Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Народ и власть помнят блокаду по-разному

 Фото: wikipedia.org Фото: wikipedia.org Сегодня, 8 сентября, в России отмечается День памяти жертв блокады Ленинграда, которая началась ровно 75 лет назад

8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска захватили Шлиссельбург, сомкнув вражеское кольцо вокруг Ленинграда и оставив город на Неве без сухопутной связи с внешним миром. Снабжение города стало возможным лишь по воде и по воздуху, но тот объем продовольствия, который можно было доставить этими способами, не мог удовлетворить потребностей жителей Ленинграда.

В связи с нехваткой продовольствия с 15 сентября в Северной столице начали снижать нормы его выдачи, а с 20 ноября 1941 года рабочие Ленинграда стали получать по 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и иждивенцы - по 125 граммов. Люди были обречены на погибель.

Дорогу жизни создали в считанные дни

Руководство страны задумалось, как зимой снабжать Ленинград и вывозить из города имущество и работников ленинградских фабрик и заводов, которых еще не эвакуировали, а также раненых и больных. 13 ноября 1941 года на Ленинградский фронт поступил приказ об организации ледовой дороги по Ладожскому озеру. С 22 ноября по ней стали двигаться грузовики и гужевые повозки. Вскоре из Ленинграда по этой дороге эвакуировали больных, а обратно - жизненно необходимые грузы - в основном, продовольствие, топливо и боеприпасы.

В блокадные годы дорога из Ленинграда к Ладожскому озеру была узкой и мощеной. Проходила она через Всеволожск до Ваганово, дальше автотранспорт двигался по льду Ладожского озера между Осиновцем и Кобоной, в 20-25 километрах от позиций, занятых противником. В период навигации перевозки осуществлялись на судах Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства.

Именно эта дорога из Ленинграда через Ладожское озеро в деревню Кобона получила название «Дорога жизни». В наши дни так называется региональная автодорога А128 и мемориально-музейный комплекс, включающий 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 - вдоль железнодорожной ветки от Финляндского вокзала до Ладожского озера, по которой с 21 января 1942 года массово эвакуировали ленинградцев. Также в ММК «Дорога жизни» входит музей в поселке Осиновец, являющийся филиалом Центрального военно-морского музея.

Памятники на Дороге жизни

Сегодня, двигаясь на автомобиле из Петербурга к Ладожскому озеру, можно повторить тот путь, который проделывали блокадные грузовики. Если начать его с шоссе Революции, свернув на улицу Коммуны, а затем по Рябовскому шоссе двигаться до железнодорожной станции «Ржевка», то вы проедете «Ржевский коридор» - семикилометровую мемориальную трассу, являвшуюся конечным отрезком Дороги жизни, по которому в город доставлялись сотни тысяч тонн необходимых грузов.

Дальше, на третьем километре Дороги жизни, находится мемориальный комплекс «Цветок жизни», посвященный погибшим детям блокадного Ленинграда. Затем проезжаешь мемориал «Румболовская гора» во Всеволожске у перекрестка с Колтушским шоссе. Чуть дальше, у железнодорожной станции Рахья, находится мемориал «Катюша». В блокадные годы здесь, в деревне Корнево (в 1995 году стала частью поселка Романовка), дислоцировались зенитные части, прикрывавшие Дорогу жизни.

В деревне Коккорево, у Вагановского спуска Ладожского озера, стоит мемориал «Разорванное кольцо». Отсюда автотранспорт выходил на ладожский лед. Севернее, у железнодорожной станции «Ладожское озеро», поставлен на вечную стоянку паровоз, работавший в блокаду на Дороге жизни. Там же, в деревне Осиновец, находится музей «Дорога жизни», чья реконструкция была завершена в этом году.

На восточном берегу Ладоги, в деревне Кобона, куда доходили по льду машины из осажденного города, установлена памятная стела «Героям Дороги жизни», там же установлен памятник поднятой со дна Ладоги «полуторке» - легендарному советскому грузовику с открытым кузовом, на котором перевозили людей и продовольствие в блокаду. А на железнодорожной станции Войбокало, где заканчивалась Дорога жизни, стоит небольшой памятник, напоминающий о том, что в блокаду это был важный железнодорожный узел.

Памятные знаки, связанные с единственным путем, соединявшим Ленинград с Большой землей в блокаду, установлены и в других местах. Например, в деревне Дусьево, на повороте с Мурманского шоссе на север, в сторону Кобоны, стоит еще один памятник грузовику «ГАЗ-АА» - той самой «полуторке». Там же есть камень-валун в память о неизвестном шофере, погибшем на Дороге жизни. Примечательно, что многие памятные знаки на Дороге жизни являются неофициальными, созданы они по инициативе неравнодушных к героической истории этих мест.

Спорная инициатива властей

В начале этого года власти Ленобласти решили проложить пять новых туристических маршрутов по Дороге жизни, ориентированных на разные возрастные и социальные группы. Это маршруты для детей и молодежи, прохождение которых осуществляется в ходе выполнения заданий-квестов, маршруты для семей, ветеранов и спортсменов.

Петербургская писательница Наталья Соколовская, редактор блокадных дневников, назвала прокладку новых маршрутов по Дороге жизни псевдо-патриотической профанацией, которая оскорбляет память жителей блокадного Ленинграда

Правда, эта идея вызвала не только хвалебные отзывы. Например, петербургская писательница Наталья Соколовская, редактор блокадных дневников, назвала прокладку новых маршрутов по Дороге жизни псевдо-патриотической профанацией, которая оскорбляет память жителей блокадного Ленинграда.

«Думаю, что эту программу разрабатывали люди, которые плохо себе представляют, что такое блокада Ленинграда, что такое дорога, которую ленинградцы называли “Дорогой смерти” и “Ледовой трассой”, но никогда - “Дорогой жизни”. Это позднейшая находка журналистов», - сказала Наталья Соколовская в интервью РБК Петербург.

«К сожалению, довольно часто приходится сталкиваться с формальным отношением властей к вопросам сохранения памяти о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. И довольно часто средства, выделяемые на эти цели государством, расходуются неэффективно, потому что люди, их распределяющие, сами плохо знают историю», - поделился своим мнением с «Общественным контролем» Алексей Шварев, создатель сайта «Окрестности Петербурга» и активист Клуба истории и фортификации.

Памятники, о которых могут забыть

Алексей Шварев напомнил, что вокруг Петербурга сегодня немало мест, свидетельствующих о героической обороне Ленинграда. Тех же самых долговременных огневых точек, то есть ДОТов, в городе и его окрестностях более 200. Но должного внимания со стороны властей им не уделено. Делают из них музейные объекты энтузиасты.

Так было, к примеру, с ДОТом № 204 оборонительного рубежа «Ижора», построенном в 1943 году недалеко от улицы Димитрова в Купчино. Силами общественников он был отреставрирован и превращен в народный музей, восстанавливающий память о забытых страницах защиты Ленинграда.

Наиболее эффективным вложением бюджетных средств в дело сохранения памяти о войне и блокаде является установка информационных стендов в исторических местах с описанием того, что и когда там происходило

По частной инициативе был создан и выставочный комплекс «Сестрорецкий рубеж», а также восстановлен до музейного состояния артиллерийский полукапонир «Слон» (АПК-1), входивший в Карельский укрепрайон, который спас Ленинград от наступления финнов с севера.

«Когда пытаешься донести до комитета по культуре Ленобласти мысль о том, что объекты, участвовавшие в обороне Ленинграда, в том числе огневые точки, нужно сохранить, придав им статус памятников, то, как правило, понимания не находишь», - говорит Алексей Шварев. Зато энтузиасты стараются своими силами сохранить память о войне.

«Например, по инициативе местных жителей на Выборгском шоссе в населенном пункте “Садоводство” установлен мемориал летчикам, погибшим в 44-м году. Да, этот памятник существовал раньше, но при расширении трассы он мог навсегда исчезнуть, если бы не активность граждан. Благодаря неравнодушным приведен в порядок “миллионный” ДОТ в Белоострове. Есть и другие примеры. Но их могло бы быть гораздо больше, если бы власти помогали людям организационно и материально», - считает Алексей Шварев.

По его мнению, наиболее эффективным вложением бюджетных средств в дело сохранения памяти о войне и блокаде является установка информационных стендов в исторических местах с описанием того, что и когда там происходило.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Владимир, фотограф-ретушер, 32 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии