вот местные правоохранительные органы отнеслись к вопиющему ЧП достаточно равнодушно.

А что делают стражи порядка?

В Невеле это уже третий акт вандализма за последнее время. Этим летом вандалы осквернили памятник Герою Советского Союза Маншук Маметовой, а вслед за ним - и монумент освободителям города.

По словам депутата районного Собрания Андрея Вихмана, во всей этой истории больше всего вопросов вызывает стороннее отношение органов правопорядка к случившемуся. На последней сессии начальнику полиции был задан вопрос относительно возбуждения уголовных дел по фактам вандализма. Его ответ озадачил парламентариев: не было заявления от пострадавших.

- Интересно, от кого они его ждали? - комментирует случавшееся по просьбе корреспондента ОК-информ Андрей Вихман. - От Маншук Маметовой или от ее земляков, которые несколько лет назад специально приезжали из Казахстана, чтобы капитально отремонтировать памятник?

Как рассказал корреспонденту ОК-информ заместитель главы Администрации городского поселения «Невель» Николай Сафронов, после случившегося в самом районном центре в адрес полиции было направлено письмо, в котором внимание органов правопорядка обращалось на недопустимость подобных фактов.

- В первую очередь нас интересовало, какие меры стражи порядка планируют принять для того, чтобы подобного впредь не повторялось. Будет ли организовано дополнительное патрулирование или полиция использует технические средства, чтобы обезопасить значимые для города объекты. Ответа мы не получили, а тут - как раз накануне 1 сентября - вандалы осквернили мемориал «Голубая дача», - добавил глава. - Справедливости ради следует добавить, что на этот раз правоохранительные органы все-таки начали действовать. Во всяком случае невельская районная прокуратура сразу после случившегося возбудила уголовное дело по факту повреждения мемориального комплекса в местечке «Голубая дача» (по статье «повреждение надмогильных сооружений»). Подозреваемых пока не нашли, тем не менее дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки.

Впрочем, и тут не обошлось без скандала. Ведь сначала местные руководители полиции говорили, что осквернение мемориала - это не вандализм, а начатый кем-то неизвестным незапланированный ремонт

Псковский Бабий яр

Сегодня много вспоминают об ужасах, творившихся в оккупированном фашистами Невеле. Вот такую информацию корреспондент ОК-информ отыскал в материалах Акта чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников в городе Невеле и Невельском районе. Напомним, что город был захвачен немцам 15 июля, и сразу же начались репрессии. Так описывали происходящее свидетели тех страшных событий:

«21 июля 1941 года во дворе дома № 58 по Витебскому шоссе немцы расстреляли группу красноармейцев 60 человек и тут же зарыли их в двух ямах. На улицах города постоянно слышались винтовочные выстрелы и пулеметные очереди - это расстреливались военнопленные бойцы и командиры Красной Армии. Такая же участь ждала и мирное население. Немцы без разбора хватали людей на улице, вытаскивали из домов и тут же их расстреливали без суда и следствия».

Но особенно лютовали захватчики в августе 1941 года. Тогда, по распоряжению бургомистра, все еврейское население Невеля в течение трех дней должно было переселиться на территорию парка «Голубая дача», который находился в двух километрах от города. Туда насильно сгоняли женщин, детей, стариков, а 6 сентября начались массовые расстрелы. Вначале взрослых мужчин заставили выкопать ров, после чего их расстреляли. У матерей отобрали детей и расстреляли на их глазах. Затем очередь дошла и женщин.

По рассказам немецкого мотоциклиста, присутствующего при этом ужасе, каратели выводили по пять женщин к противотанковому рву, им завязывали глаза и заставляли раздеваться донага. Женщины в возрасте должны были оголить лишь верхнюю часть тела. Затем эсэсовцы сталкивали их в ров и расстреливали сверху. Однако этим не ограничилось уничтожение мирного населения города. Вот лишь одно, но весьма красноречивое воспоминание невельчанки Ксении Дмитриевны Берлин, которая уже после войны давала показания чрезвычайно комиссии о злодеяниях фашистов:

«Мой муж был арестован в сентябре 1941 года по подозрению, что он принадлежит к еврейской национальности. С первого дня его ареста я на протяжении 3 месяцев утром, в обед и вечером, ходила в тюрьму справляться, жив ли он. Наблюдала лично, как из городской тюрьмы утром и с наступлением темноты немцы на автомашинах вывозили по 45-50 человек арестованных в лес за поселок Зубарево и поселок Петино на расстрел. Я слышал, как стонали в кровь избитые и измученные люди, а немцы бесчеловечно били их прикладами и загоняли в машины. Были слышны крики арестованных: прощайте, погибаем! По моим подсчетам, немцы вывезли на машинах и расстреляли за три месяца 8 000 тысяч человек. В их числе был и мой муж».

В целом же по результатам расследования, проведенного Чрезвычайной государственной комиссией, включая жертв «Голубой дачи», гитлеровцы уничтожили более десяти тысяч мирных граждан. Оккупанты разрушили и всю социальную инфраструктуру: в районе после освобождения не осталось ни одной школы, фельдшерского пункта, больницы…

С тех пор прошло 75 лет, но вряд ли горожане могли предположить, что вырастет поколение, среди которого найдутся выродки, готовые будут поднять руку на общую память.

- Нужно отдать должное властям, потому что территорию мемориала быстро привели в порядок, - подчеркнула директор районного краеведческого музея Людмила Максимовская. - Благодаря стараниям активистов туда была проложена дорога, а потом ее заасфальтировали. Несколько лет назад на месте гибели невельских евреев установили двухметровую кованую менору. А весной на территории мемориала заложили Аллею праведников, как память о тех людях, которые, несмотря на грозящую им самим опасность, спасали людей, приговоренных фашистами к сметной казни.

Но сегодня особенно все задумываются над тем, есть ли способ избежать новых выходок вандалов?

- Только один - помнить! Помнить и постоянно рассказывать людям о том, что случилось здесь когда-то. Иначе все снова может возвратиться, - убеждена директор музея.

Справка ОК-информ

Согласно данным архива администрации Псковской области, в 1941 году, до начала войны, на территории региона проживало почти 1,5 млн человек. После освобождения, к началу 1945 года, численность населения области составила всего 500 тысяч.

Расстреляны, повешены и сожжены 391 607 мирных жителей. Угнано в Германию и другие страны - более 150 000 человек. Стерты с лица земли более 5 тысяч деревень области.

За четыре года практически все промышленные предприятия региона, коммунальное хозяйство, учреждения культуры и здравоохранения были разграблены или приведены в полную негодность. Общая сумма ущерба в ценах 1946 года составила почти 13,5 млрд рублей.

Фото: Руслан Романовский/Nevel.me

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, бухгалтер, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии